Философия техники — исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники.
Основные проблемы философии техники
· Различение искусственного и естественного
· Оценка техники
Философия техники призвана к решению двух основных задач: осмысление природы и сущности техники, а также поиски путей и способов выхода из кризиса, порожденного техникой и техногенной цивилизацие.
Актуальность философско - теоретического исследования техники в наши дни обусловлена не столько тем, что техника, совместно с наукой, занимает определяющее место как в общественном, так и в материальном, и в духовном развитии народов планеты, сколько тем, что в последние десятилетия бурного развития техники и технологий вполне определенно обозначились и волнующие человеческий разум противоречия между техникой человеком и его культурой. Т еряется ответственность человека за технику, с одной стороны, и ответственность техники перед человеком, с другой. Техника за последнее столетие по существу изменила облик земного шара. Более того, она как феномен человеческого разума не только преобразует земной мир, но все далее и далее проникает за его пределы.
Становится необходимым понимание единства системы "природа - человек - техника - гуманизм".
Исторически сложившиеся традиции теоретизирования в области философии техники: диалектико-материалистическая, техницистская, экзистенциалистская, антропологическая и религиозная.
Экзистенциалистское направление философии техники. Так Мартин Хайдеггер (1889-1976) отвергает традиционные ответы, которые сводятся к тому, что техника является нейтральным средством в руках человека или человеческой активности. Он доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны, современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая ее естественного состояния, с другой — бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передает их. М. Хайдеггер показал, что техника не просто конструирует «технический мир», в котором она победоносна и универсальна. Она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия. Присущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории. Ее инструментальный разум поражает все сознание эпохи.
Социологическое направление в философии техники. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. Это направление делится на две ветви. Первая - техницизм утверждает всемогущество "научнотехнической рациональности", совершенствование которой само по себе должно разрешить социальные и политические проблемы современного общества. Вторая- антитехницизм, техника предстает как злой гений человечества, источник всех его бед. В зависимости от конкретной социально-политической и экономической обстановки техницизм и антитехницизм последовательно сменяют друг друга.
Антропологическое направление в философии техники. Техническая среда рассматривается как способ существования человека. Философский анализ технической деятельности сочетается с данными антропологии, психологии, физиологии и других наук, изучающих человека. Исследуя технику как необходимый атрибут человеческого бытия, это направление философии техники часто идет по пути биологизации техники. Источник всякого технического творчества оно видит исключительно в деятельности человека как биологического существа, рассматривает технику как реализацию каких-то качеств и способностей присущих природе. Человек таким образом техникой восполняет свою биологическую недостаточность.
Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического бытия человека в прагматическом мире. Именно это техническое бытие является для этой традиции главным для понимания других типов человеческого мышления и действия. Вникая во различные детали техники и технические процессы инженерная философия техники вольно или невольно отодвигает на второй план изучение связей техники с другими аспектами человеческого бытия.