Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Особенности воспитательног процесса

Воспитат-й процесс — это движение воспитания к своей цели.Состоит из множества актов, равноправно участвующих в формировании продукта.

Процесс воспитания имеет ряд особенностей. Сущность его, место и роль легче всего обнаружить, рассматривая воспитание в структуре целостного процесса. В той части, где формирование личности имеет контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание — процесс целенаправленного формирования, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном поним процесс воспи-я — это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. В этом отличие специально организованного процесса от постоянно текущего неуправляемого воспитания. В целенаправленном воспитании есть гарантия, пусть не всегда полная, что воспитание достигнет намеченной цели и сделает ч-ка та ким, каким он нужен себе и обществу. Стихийное, неуправляемое воспитание может завести ч-ка куда угодно. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс

Процесс воспит — процесс многофакторный; многочисленные объективные и субъективные факторы обусловливают своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деят-ти и объективных условий, тем успешнее формирование личности. Особенность воспит процесса проявляется и в том, что деят-ть воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными законом-ми. Это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам. Сложность воспит процесса сост в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитат процесса обусловлена так же тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

Одна из особенностей воспитат процесса — его непрерывность- непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания идет от случая к случаю, воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании уч-ка, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки. Процесс воспитания — процесс комплексный- единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности.

Комплексный характер воспит-го процесса требует соблюдения целого ряда важных педагог-х требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться, что обусловлено действиями субъективных факторов: индивид-ми различиями воспитанников, их соц опытом, отношением к воспитанию. Уровень профес-й подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты. Процесс воспит-я имеет двусторонний характер: от воспитателя — к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника — к воспитателю (обратная). Управление здесь строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

41.УСЛОВИЯ,ФАКТОРЫ ИДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ.

К числу глав факторов воспитания отн: 1сложившийся образ жизни школьника, который может со действовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

2.условия жизни, содействующие становлению определ образа жизни в различных регионах (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школьника, национальные особен ности, особенности природной среды); 3.ср-ва массовой коммуникации;4,уров развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на воспитанника (традиции, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы);

4.нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных от ношений;

5индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

С каждым из этих факторов приходится считаться, организуя воспитательный процесс. Выделяются объективные и субъективные условия воспитания. К объективные не зависят от воспитанника: уголок земли, где родился ч-к, природа, среди которой он развивается, климат, среда обитания его народа, традиции, обычаи, нормы. Этим силам подчиняется каждый ч-к, они определяют его главные, стержневые признаки — национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и др. Изменить что-либо в действии объективных условий воспитания невозможно. Ч-к велик именно принадлежностью к своей культуре и традициям своего народа. В этом проявляется один из наиболее общих законов воспитания, называемый законом естественной связи. Во всем остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность.

К субъективным факторам -все, что зависит от воспитанника, воспитателей, окруж-х его людей, деят-ти созданных людьми учебно-воспитательных учреждений:1.убъективные (личностные) предпочтения;2.воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспит-ка воспринимать воспитательные влияния); 3направленность воспит-ка; 4его желания, стремления, намерения; 5воспитат-е системы; 6Деят-ть воспитателей; 7организация воспитат-го воздействия;

7программы воспитания; 8духовная связь воспитанника с воспит-ем; 9взаимодействие воспит-ей с воспит-ми; 10морально-психологических климат и др.

Субъективные факторы весьма переменчивы, но их действие может достигать большой силы. Чаще всего они возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке. Их вызов и использование требуют большого педагог мастерства. Недаром говорится: в одну минуту в воспитании можно все исправить или все погубить.

42.ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ.

Закономерность воспитания - совокупность объективных, общих, существенных, необходимых, устойчиво повторяющихся связей между воспитательными явлениями, компонентами процесса воспитания, характеризующих их развитие и функционирование.

Принципы – основополагающие идеи, положения, которыми руководствуется учитель в проц. обуч-я (воспит-я). Принципы обучения – наиболее общие (руководящие) положения, определяющие требования к содержанию, организации и осуществлению процесса воспитания.

Основными закономерностями процесса воспитания являются: зависимость воспитания от уровня социально-экономического, культурного развития общества; ориентация воспитания на развитие личности путём присвоения ею социального опыта, культуры и духовных ценностей; воспитание личности происходит в деятельности и общении; эффективность воспитания обусловлена активностью личности, включенностью ее в самовоспитание; зависимость саморазвития личности от степени индивидуализации и творческой направленности процесса воспитания; зависимость эффективности и результативности воспитания от его целей, содержания, методов, средств, форм, условий; процессы воспитания и обучения взаимопроникающие и взаимозависимые, при этом обучение соподчинено воспитанию.

В системе принципов воспитания выделяют принципы, которые выполняют функции метапринципов, то есть носят методологический характер (см. таблицу).

Метапринцип воспитания Что предписывает
Целостный подход к воспитательному процессу Необходимость целостности воспитательных влияний на рациональную, эмоциональную и поведенческую сферы отношений личности;
Природосообразность воспитания Опираться в воспитании на природу ребенка, на закономерности его развития, создавать условия для самопознания и самореализации; учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе воспитания
Культуросообраз-ность воспитания Учитывать, что культура определяет характер, цель, содержание, методы и формы воспитательного процесса;
Личностный подход в воспитании ориентироваться на личность как на цель, субъекта, результат и главный критерий его эффективности; признавать уникальность личности, ее интеллектуальную и нравственную свободу
Деятельностный подход в воспитании формировать позицию ребенка как субъекта деятельности в процессе воспитания
Полисубъектный подход в воспитании Учитывать (формировать) личностно-равноправные позиции педагога и воспитанников;

В повседневной воспитательной практике педагог руководствуется еще рядом принципов воспитания:

Принцип воспитания в коллективе

•Реализация принципа связи воспитания с жизнью и практикой

принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему,•Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности

•Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников

•Гуманистическая направленность воспитания

Все принципы воспит-я тесно взаимосвязаны и функционируют как система. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение целей и задач, отбор содержания, оптимальный выбор методов, средств, форм воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: