Нормативные правовые акты. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., с послед.изм

 

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.

Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1 (часть 1). Ст. 25; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834; 2007. № 27. Ст. 3213; 2008. № 26. Ст. 3012; 2008. № 29 (часть 1). Ст. 3418.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; Российская газета. 2008. № 158.

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009; 2001. № 1(часть 2). Ст. 21; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 46. Ст. 5554.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., с послед.изм. и доп. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. № 52; СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 1999. № 51. Ст. 6289; 2000. № 49. Ст. 4740; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 9. Ст. 805; 2003. № 27 (часть 1). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 35. Ст. 3607; 2004. № 49. Ст. 4850; 2005. № 10. Ст. 763; 2005. № 52 (часть 1). Ст. 5583; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 6. Ст. 640; 2007. № 1 (часть 1). Ст. 21; 2007. № 31. Ст. 4011; 2007, № 43. Ст. 5084.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002. № 1 (часть 1). Ст. 2; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 27 (часть 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 1 (часть 1). Ст. 21; 2007. № 1 (часть 1). Ст. 29; 2007. № 27. Ст. 3213; 2007. № 46. Ст. 5554; 2007. № 49. Ст. 6070; 2008. № 29 (часть 1). Ст. 3418.

Закон Омской области от 6 октября 2005 г. «Об охране окружающей среды в Омской области» с послед.изм. и доп. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2005. № 3 (часть 2). Ст. 2651; 2006. № 2. Ст. 2908.

Закон Омской области от 27 декабря 2006 г. «Об отходах производства и потребления в Омской области» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2006. № 4 (часть 1). Ст. 3116.

 

Тема 12

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

 

1. Понятие и виды объектов, подлежащих особой охране.

2. Понятие, цели образования и категории особо охраняемых природных территорий.

3. Особенности правового режима отдельных категорий особо охраняемых природных территорий:

- правовой режим государственных природных заповедников;

- правовой режим национальных парков и природных парков;

- правовой режим государственных природных заказников;

- правовой режим и памятников природы дендрологических парков и ботанических садов;

- правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

4. Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

5. Особенности правового режима охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга и ее правовое значение.

 

Задания для практических занятий

Задача 1

Законодательным органом одной из республик в составе Российской Федерации был принят закон об особо охраняемых природных территориях республиканского значения. Указанным законодательным актом установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в соответствии с которым решение о создании принимается Правительством республики по представлению специально уполномоченного республиканского органа в области охраны окружающей среды с учетом мнения населения в лице органов местного самоуправления. Законом также предусматривалось создание такого вида особо охраняемой природной территории, как национальный природный парк, определены порядок его создания и особенности правового положения, сочетающего признаки национального и природного парка.

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству названных положений. Представитель законодательного органа возражал против удовлетворения заявленных требований и указал, в частности, что законодательный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Какие категории особо охраняемых природных территорий предусмотрены законодательством? Соответствуют ли федеральному законодательству положения республиканского закона? Сравните правовой статус национальных парков и природных парков. Решите дело.

 

Задача 2

Между ФГУ «Алтайский государственный природный заповедник» и индивидуальным предпринимателем Зотовой было заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с условиями которого предпринимателю за плату было предоставлено право организовать на территории заповедника (на смотровой площадке находящегося в заповеднике водопада) пункт продажи потребительских товаров: фотопродукции и продуктов питания. Зотовой был выделен участок для торговли и разрешено возведение построек на нем.

Прокурор обратился в суд с иском о признании сделки недействительной.

Соответствует ли разрешенный предпринимателю вид деятельности режиму особой охраны государственных природных заповедников? Подлежит ли иск удовлетворению?

Задача 3

ООО «Сибирь-тур» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Природного парка 120 тыс. рублей убытков в виде упущенной выгоды, причиненных неправомерным удержанием ответчиком принадлежащего истцу плавсредства (рафта). В обоснование своих требований Общество указало, что занимается оказанием туристических услуг, в том числе организует сплавы туристических групп по горной реке на территории природного парка. 4 июля 2007 года сотрудником учреждения Ахметовым был составлен протокол об административном нарушении, выразившемся в отсутствии согласования с учреждением маршрутов сплава туристических групп. В тот же день у истца было изъято плавсредство (рафт), что было оформлено соответствующим протоколом. Постановлением о назначении административного наказания от 08 июля 2007 года было принято решение о возврате изъятого плавсредства владельцу. Упущенная выгода рассчитана истцом за весь период удержания исходя из ежедневного дохода по сплаву при полной загрузке плавсредства (20 человек) по три рейса в день.

Кто осуществляет охрану территорий природных парков, каковы его полномочия? Законны ли действия сотрудника природоохранного учреждения? Подлежат ли исковые требования удовлетворению?

 

Задача 4

Глава администрации муниципального района поручил начальнику юридического отдела подготовить проект Положения о курорте местного значения. В разработанном юридической службой проекте содержались следующие положения:

- курорт создается в целях обеспечения сохранения местных природных ресурсов;

- территория признается курортом местного значения решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- территория курорта является муниципальной собственностью и находится в ведении субъекта Российской Федерации;

- в целях сохранения благоприятных природных факторов на прилегающих к территории курорта участках земли организуется округ санитарной охраны.

Разработанный проект Положения о курорте было предложено передать для утверждения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Были ли допущены при разработке проекта Положения отступления от требований законодательства? Какова роль субъектов Федерации в правовом регулировании соответствующих общественных отношений?

 

Задача 5

Правительством субъекта Российской Федерации было утверждено положение о государственном природном заказнике регионального значения. В соответствии с данным положением на территории заказника были запрещены движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог общего пользования. Общественная организация коренных малочисленных народов Сибири обратилась в суд с заявлением о признании недействующим положения в указанной части, сославшись в обоснование своей позиции на то, что территория заказника является традиционным местом охоты представителей коренных малочисленных народов, а охота без применения механических транспортных средств невозможна. Как следствие, указанным положением создаются препятствия в реализации прав коренных малочисленных народов.

Для решения каких задач создаются государственные природные заказники? Допускает ли действующее законодательство осуществление охоты на территориях государственных природных заказников? Соответствует ли законодательству позиция общественной организации?

 

Задача 6

Постановлением краевой администрации особо охраняемая природная территория краевого значения «Ботанический сад им. Комиссарова» была преобразована в Памятник природы краевого значения с тем же названием. Указанным правовым актом администрация субъекта РФ также пересмотрела границы особо охраняемой природной территории, уменьшив размеры земельного участка, занимаемого памятником природы.

Прокурор края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании указанного постановления противоречащим федеральному законодательству. Свои требования прокурор мотивировал, в частности, тем, что земельный участок, на котором расположена особо охраняемая природная территория, находится в федеральной собственности.

Соответствует ли федеральному законодательству принятый органом исполнительной власти субъекта РФ правовой акт? Какое решение должен вынести суд?

 

Задача 7

Правительством субъекта Российской Федерации было принято распоряжение об изменении границ охранной зоны государственного природного заповедника. В результате площадь охранной зоны заповедника существенно увеличилась. Группа граждан обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного правового акта. По мнению заявителей, правительство субъекта превысило свои полномочия; кроме того, расширение границ охранной зоны нарушает их конституционное право на свободу передвижения, поскольку инспекторы заповедника чинили заявителям препятствия в посещении его территории.

С какой целью создаются охранные зоны особо охраняемых природных территорий? Какими правовыми актами определяется правовой режим этих зон? Подлежит ли заявление граждан удовлетворению?

Задача 8

В целях подготовки к строительству олимпийских объектов было изменено функциональное зонирование Сочинского национального парка. В частности, около 10 тыс. га территории Сочинского национального парка на хребтах Аибга, Псехако, Грушевый и Турьих горах были выведены из состава заповедной и особо охраняемой зон национального парка. На указанной территории в соответствии с проектом должен был быть построен ряд олимпийских объектов: горная олимпийская деревня, санно-бобслейная трасса, биатлонный и лыжный комплексы. В результате изменения функционального зонирования общая площадь заповедной и особо охраняемой зон национального парка не изменилась: в их состав были включены другие, менее ценные участки леса.

Общественное природоохранное объединение «Социально-экологический союз» оспорило указанные изменения в суде.

С какой целью в пределах территорий национальных парков выделяются различные функциональные зоны? В каком порядке производится изменение функционального зонирования национального парка? Требуется ли в данном случае проведение экологической экспертизы?

Задача 9

Администрацией края были утверждены Правила использования и охраны лечебно-оздоровительной местности местного значения «Соленые озера», согласно которым за нахождение на территории указанной лечебно-оздоровительной местности и пользование природными лечебными ресурсами должна была взиматься плата.

Оцените нормативный правовой акт, принятый краевой администрацией, на предмет его соответствия нормам федерального законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: