Внешние признаки доношенного ребенка

1. Длина тела 46 см и более, в среднем у мальчиков 52 см, у девочек 50 см.

2. Масса тела более 2500 граммов, в среднем у мальчиков 3400 - 3600 г, у девочек 3200 - 3400 г.

3. Окружность головы в среднем 34 - 36 см, окружность груди - 32 - 34 см, окружность груди на 1-2 см меньше окружности головы.

4. Соотношение вес /г/: рост / см/ = 60 -70.

5. Высота головы составляет приблизительно 1\4 длины тела;

6. Гладкая, эластичная, бархатистая кожа, ярко - розовой окраски.

7. Конечности полусогнуты из-за повышенного тонуса мышц сгибателей.

8. Пупочное кольцо расположено на середине расстояния от мечевидного отростка до верхнего края симфиза.

9. Стопки исчерчены многочисленными бороздками.

10. Длина волос на голове 1-2 см. Пушковый волос (лануго) выражен слабо. имеется только на спине, плечах, на лбу.

11. Головка конфигурирована (теменные кости находят друг на друга), швы открыты не более, чем на 5 мм, щелевидные, большой родничок 2х2 см.

12. Шея короткая.

13. Пропорциональное телосложение (соотношение длины конечностей и туловища).

14. Ногти на пальцах рук достигают края фаланг.

15. Ушные раковины плотные.

16. Яички опущены в мошонку у мальчиков, у девочек большие половые губы прикрывают малые.

 

 

Функционально зрелый ребенок:

1. Хорошо удерживает температуру тела.

2. Выражен сосательный рефлекс.

3. Устойчивый ритм дыхания и сердцебиения.

4. Не срыгивает.

5. Достаточная двигательная активность.

6. Хорошо выражены безусловные рефлексы новорожденного:

Бабкина - при надавливании на ладонь под большим пальцем открывает рот и сгибает голову.

Робинсона - схватывание и прочное удерживание пальцев, вложенных в руку ребенка, так, что его можно приподнять

Опоры и автоматической походки - ребенка берут под аксилярные ямки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами головку. Почувствовав стопами опору, ребенок упирается на нее полной стопой -"стоит", а при наклоне его вперед - совершает шаговые движения

Бабинского - штриховое раздражение подошвы от пятки к пальцам вызывает веерообразное расхождение пальцев.

По шкале Апгар ребенка оценивают через 1 минуту после рождения и через 5 минут. Здоровый ребенок не имеет оценки ниже 8 баллов, даже через 1 минУТУ.

 
       
Частота сердечных сокращений Отсутствует Менее 100 Более 100
Дыхание Отсутствует Замедленное, нерегулярное, слабый крик Регулярное, громкий крик
Мышечный тонус Отсутствует, поза «лягушки» Частичное сгибание Активные движения
Цвет кожи Бледный, синюшный Розовый, акроцианоз Розовый
Рефлекторная возбудимость (реакция на отсасывание слизи изо рта) Отсутствует Слабо Выражена

 

   
    3 ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО И СПОСОБЫ ИХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ   Новорожденный ребенок являются абсолютно зависимым существом. Именно эта идея должна определять отношение окружающих к новорожденному ребенку и его переживаниям. Находясь в состоянии полной зависимости, ребенок имеет совершенно определенные потребности, от реализации которых зависит его состояние. Эти потребности условно можно разделить на физиологические и психоэмоциональные.   К перечню физиологических потребностей следует отнести: кормление и потребность в сосании; мочеиспускание и дефекацию; потребность в физическом контакте с матерью, которая выражается в необходимости ношения ребенка на руках; потребность в тепле; потребность в телесном комфорте и отсутствии боли; потребность в безопасности, которую можно охарактеризовать как необходимость в защите от сильных воздействий (громкие звуки, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение и т.д.).   К перечню психоэмоциональных потребностей следует отнести: потребность в контакте с матерью, потребность в положительных эмоциях, потребность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы, тактильные ощущения и т.д.), потребность в общении. Все эти потребности у ребенка существуют, но в младенчестве он не способен удовлетворять их самостоятельно.   Новорожденный, находящийся в полной зависимости от взрослого, не способен отвечать за свою жизнь, поэтому его не следует предоставлять самому себе даже на очень короткое время. Сегодня точно известно, что хороший уход за новорожденным является гарантом правильного развития его психики, а в случае неблагоприятных родов, мерой коррекции и профилактики последствий родового стресса. Организация хорошего ухода за новорожденным и грудным ребенком возможна только при условии глубокого понимания его психологических особенностей и значения его внутриутробного опыта. Эти основы должны знать все специалисты, которые работают с новорожденными и грудными детьми. Но, кроме этого, эти основы должна знать каждая мать, поскольку именно она является первым воспитателем для своего ребенка, и, чтобы хорошо исполнять свою материнскую миссию, она должна знать психологию новорожденного, а также понимать суть своих взаимоотношений с ним. Период новорожденности – это продолжение внутриутробной жизни. Для понимания периода новорожденности много дали исследования плода в утробе матери.   Людей потрясли снимки, сделанные шведским фотографом Леннартом Нильсоном с помощью микроскопической камеры, приспособленной на кончике цитоскопа. Тысячи сделанных им снимков зафиксировали ту необычайно “насыщенную” жизнь, которую ведет внутриутробный младенец. Он гримасничает, сосет большой палец, открывает глаза, делает разнообразные движения, даже улыбается. Наблюдения показали, что многие реакции ребенка связаны с состоянием матери. Ребенок делает гримасу недовольства, когда в него попадают токсические вещества из крови матери. Он совершает движения, подобные судорожным, когда мать сильно волнуется. Он реагирует на шумы, проникающие к нему, в том числе на голос матери, на его интонацию, на свет и т.д. “У 28-недельного плода наблюдали соответствующие реакции мимики на разные вкусовые ощущения: отрицательные гримасы на соль и горькое, выражения удовольствия на сладкое, а также выражения плача, крика, гнева”, – пишет известный исследователь А.И.Брусиловский. И далее: “Строгие научные исследования показали значение высшей нервной деятельности в развитии зародыша… Все его движения в утробе матери обусловлены деятельностью органов нервной системы. Он делает не только движения конечностями, но и глотательные, и хватательные.   Хватательный рефлекс, так хорошо развитый у новорожденных, впервые проявляется в возрасте 11,5 недель. Сосательный – в 13 недель. Плод хмурит глаза в 17 недель, делает дыхательные движения в 20 недель. Запись электрических импульсов мозга плода на последних месяцах внутриутробной жизни показала, что у него есть такая же смена ритмов, которая характерна для состояния сна, то есть две фазы сна, сменяющие одна другую…”. Плод довольно рано начинает реагировать на различные воздействия (нервная система образуется с 4-ой недели). Кроме того, поскольку эндокринная система начинает формироваться очень рано, ребенок на гормональном уровне “переживает” все эмоциональные состояния матери. “Каждая волна материнских гормонов резко выводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное, беспокоящее, и пытается “понять”, что же именно…”, – пишет профессор Томас Верни в своей замечательной книге “Скрытая жизнь ребенка до рождения”, в которой приводится огромное количество фактов непростых реакций плода на различные раздражители, на основании которых Т.Верни говорит о примитивном самосознании и эмоциональном восприятии действительности у плода. В этом плане очень интересны наблюдения известного детского психиатра А.И.Захарова. Например – “…большинство детей, которых “не ждали”, в дальнейшем заболевало неврозом страха…”. Или: “Дети, пренатальное развитие которых осложнялось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевали неврозом страха”. Обширные исследования в области человеческого бессознательного, проведенные Графом, позволили ему обнаружить в бессознательной сфере уровень, который назван им перинатальным.   Каждый из четырех важнейших начальных периодов существования: внутриутробное развитие, схватки, прохождение по родовым путям и первое время внеутробного существования накладывает специфический отпечаток на психику, внося вклад во всю нашу жизнь. Интересные исследования проведены Д. Чемберлейном, которому удалось в сеансах гипнотерапии воскресить воспоминание событий рождения. Эти и многие другие исследования показывают, что в ходе своего внутриутробного развития человек проходит целый ряд постепенно усложняющихся психических переживаний, связанных как непосредственно с онтогенезом, так и с различными факторами, от него не зависящими (переживания матери, внешние воздействия и т.д.). Самым же значительным событием, оставляющим глубокий след в психике, является событие рождения. Запечатлевания во внутриутробном периоде и в процессе рождения образуют некий фон, на котором формируется сознательное отношение к миру.   Период новорожденности также вносит вклад в этот фон. И в зависимости от того, каково содержание этих запечатлеваний, этот фон будет окрашивать дальнейшие впечатления в серые или розовые тона, оказывая влияние на мировосприятие. Так или иначе, мы должны признать, что новорожденный – это существо с некоторым “багажом” в психике, и с этим нельзя не считаться. Нервная система его уже достаточно развита, чтобы воспринимать отношение к себе окружающих, запечатлевать происходящие события и обрабатывать поступающие извне сигналы, формируя на своем уровне некоторое отношение к окружающему. Исследования, проводимые с новорожденными, показывают, что ребенок избирательно реагирует на окружающих людей, он узнает свою мать. Например, ребенок совершает мышечные микродвижения в такт разговору взрослых, находящихся рядом, и наиболее интенсивны эти движения на голос матери. Причем он четко различает интонацию голоса, и это вызывает в нем соответствующие реакции. Ребенок чутко улавливает состояние человека, держащего его на руках, и реагирует на это состояние. Потрясающая чувствительность новорожденных и грудных детей к психологической ситуации вокруг них при безответственности и непонимании этого взрослыми приводит к тому, что дети становятся жертвами этой чувствительности. Конфликты между родителями, между родственниками, нервное состояние родителей и неумение с ним справиться – все это приводит к задержке развития детей и к их повышенной заболеваемости. Сегодняшнее отношение к новорожденным и грудным детям можно охарактеризовать как в некотором роде насильственное. Неучет их тонких психических проявлений, сведение их жизненных потребностей практически к чисто физиологическим неизбежно это насилие порождают. Рождение с помощью медикаментов и других обязательных вмешательств, разлучение ребенка с матерью после рождения, обработка тела, запеленывание, кормление по режиму, содержание в термокомфортной температуре и т.д. – что это, как не насилие, допустимость которого логически вытекает из отношения к ребенку как к существу бесчувственному, не способному переживать? “…До последнего времени существовало убеждение о невозможности тонкой неврологии у новорожденных…”, – пишет А.Ю.Ратнер. Многочисленные научные данные побуждают серьезно пересмотреть отношение к периоду младенчества (а также к беременности и процессу рождения).   Сделаем некоторые выводы: 1. физическое и психическое состояние младенца – это результат процессов и событий, происходивших на протяжении значительного периода времени, в том числе в течение беременности и родов, а не только в течение непосредственно прожитого во внеутробном состоянии периода; 2. психический “багаж”, накопленный в периоды внутриутробного развития и рождения, достаточно значителен, чтобы во многом определить психологическую структуру будущей личности и влиять на всю последующую жизнь, в том числе и на физическое здоровье; 3. новорожденный ребенок обладает высокой чувствительностью к психологической атмосфере, в которой он находится, и к событиям, происходящим с ним в этот период. Это оказывает сильное влияние на состояние их физического и психического здоровья; 4. уже новорожденные дети избирательно реагируют на людей; наибольшее значение для них имеет присутствие и эмоциональное состояние матери. Дать младенцу необходимую поддержку, полностью приспособив свою жизнь к его нуждам и войдя в полное соответствие с его психическим и психосоматическим развитием, может только мать.   Понятие «материнство» включает в себя способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Для того, чтобы женщина могла реализовать материнскую функцию, она обладает материнским инстинктом, обусловленным беременностью и родами, и материнским поведением, являющимся результатом обучения и наблюдения за поведением более опытных матерей.   Пусковым механизмом для проявления женщиной материнского инстинкта по отношению к новорожденному являются роды. При физиологических родах поведение женщины определяется ее инстинктом и не поддается контролю сознания. Эта форма поведения относится к реликтовым, безусловным формам поведения, заложенным генетически. Чем благополучнее проходят роды, чем меньше вмешательств в их ход, тем больше шансов у женщины проявить материнский инстинкт и кормить ребенка грудью. Такие вмешательства в роды, как обезболивание и стимуляция родовой деятельности, значительно снижают психоэмоциональную привязанность матери к ребенку и успешность успешного грудного вскармливания. Согласно проведенным экспериментам, самки животных, которым делали эпидуральную анестезию, покидали своих детенышей, не проявляя по отношению к ним никакого интереса.   Положительный импринтинг, прошедший без нарушений в первый час жизни ребенка как задумано природой, определяет качество эмоциональных взаимоотношений между матерью и новорожденным на протяжении всего периода роста и взросления ребенка. Определяется возможность хорошей лактации, а также способность матери чувствовать нужды ребенка и приспосабливаться к ним. Для молодой матери естественное вскармливание ребенка является наилучшим и единственным путем формирования материнского поведения и развития материнских чувств. Уровни материнской заботы и тревоги, степень отклика на возникающие у ребенка потребности, точность интуитивного понимания его потребностей, степень реакции на реальную или потенциальную угрозу, не насыщаемое желание в общении с ребенком и радость от длительного общения - все это определяется не родами, а почти исключительно прикладываниями к груди. Закрепление основных черт материнского поведения коррелирует с длительностью грудного вскармливания, общим числом прикладываний к груди и успешностью кормления. Однако для осуществления успешного грудного вскармливания женщины нуждаются в помощи. Часто можно услышать вопрос: «Кормление грудью естественный процесс, зачем же женщинам в этом помогать?» Грудное вскармливание является одной из самых важных составляющих материнского поведения, но сегодня в довольно редких случаях оно осуществляется лишь за счет материнского инстинкта. Чтобы современные женщины успешно кормили грудью, они нуждаются в обучении. Это положение доказывает тот факт, что в настоящее время только 10 - 14% российских женщин кормят грудью ребенка до 3 месяцев. Впервые родившая женщина не может точно знать, как прикладывать ребенка к груди. И ребенок, хотя и в состоянии сосать, иногда не захватывает грудь ртом в достаточной мере. И матери, и малышу требуется помощь в обучении этому. Если же об ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем и в конечном итоге отказ от груди, что и наблюдается сегодня в массовом порядке. Кроме обучения самой технике правильного прикладывания малыша к груди, женщины нуждаются в большом количестве других подсказок. Они не могут подобрать удобную позу для кормления, не знают, как часто кормить, давать ли воду, когда и как вводить прикорм, хватает ли молока ребенку, что делать, если воспалились соски, возникла боль в груди, как справиться с недостатком или избытком молока и т.д. Молодые матери нуждаются в помощи человека, разбирающегося в этих вопросах. Физиологической потребностью новорожденного является физический контакт с матерью и грудное вскармливание, о чем говорилось выше. Помимо этого у новорожденного есть другие физиологические потребности, которые он не может реализовать без участия матери.  
 
Мочеиспускание и дефекация. Новорожденный не может помочиться или опорожнить кишечник без помощи матери. Он может хныкать и даже плакать, пока не произойдут мочеиспускание и дефекация. Таким образом, новорожденный проявляет мочеиспускательный рефлекс, который формируется во время родов и связан со спазмом сфинктеров, сопровождающимся чувством страха и тревоги. Поэтому во время мочеиспускания и дефекации ребенок вновь переживает, эти негативные эмоции и ощущения и начинает плакать. Чтобы облегчить малышу это состояние мама может приложить его к груди и, успокоившись, ребенок справит свои нужды не отрываясь от груди. В условиях жаркого климата, где новорожденного можно держать без одежды, женщины успевают подставить какую либо посуду (широкий таз) под попу ребенка, приучая его тем самым к чистоте. Интересно, что такая физиологическая особенность новорожденного широко используется у народов, сохранивших первобытные основы воспитания. Например, в африканских странах, где женщины носят своих детей привязанными на спине или боку, не очень хорошей и чуткой считается та мать, которая через неделю после родов будет обмочена или испачкана испражнениями своего ребенка. Это является свидетельством того, что она недостаточно чутко относится к сигналам своего малыша. Потребность в тепле и адаптации к новому температурному режиму.   Новорожденный появился на свет из матки, где температура окружающей среды была стабильной и не опускалась ниже 36 градусов Цельсия. В новых условиях такого постоянства температуры нет, поэтому возникает необходимость приспосабливаться к новому температурному режиму. Понятно, что термоадаптация должна проходить мягко и постепенно. А пока без тесного телесного контакта с матерью малыш быстро замерзает. Воздушные ванны помогают термоадаптации новорожденного. Во время воздушной ванны малыш может лежать в распашонке или голенький, в зависимости от температуры воздуха в помещении. Если достаточно тепло (22 - 24 градуса), то малыш может полежать некоторое время голенький. Если температура ниже (20 - 22 градуса), то лучше, чтобы малыш лежал в распашонке. Проводя воздушные ванны нужно внимательно следить за ребенком, чтобы он чувствовал себя комфортно и не замерз. Следует отметить, что новорожденный не испытывает такого чувства холода как взрослый человек. Скорее он ощущает телесный дискомфорт, что выражается в беспокойном поведении. Как определить, что ребенок замерз. Если малыш выглядит спокойным и довольным, у него теплый носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, значит, он не испытывает холода. Если же у малыша холодный носик, остыли складочки, его следует немедленно согреть в материнских объятиях. Но будет гораздо лучше, если мама не доведет своего ребенка до негативных ощущений. Потребность в сосании. Новорожденный испытывает потребность в сосании, удовлетворение которой даст ему ощущение комфорта и защищенности. Осуществляя акт сосания, малыш спасается от чувства телесного и душевного дискомфорта, связанного с адаптацией к новым условиям жизни. Давно замечено, что сосание успокаивает ребенка и делает его сонливым. Причиной этого является повышение уровня холецистокинина в крови, который вырабатывается в верней части двенадцатиперстной кишки, способствует эвакуации пищи из желудка в кишечник и усиливает пищеварение. Помимо этого холецистокинин вызывает успокоение и «послеобеденную» сонливость, а также активизирует все свойства памяти и запечатления, увеличивая способность к обучению. Исследования показали, что чем младше дети, тем выше у них уровень холецистокинина в крови после кормления, и они прекрасно засыпают, несмотря на малый объем пищи в период становления лактации у матери. Потребность в сосании дети реализуют за счет грудного вскармливания. Помимо этого младенцы сосут свои пальчики и кулачки. Это невинное детское занятие очень часто считается дурной привычкой, которую пытаются искоренить самыми разными способами. Такое мнение неверно. Сосание рук - это внутриутробная привычка младенца, которая постепенно угасает за счет продолжительных и частых прикладываний к материнской груди по любому поводу. Преувеличенное сосание рук встречается у детей при неудовлетворенности кормлением грудью и плохом уходе. Если базовые нужды ребенка не удовлетворяются полностью или вообще не удовлетворяются, то он пытается активным сосанием достичь ощущения комфорта и таким образом компенсировать свои негативные переживания. Очень часто родители, боясь привычки ребенка сосать руки, приучают его к пустышке. Этого делать не следует, поскольку пустышки и соски, примененные до формирования устойчивого навыка захватывать и сосать материнскую грудь, могут стать причиной отказа ребенка от грудного вскармливания. Этот навык формируется у детей в течение первых 2 месяцев жизни, и именно до этого времени нельзя знакомить ребенка с пустышкой. Кроме этого пустышки являются источником инфицирования и неблагоприятно влияют на формирования прикуса. Потребность в комфортном сне. Особенности сна новорожденного. Сон новорожденного значительно отличается от сна взрослого человека. У новорожденного фаза глубокого медленного сна наступает не сразу после засыпания, а лишь через 20-30 минут. Кроме того, глубокий сон младенца длится не более 1 часа, а затем он сменяется быстрым сном и веки малыша начинают двигаться, он меняет позу, вздрагивает, на его лице меняются гримасы - то он улыбается, то вдруг нахмурится, то всхлипнет, и его губы искривятся в гримасе скорби. У младенцев циклы медленного сна значительно короче, а циклы поверхностного быстрого сна продолжительнее, поэтому их сон вдвое более чуток, чем у взрослых, и они быстро пробуждаются, если ощущают дискомфорт. Если у ребенка нарушен психоэмоциональный контакт с матерью или он испытывает неудовлетворенность окружением, он вообще с большим трудом погружается в медленный сон, их мозг постоянно находится в возбужденном состоянии. По мере роста ребенка периоды глубокого сна удлиняются, а поверхностного укорачиваются. Родители должны знать заранее об особенностях сна новорожденных и запастись терпением. Как правильно организовать сон новорожденного? Чтобы сделать сон младенца более комфортным, существуют следующие правила: - по возможности сон новорожденного и матери должен быть совместным; - помещение следует проветривать перед тем, как ребенок укладывается спать. В помещении, где спит ребенок не должно быть сквозняков и любого движения воздуха; - малыши чувствуют себя комфортно, когда они спят в тепле и утыкаются носиком в теплую мамину грудь или подушку; - новорожденный и грудной ребенок лучше всего засыпает под грудью матери, когда она слегка укачивает его; - если малыш заснул на руках, то прежде, чем перекладывать его в коляску или кровать, необходимо дождаться погружения в глубокий сон, т.е. 20 – 30 минут; - если новорожденный спит раздельно с мамой, то его лучше укладывать спеленатым. Это имитирует внутриматочное комфортное состояние и препятствует пробуждению во время движений во сне; - во время сна ребенка необходимо избегать громких звуков. Это может привести к боязни громких звуков в дальнейшем, либо наоборот, к отказу спать в тишине. Адаптация к новому пространственному объему. Новорожденный из условий тесной матки попадает в новый пространственный объем. Ничем не ограниченное пространство пугает малыша и может стать причиной неадекватных реакций, поэтому новорожденные нуждаются в мягкой адаптации к новому пространству. Провести такую адаптацию помогают правильно организованные: спальное место (если малыш спит отдельно от матери), пеленание и прогулки. В первые 2-3 месяца жизни нет необходимости в детской кроватке. Гораздо больше ребенку этого возраста подойдет коляска или колыбелька, имеющие маленький пространственный объем. Если же кроватка уже приобретена, для того чтобы ее использовать необходимо изнутри по периметру спальное место обложить подушками (уменьшить пространство). Жесткие матрацы на это время необязательны. Пеленание. Чтобы сформировать у малыша положительное отношение к новому миру, нужно вернуть ему привычное положение тела. Это помогают сделать тесные мамины объятия, ношение ребенка в перевязи и пеленание. Особенно это актуально в период беспокойства малыша или во время сна, если малыш спит раздельно с мамой. Некоторые новорожденные с трудом привыкают к водным процедурам, и тогда родителям можно рекомендовать начинать купание малыша в пеленке. Как только новорожденного упеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае идет речь не о тугом, а о свободном пеленании, дающем возможность ребенку совершать движения ногами и руками. Академик Аршавский Илья Аркадьевич в своей брошюре «Ваш ребенок у истоков здоровья» рекомендует: «Одежда для новорожденных должна обеспечивать сохранение ребенком позы сгибательного гипертонуса. Это, в частности, позволяет уменьшить поверхность его тела и снизить теплоотдачу. Рекомендуемое и поныне тугое пеленание, при котором насильственно вытягивают ручки и ножки младенца, не только нарушает химическую теплопродукцию, но и увеличивает поверхность теплоотдачи. Кроме того, тугое пеленание в какой-то степени препятствует нормальному кровообращению и может отрицательно сказаться на развитии нервно-мышечной системы. Наконец, тугое пеленание сразу после рождения заглушает в ребенке естественный «инстинкт свободы» (по И. П. Павлову - «рефлекс свободы»). Этот «восточный» обычай неосознанно вызывает у ребенка привычку подчиняться, подавляет волю, затрудняет поиск своего «Я» и в конечном счете весьма вредно влияет на психику развивающегося индивидуума. Физиологически обоснованной для новорожденного может быть лишь одежда, не стесняющая естественной позы ребенка, не препятствующая осуществлению его специфических движений». Спецификой новорожденных являются резкие нескоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти движения называют «вскидываниями». Рядом с матерью и у нее на руках, либо в перевязи, ребенок спокойно спит без пеленки, так как оказывается плотно прижатым к маме, и это препятствует «вскидываниям». Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10 - 30 дню жизни, и с этого времени перестают себя будить резкими движениями. Однако некоторые дети проявляют желание спать спеленутыми вплоть до 2 - 3 месяцев. Грудных детей следует пеленать до тех пор, пока они не пожелают выйти из пеленок. В этом случае произойдет постепенное привыкание к новому пространственному объему и психика ребенка не пострадает. Прогулки. Прогулки с новорожденным, прежде всего, связаны с адаптацией к новому пространственному объему. Поэтому прежде, чем выходить с малышом на улицу, необходимо, чтобы он привык к громадному для него пространству комнаты. Переход из пеленок в просторы комнаты, а затем из комнаты под открытое небо улицы должен осуществляться постепенно и очень осторожно. В среднем это привыкание происходит за 30 - 40 дней. В летнее время прогулки можно начинать раньше - с 20 - 30 дней жизни и, желательно, прикрывать коляску накидкой, ограничивая обзор ребенку. Длительность первой прогулки не должна превышать 15-20 минут. Удлинять время прогулки нужно постепенно, каждый день, прибавляя по 5 - 10 минут, чтобы к концу недели довести длительность прогулки до 1 часа. После этого в летнее время длительность прогулки можно увеличивать произвольно в зависимости от погодных условий и самочувствия мамы и малыша. В зимнее время длительность прогулки можно увеличить до 1,5 - 2,5 часа, а если мороз ниже 10 градусов, от прогулок можно воздержаться до потепления. Зимний морозный воздух способствует длительному сну ребенка, поэтому время для прогулки можно использовать для большого дневного сна. Если у мамы есть время, то прогулки организовываются 2 раза в день по 1 - 2 часа, если ее время ограничено, то вполне достаточно одной длительной прогулки. Выставлять детей на балкон на время сна не рекомендуется, так как на балконе создаются вихревые потоки воздуха, и ребенок может легко простудиться. Как реагировать на плач ребенка? В течение первых трех месяцев жизни все дети много плачут. Плач - это единственная возможность новорожденного сообщить матери о том, что ему плохо. Чтобы у него сформировалось благоприятное впечатление о мире, ни одна его просьба о помощи не должна быть оставлена без внимания. Более того, реакция матери должна быть молниеносной. Чем быстрее мать приходит на помощь ребенку, тем меньше страдает его нервная система и тем благоприятнее складывается его впечатление о новой среде обитания. Интересно, что отношению матери к детскому плачу диктуют ее интеллектуальный уровень и культурные корни. Дети американцев и уроженцев Западной Европы плачут значительно дольше и чаще. Антрополог из Корнелльского университета и автор книги «Наши дети, мы сами» Мередит Смолл говорит: «На Западе мать откликается на плач своего ребенка в среднем через минуту - она обычно берет его на руки и успокаивает. Дети, появившиеся на свет там, где еще сохранилась первобытная цивилизация охотников и собирателей (в Ботсване, например), плачут также часто, но по времени - вдвое меньше. Отклик африканской матери происходит через 10 секунд и заключается в том, что младенца подносят к груди: там детей кормят около 4 раз за час, причем вне всякого расписания. Сейчас во всем мире отношение к младенческому плачу меняется - за ребенком стали признавать право требовать к себе внимания». Полезен или вреден плач? Многие современные родители думают, что старая пословица, гласящая «чем бы дитя не тешилось - лишь бы не плакало», предлагает им любыми способами занимать хнычущего ребенка, чтобы он не мешал им делать свои дела. Однако в эту пословицу вкладывался другой смысл. Опытные родители хотели донести до молодых ту простую истину, что ребенок вообще не должен плакать. Считалось, что младенцу плакать вредно, так как это портит его характер и мешает его нормальному развитию. Это мнение абсолютно справедливо. Плакать постоянно может либо больное дитя, либо дитя при невнимательных родителях. Здоровый ухоженный младенец не станет плакать без причины. Если же малыш заплакал, значит его что-то беспокоит и надо разобраться в причинах плача, чтобы как можно быстрее их устранить. Причины плача новорожденного. Главными причинами плача новорожденного являются: - необходимость в телесном (физическом) контакте с матерью; - неблагоприятные воспоминания о родах и внутриутробном периоде; - желание удовлетворить сосательный рефлекс и снять ощущение дискомфорта; - желание заснуть, чувство усталости и общего дискомфорта; - повышенная чувствительность кожи, ощущение холода, желание чтобы его покачали; - необходимость в мочеиспускании или опорожнении кишечника; - недомогание ребенка (внутричерепное давление, расстройства нервной системы, повышенная возбудимость, гипертонус, гипотонус мышц, физиологические явления адаптационного периода, начало инфекционного или простудного заболевания, кожные заболевания или опрелости); - тревога или испуг, страх за свою целостность, неудовлетворенность контактом с мамой или окружением; - реакции на геомагнитные, атмосферные явления, фазу Луны. Как мы видим основные причины плача малыша - нарушение адаптации к внеутробным условиям существования, поэтому дети, уход за которыми организован согласно принципам мягкой адаптации, очень мало плачут. Многие родители боятся, что, реагируя на каждый писк младенца и удовлетворяя все его потребности, они его избалуют. Эти опасения лишены, каких бы то ни было оснований, поскольку малыша до 1 года избаловать невозможно. Для ребенка этого возраста можно лишь создать ощущение уверенности в надежности окружения или эту уверенность полностью разрушить. Виды плача.По плачу новорожденного опытная мать может определить его причину. Плач голодного ребенка отличается от плача при боли и дискомфорте. Рассмотрим характерные признаки различных видов плача. - Призывный плач - ребенок кричит 5-6 секунд, затем делает паузу на 20 -30 секунд, ожидая результата, затем вновь кричит примерно 10 секунд и снова затихает на 20 - 30 секунд. Этот цикл повторяется несколько раз, при этом период плача постепенно увеличивается, пока не переходит в сплошной. - Голодный плач - начинается с призывного плача. Если мать подошла и взяла на руки, но не предложила грудь, то плач переходит в сердитый крик, сочетающийся с поисковыми движениями головой, причем во время поисковых движений ребенок замолкает. Если мать и после этого не дает грудь, то требовательный плач переходит в плач с захлебываниями. - Плач при боли - это плач с оттенком страдания и безысходности. Это достаточно ровный непрекращающийся плач, в котором периодически возникают всплески отчаянного крика, которые, видимо, соответствуют усилению болевых ощущений. - Плач при мочеиспускании - похож на писк или хныканье, которое может прейти в крик непосредственно перед моментом мочеиспускания, если мать не понимает ребенка и не оказывает ему помощи (не высаживает или не дат грудь). - Плач при желании заснуть - довольно ровное хныканье - жалоба, сопровождающееся зевотой и частым закрыванием глаз. Правила поведения родителей при плаче ребенка. 1. Первое и самое главное правило: если малыш заплакал, его необходимо взять на руки и дать грудь. А если он заплакал на руках, ему нужно предложить грудь и покачать. 2. Если ребенок не успокаивается и отказывается взять грудь, а мать не может понять характер плача - выяснить его причину. Для этого нужно попробовать высадить ребенка или поменять пеленки, если он уже все сделал самостоятельно, попробовать покачать малыша и уложить его спать. Если это не дает быстрого результата, необходимо проверить и устранить возможные причины раздражения кожи: проверить одежду, состояние коляски или спального места, проверить, не завернулось ли ушко малыша, нет ли опрелостей или высыпаний. 3. Пытаясь успокоить ребенка, мама сама должна быть спокойной. Довольно часто дети плачут, реагируя на раздражение и нервозность матери или общую недоброжелательную обстановку в семье. Поэтому женщине необходимо успокоиться и устранить источник раздражения. 4. Если эти меры не дают результата, значит, причины плача либо являются результатом грубых ошибок в уходе и следует обращаться за помощью к консультантам по уходу, чтобы срочно его налаживать, либо кроются в недомогании ребенка и надо вызывать врача. Пока родители дожидаются прихода специалистов, нельзя бросать ребенка на произвол судьбы. Его следует постоянно носить на руках, часто прикладывать к груди, менять пеленки и следить за состоянием кожи, поскольку эти меры в любом случае улучшают состояние младенца. \     4 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ   Медицинская сестра, осуществляющая сестринский процесс при уходе за новорожденным, должна уметь своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и удовлетворять жизненно важные потребности новорожденного и членов его семьи. ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВОРОЖДЕННОГО: НАСТОЯЩИЕ: - сниженная способность к удовлетворению жизненно важных потребностей из-за анатомо-физиологических особенностей; - неустойчива жизнедеятельность из-за анатомо-физиологических особенностей; -нарушение сна; - неэффективное грудное вскармливание из-за дефицита знаний и навыков по организации грудного кормления у мамы ребенка; - беспокойство, плач ребенка ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ: -высокий риск нарушения процессов жизнедеятельности; -высокий риск нарушения целостности кожи из-за анатомо-физиологических особенностей; -высокий риск инфекционных осложнений из-за анатомо-физиологических особенностей; ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА: НАСТОЯЩИЕ: - дефицит знаний и умений по уходу за новорожденным; - беспокойство и тревога за ребенка; - чувство беспомощности; - дефицит семейной поддержки ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ: - высокий риск развития гипогалактии (недостатка грудного молока у матери); - высокий риск ситуационного кризиса в семье   После выявления проблем новорожденного и родителей медицинская сестра планирует сестринские вмешательства, мотивируя (обосновывая) их целесообразность.   -Создание комфортных условий для жизнедеятельности новорожденного Для удовлетворения потребностей «дыхание», «безопасность», «поддержание температуры тела», «движение», «выделение», для профилактики нарушений процессов жизнедеятельности   - Гигиенический уход Для удовлетворения потребности «гигиена и смена одежды», для профилактики нарушения целостности кожи, для профилактики инфекционных осложнений   - Организация грудного кормления Для удовлетворения потребности «питание и питье», для организации эффективного вскармливания, для профилактики гипогалактии у мамы ребенка   - Организация сна Для удовлетворения потребности «сон», для уменьшения беспокойства ребенка   - Психологическая поддержка родителей Для уменьшения беспокойства и тревоги за ребенка, для профилактики гипогалактии, для профилактики ситуационного кризиса в семье   - Беседа с родителями об анатомо-физиологических особенностях новорожденного, о его потребностях и способах их удовлетворения Для устранения дефицита знаний, для уменьшения чувства беспомощности, для уменьшения беспокойства и тревоги за ребенка, для профилактики гипогалактии, для эффективного удовлетворения жизненно важных потребностей новорожденного   - Сестринская педагогика (обучение родителей практическим умениям по уходу за новорожденным) Для эффективного удовлетворения жизненно важных потребностей новорожденного, профилактики осложнений, уменьшения чувства беспомощности родителей, тревоги за ребенка Методы реализации запланированных сестринских вмешательств будут вами изучены на практических занятиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: