Афанасьева И., гр. РЛа-13-1

«Объединение вузов: вред или польза?»

Проблема укрупнения вузов стоит в настоящее время очень остро. И все относятся к ней по-разному. Кто-то, как например директор КемГУ В.С. Гершгорин, «не видит в этом драмы» и предполагает, что данное мероприятие «должно дать серьёзный эффект в плане концентрации сил, в плане появления междисциплинарных направлений, научных проектов». А кто-то считает, что качество образование от этого сильно пострадает, так как во главу угла ставится стремление к «безубыточности системы высшего образования всё более нацеленной на получение прибыли при сомнительном уровне профессиональной подготовки выпускников» (формулировка проблемы, есть противоречивые мнения)

Данная проблема чрезвычайно актуальна на сегодняшний день. От её решения зависит судьба нашего города, его экономического, экологического, культурного развития и процветания, зависит судьба высшего образования в области и вообще в Сибири.

Куда абитуриенты будут поступать? Уже сейчас растёт недовольство качеством высшего образования в Новокузнецке. Также всем известно, что вузы в Кемеровской области имеют невысокие рейтинги. Многие выпускники школ стремятся уезжать в другие города, такие как Новосибирск, Омск, Томск, Москва, Санкт-Петербург. Как отметил В.С. Гершгорин, в прошлом году более 40% выпускников уехали из города для поступления в вузы. Абитуриенты поступают в престижные и не очень университеты, по окончании которых остаются работать в городе, ставшим за годы учёбы родным. Такая тенденция налицо, и она возникла ещё задолго до проведения политики укрупнения вузов. Здесь к обозначенной проблеме присоединяется ещё одна проблема. Это проблема миграции населения. Редкий новокузнечанин не мечтает уехать из загазованного, пыльного, грязного, «бесперспективного», «отсталого» и ещё Бог знает какого Новокузнецка. Куда податься - это уже другой вопрос. Но уехать нужно обязательно, во что бы то ни стало. И особенно преуспевает в этих стремлениях молодёжь и люди среднего возраста. А тут ещё и вузы «сливают» в прямом и переносном смысле. Так и вовсе пора «делать ноги». И уезжают ведь не только абитуриенты и переводятся в другие вузы студенты, а и преподаватели, которые либо попали под сокращение, либо их не устраивает новое положение дел в объединённом университете. Таким образом, в нашем регионе происходит уже печально знакомая «утечка мозгов». Конечно, не такого глобального масштаба как в 90 - х., но всё же. А как же загазованному, пыльному, грязному, «бесперспективному», «отсталому» Новокузнецку развиваться, совершенствоваться, если перспективные, образованные, культурные, «продвинутые» люди будут уезжать в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск и другие города? Весь интеллектуальный потенциал уходит в центр. На периферии в основном остаются, либо энтузиасты своего дела, либо обыватели – люди, не стремящиеся к каким-либо эстетическим, духовным и научным ценностям, саморазвитию. Также растёт число деклассированных граждан. Откуда, например, взять творческих, креативных, прогрессивно мыслящих учителей, если в Новокузнецке закрыли педагогический институт как «неэффективный»? Вместо него мы получили «центр педагогического образования». Звучит как «кружок кройки и шитья». Нечто любительски-факультативное, маленький кусочек при большом университете. Такую «одежду» получил некогда славный Новокузнецкий государственный педагогический институт, а впоследствии педагогическая академия. Кто же захочет поступать не в Педагогическую Академию, а в «центр»? Лучше поедем туда, где есть «настоящий» педагогический вуз. Вот и получается замкнутый круг. Проблема объединения вузов усугубляет проблему миграции населения.

На повестке дня сейчас также стоит вопрос объединения КемГУ с СибГИУ, который вызывает противоречивые мнения. Если объединение этих двух вузов в скором времени всё же произойдёт, то выпускники закончат Южно-Кузбасский государственный университет. Но, как было отмечено в газете «Новокузнецк», «гарантирует ли «пафосный» статус получение более качественного образования?»

Бывший ректор кузГПА С.М. Редлих высказал следующую точку зрения на проблему объединения Вузов: «Объединение необходимо с точки зрения экономики и дальнейшего развития региона. В ближайшее время государство планирует значительную часть коммунальных платежей переложить на плечи вуза, поэтому содержание помещений станет разорительным. Страны, имеющие достижения в экономике, например, Финляндия, Индонезия, Япония, давно осознали, что университеты – локомотивы развития. Если юг Кузбасса хочет развиваться, а не оставаться на уровне сырьевого придатка, необходим основательный фундамент, а это классический университет». Существует также суждение, «что выпускников пед. университетов могут с успехом заменить выпускники классических университетов. Однако, по мнению многих российских учёных, оно может быть ошибочным. Дело в том, что учитель является ключевой фигурой при любом социальном устройстве государства и во все времена развития человеческой цивилизации. И готовят его в педагогических университетах в специально созданной и сложившейся системе педагогического пространства. И стандарт педагогического образования предусматривает большее количество часов, отведённых на педагогику, психологию, методику и технологии, педагогическую практику, в отличие от стандартов классического университета. Выпускники классического университета более успешно подготовлены к исследовательской и преподавательской деятельности с взрослыми людьми» (газета «Новокузнецк»). В.С. Гершгорин высказал мысль о том, что «нельзя сказать однозначно, даст ли объединение Вузов какой-то социальный и экономический эффект…Это нужно проверять. Фактически мы находимся в режиме такого социального эксперимента».

Во что выльется такой эксперимент для студентов и преподавателей, и для образования в целом говорить пока сложно. Возможно, к нашим чиновникам придёт осознание необходимости автономно существующего педагогического вуза, и Педагогическая Академия со временем будет восстановлена. Как, например, это было сделано в одной из областей РФ. А возможно личность учителя в школе и вузе и вовсе заменит техника. Такая перспектива тоже обговаривается. Научно- технический прогресс ведь не стоит на месте. Трудно что-либо прогнозировать. Время покажет.

Мы считаем, что идея объединения вузов в целом по стране не лишена здравого смысла. Возможно, такая политика оправдана для отдельно взятых университетов в конкретных регионах. Но ко всему следует подходить с рассуждением. Ведь если избавится от педагогических институтов, то легко можно загубить педагогическую профессию в целом, а заодно и школу, как социальный институт. Ведь роль учителя в формировании личности без преувеличения колоссальна. Никакая сверхсовременная техника не заменит для ребёнка живого человеческого общения. И только грамотный, профессионально «подкованный» учитель сможет не только передать ученику свои знания, но и повлиять на него, помочь не подпасть под влияние улицы или плохой компании, привить истинные ценности и жизненные ориентиры, поможет сделать правильный выбор, не заблудиться на жизненном пути. Конечно, нельзя отбросить такие факторы, как педагогический талант, педагогические способности, призвание к профессии. Но педагогом, как и профессионалом в любой другой области, не рождаются, а становятся. Также под влиянием опытных профессионалов, педагогов, мастеров своего дела, которые дают азы профессии, помогают сделать в ней первые шаги, делятся бесценным опытом. Поэтому профессиональным педагогом можно стать только в стенах профессионального педагогического вуза. Если мы уничтожим эти учреждения, не нужно потом удивляться, почему в обществе процветают преступность (в том числе среди подростков), разбой, жестокость, беспринципность, мошенничество, подлость. Само собой ничего не вырастает. Нужно взращивать, поливать, удобрять. Таким садовником призван стать учитель, достойно подготовить которого – задача педагогических вузов.

Всё-таки хочется надеется, что педагогическая профессия не останется без внимания государства, и педагогические университеты займут достойное место в списке самых лучших вузов страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: