Люсьен Леви-Брюль (1857-1939)

«Мыслительные функции в низших обществах» (1910)

«Первобытное мышление» (1922)

«Сверхъестественное в первобытном мышлении» (1931)

В процессе развития человеческого общества происходит не только накопление знаний о мире, но и смена типов мышления. Современный тип – логический – пришел на смену первобытному мышлению, которое называется пралогическим.

Первобытное мышление имеет магический характер; для первобытного человека мир вещей наделен одновременно естественными и сверхъестественными, обыденными и мистическими свойствами, причем наиболее важными являются именно сверхъестественные свойства; первобытный человек всегда думает о магических силах, скрытых за событиями, за вещами, которые сами по себе никакой силы не имеют.

Мышление первобытного человека, направленное на магическое содержание, имеет особую логику. Оно подчиняется закону партиципации, т.е. сопричастия: все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу (отсюда вера в тень, портреты, имя - считается, что действия, примененные к ним, распространяются и на их оригиналы).

Магическая сила передается также путем соприкосновения (сопричастие по подобию и сопричастие по выражению).

Мышление первобытного человека абсолютно причинно: оно не признает случайностей, нечувствительно к противоречиям и не требует доказательства с помощью фактов.

Умение различать разновидности растений, отпечатки следов каждого человека своей группы, искусство в производстве посуды, корзин, пирог, украшений и т.п. проявления трудовой деятельности не являются плодом размышления и рассуждения. Они - продукты чутья, интуиции, слепого навыка.

Влияние общества на сознание человека осуществляется только через систему коллективных представлений, причем главным образом религиозно-мистического характера (верования, магические обряды).

Пралогическое мышление не образует стадию, предшествующую логической мысли. Оно представляет особую структуру, функционирующую совместно с логической мыслью, и не перерастает в логическое: с развитием общества сектор логического мышления лишь увеличивается, оттесняя мистическое пралогическое мышление. Дело в пропорции: в мышлении первобытных народов пралогические структуры преобладают. Но даже в современном обществе они не исчезли полностью, что находит отражение, например, в религии, представлениях о душе и т.п. Наша умственная деятельность одновременно и рациональна, и иррациональна, пралогические и мистические элементы в ней сосуществуют с логическими.

Французская социологическая школа

Морис Гальбвакс (1877-1945) «Происхождение религиозных чувств по Дюркгейму» (1925),
«Социальная сфера памяти» (1925), «Коллективная память» (1950).

Шарль Блондель (1876-1939) «Болезненное сознание» (1914), «Первобытное мышление» (1926), «Самоубийство» (1933).

Клод Леви-Строс (1908 – 2009) «Раса и история» (1952), «Структурная антропология» (1958), «Тотемизм сегодня» (1962).

Анри Валлон (1879 – 1962) «Психическое развитие ребенка» (1959), «От действия к мысли» (1942).

Иньяс Мейерсон (1888—1983) «Психологические функции и произведения» (1948).

Описательная (понимающая) психология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: