Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и творческие способности образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. То есть у людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень, лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.
Интеллект служит базой креативности. Интеллектуал может и не быть творческим человеком, но человек с низким интеллектом никогда не будет креативным. В творческом процессе присутствует и конвергентное и дивергентное мышление. Чем из более отдаленных областей берутся элементы проблемы, тем более творческим является процесс его решения. Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широте поля ассоциации. На развитие творческих способностей обучающихся оказывают влияние следующие факторы: интеллект как способность, знания, стиль мышления, индивидуальные черты, мотивация, внешняя среда [15].
Преподавателю технических дисциплин во время работы с обучающимися важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, напротив, во время развития творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь, когда высокий интеллект совмещается с высоким уровнем творческих способностей, человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т.п. А при сочетании творческих способностей с невысоким интеллектом, видим невротичного тревожного человека с плохой адаптированной к требованиям социального окружения и тяжелой судьбой [4].
Порядок выполнения работы
Задание 6.1 Ознакомиться с понятиями интеллект и творческие способности. Изучить влияние интеллекта на развитие творческих способностей.
Задание 6.2 Определить уровень развития интеллекта при помощи теста «Интеллектуальные способности».
Инструкция для студентов: Внимательно прочитать каждое задание теста. Выбрать из нескольких предложенных вариантов номер ответа, который Вы считаете верным или дать ответ на предлагаемую задачу. Все свои ответы заносить в бланк ответов в виде чисел (таблица 6.1). Для выполнения всех 50 заданий теста № 6.1 вам отводится время - 20 минут.
Таблица 6.1 – Бланк ответов к тесту «Интеллектуальные способности»
|