Речь учителя как форма общения посредством языка играет главную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Проблема мотивации приобретает всё большее значение. «Мотив, - подчёркивает Ш.А.Амонашвили, - не просто возбудитель деятельности, но и регулятор её интенсивности». Слову учителя дано создавать на занятиях благоприятный нравственно-психологический климат, вызывать живой интерес к совместной деятельности, включать в неё каждого ребёнка, обеспечить необходимую синхронность действий, способствовать переживанию эмоционального подъёма.
Приведём некоторые примеры конструктивной критики.
Критика бывает:
· Подбадривающая. («Ничего, в следующий раз получится»; «Хотелось, но не вышло, бывает».)
· Критика–надежда. («Надеюсь, что в следующий раз Вы сделаете это задание лучше»).
· Критика-аналогия. («Раньше, когда я был таким, как Вы, я допустил точно такую же ошибку»).
· Безличная критика. («Не будем называть фамилии»).
|
|
· Критика- озабоченность. («Я очень озабочен сложившимся положением дел»).
· Критика- сожаление. («Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно).
· Критика- удивление. («Как, неужели Вы не сделали эту работу?! Не ожидал…»).
· Критика- ирония. («Делали, делали и сделали…»).
· Критика- упрёк. (Эх Вы! Я был о Вас гораздо более высокого мнения»).
· Критика- смягчения. («Наверное, в том, что произошло, виноваты не только Вы»).
· Критика- укоризна. («Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?).
· Критика- замечание. («Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»).
· Критика- требование. («Работу придётся переделать»).
· Критика-опасение. («Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне»).