Основные философско-научные концепции теоретического знания. Наивный и критический реализм в трактовке научного знания

Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Наука не отвечает на вопрос «почему» и отвечает на вопрос «как».

Основатель позитивизма – Огюст Конт (ввел это понятие в 30 годы 19 века).

Позитивизм пережил несколько периодов:

I историческая форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

Они заложили основные идеи позитивизма:

- гносеологический феноменализм – сведение научных знаний и совокупности чувственных данных, и полное устранение ненаблюдаемого из науки;

- методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретических знаний исходя из результатов его опытной проверки;

- дескриптивизм – сведение всех функций науки к описанию.

Конт утверждал, что наука должна ограничиться описанием внешних сторон объекта, и отбросить умозрение как средство получения знаний. Утверждения, которые не могут быть проверены на опыте, объявлены ложными. Отсюда – отрицание ценности философских исследований.

Основные идеи Конт а(«Курс позитивной философии»):

1. Попытка классификации наук. Низшая ступень – наука наиболее абстрактная (математика, астрономия, социология, физика и т.п.)

2. Применил методы естественных наук к анализу общества («Дух позитивной философии»).

3. Конт считает, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт.

4. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.

5. Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии стадии:

1 – теологическая (состояние вымысла) – люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога.

Сама теологическая стадия распадается на три ступени.

- Фетишизм – человек поклоняется фетишам – вещам, наделённым человеческим статусом.

- Политеизм – люди облекают первопричины в человеческие образы и измышляют богов.

- Монотеизм – первопричины структурируются, пока не открывается первопричина – Единый Бог.

2 – метафизическая (абстрактная) – попытка построения общей картины бытия, место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа. Это переходный этап.

3 – позитивная (научная, положительная) – единственной формой знания становится научное. Человечество признает относительность (релятивность) познания.

Прогресс знания заключается в переходе от религиозных представлений к абстрактному пониманию природу и затем – к позитивной науке.

II историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

Термин «эмпириокритицизм» означает критику опыта. Опыт – это мир, зафиксированный в сознании познающего субъекта в виде утверждений.

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира. Принцип наименьшей траты сил – основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Мах назвал его – принципом экономии мышления.

Из принципа экономии мышления вытекает положение об «описании» как идеале науки. Гипотеза, по Маху, плодотворна в качестве предварительного допущения, поскольку ученый не может иметь ясных мыслей о неизвестном, и вынужден предугадывать.

В развитой науке, утверждает Мах, объяснение лишне и в целях экономии мышления должно быть удалено. Одним из ненужных объяснительных элементов науки, подлежащих устранению, Мах считает понятие причинности.

Ядром описания должен быть анализ ощущений – данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере.

III историческая форма позитивизма – неопозитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн – попытались обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследований.

Обращают внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы неопределенностей. Таким языком является язык математической логики.

Язык науки строится так: из первичных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными или бессмысленными.

Процедура проверки предложений на предмет их однозначности – это «верификация». Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые проверяются опытно.

Обратившись к семиотическим проблемам, они выделили три области отношений:

- прагматика (отношения языка к тому, кто его употребляет);

- семантика (отношение между языком и тем, что им обозначается);

- синтаксис (отношение между языковыми выражениями).

Все вместе названо семиотикой. Предметом анализа стали значения слов и знаков, логические, лингвистические и психологические проблемы.

IV историческая форма позитивизма – Поппер, Лакатос, Кун – постпозитивизм – внимание уделяется рациональным методам познания.

Активное обращение к истории науки. Переключение усилий с анализа готового научного знания на изучение его динамики. Отказ от жестких разграничений науки и философии, и вообще установка на отказ от крайностей.

Большое значение имеют проведенные Поппером и его последователями исследования структуры научных революций, разработка методологии программ исследований, роли традиций в развитии науки.

Наивный реализм – это позиция, разделяемая большинством людей с точки зрения здравого смысла. [Здравый смысл осваивается всеми нормальными людьми в естественном жизненном процессе, в повседневном общении людей и в действиях с предметами нашего обычного опыта. Это сходно с тем, как люди осваивают родной язык, с которым поэтому здравый смысл тесно связан. В большинстве ситуаций здравый смысл используется как по сути изначальный универсальный вид знания]. Согласно этой позиции, мир таков, каким его представляет современная до-квантовая наука: те сущности, существование которых постулируется хорошо подкрепленной научной теорией, существуют в действительности. При этом подлинным онтологическим статусом обладают лишь объекты (предметы, процессы, свойства, взаимосвязи), которые описываются научными теориями, а научное знание как эпистемологическая установка науки тоже представляет реализм.

Позднее появилась более «слабая» реалистическая позиция — критический реализм, в рамках которого многие заявления реалистов были более сдержанными. Позиция критического реализма была сформулирована И.Ниинилуоттой [4], который добавил к позиции реализма ряд уточнений. В частности, под влиянием тезиса неопределённости B.Куайна [5], он признает концептуальный плюрализм: наше обращение к миру происходит всегда в некоторых лингвистических рамках. Тезис пессимистической индукции вынуждает его принять возможность неистинных теорий: знание о реальности не достоверно и подлежит корректировке, даже лучшие научные теории могут оказаться ошибочными, однако успешные теории близки к истине. Признается тезис “привносимости человеком”: реальность отчасти (но только отчасти) создана человеком. В целом его позиция по-прежнему сохраняет реалистический оптимизм: прогресс науки можно рационально объяснить. Наилучшее объяснение состоит в том, что научные теории близки к открытию истины. И.Ниинилуотто сформулировал тезисы критического реализма:

 

(а) По крайней мере, часть реальности онтологически независима от человеческого ума.

(б) Истина есть семантическое отношение между языком и реальностью. Это значит, что определение истины А.Тарского [6], современная версия т.н. корреспондентной теории (идея корреспонденции здесь эквивалентна идее соответствия) и её лучший выразитель, даётся посредством систематического изложения используемого в науке метода.

(в) Понятие истины или ложности в принципе можно применять ко всем лингвистическим производным научной деятельности, включая отчеты о наблюдениях, законы и теории. В частности, утверждения о существовании имеют истинностные значения.

(г) Достижение истины являются основной целью науки. Истину нелегко обнаружить и распознать – и даже лучшие научные теории могут оказаться ложными. Тем не менее, возможно приближение к истине и рациональное представление о познавательном процессе.

(д) Наилучшее объяснение практического успеха науки заключается в том, что научные теории являются приблизительно истинными или успешно приближающимися к открытию истины в отношении к действительности. И поэтому прогресс науки можно рационально объяснить.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: