Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.
Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая, с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., с послед.изм. и доп. // Любое издание в актуальной редакции.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1 (часть 1). Ст. 25; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 7. Ст. 834; 2007. № 27. Ст. 3213; 2008. № 26. Ст. 3012; 2008. № 29 (часть 1). Ст. 3418.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; Российская газета. 2008. № 158.
|
|
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009; 2001. № 1(часть 2). Ст. 21; 2003. № 2. Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 46. Ст. 5554.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., с послед.изм. и доп. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; САПП РФ. 1993. № 52; СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 1999. № 51. Ст. 6289; 2000. № 49. Ст. 4740; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 9. Ст. 805; 2003. № 27 (часть 1). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 35. Ст. 3607; 2004. № 49. Ст. 4850; 2005. № 10. Ст. 763; 2005. № 52 (часть 1). Ст. 5583; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 6. Ст. 640; 2007. № 1 (часть 1). Ст. 21; 2007. № 31. Ст. 4011; 2007, № 43. Ст. 5084.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» с послед.изм. и доп. // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650; 2002. № 1 (часть 1). Ст. 2; 2003. № 2. Ст. 167; 2003. № 27 (часть 1). Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 1. Ст. 10; 2006. № 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. № 1 (часть 1). Ст. 21; 2007. № 1 (часть 1). Ст. 29; 2007. № 27. Ст. 3213; 2007. № 46. Ст. 5554; 2007. № 49. Ст. 6070; 2008. № 29 (часть 1). Ст. 3418.
Закон Омской области от 6 октября 2005 г. «Об охране окружающей среды в Омской области» с послед.изм. и доп. // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2005. № 3 (часть 2). Ст. 2651; 2006. № 2. Ст. 2908.
Закон Омской области от 27 декабря 2006 г. «Об отходах производства и потребления в Омской области» // Ведомости Законодательного Собрания Омской области. 2006. № 4 (часть 1). Ст. 3116.
Тема 12
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ
1. Понятие и виды объектов, подлежащих особой охране.
|
|
2. Понятие, цели образования и категории особо охраняемых природных территорий.
3. Особенности правового режима отдельных категорий особо охраняемых природных территорий:
- правовой режим государственных природных заповедников;
- правовой режим национальных парков и природных парков;
- правовой режим государственных природных заказников;
- правовой режим и памятников природы дендрологических парков и ботанических садов;
- правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
4. Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
5. Особенности правового режима охраны и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Красная книга и ее правовое значение.
Задания для практических занятий
Задача 1
Законодательным органом одной из республик в составе Российской Федерации был принят закон об особо охраняемых природных территориях республиканского значения. Указанным законодательным актом установлен порядок образования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, в соответствии с которым решение о создании принимается Правительством республики по представлению специально уполномоченного республиканского органа в области охраны окружающей среды с учетом мнения населения в лице органов местного самоуправления. Законом также предусматривалось создание такого вида особо охраняемой природной территории, как национальный природный парк, определены порядок его создания и особенности правового положения, сочетающего признаки национального и природного парка.
Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству названных положений. Представитель законодательного органа возражал против удовлетворения заявленных требований и указал, в частности, что законодательный орган действовал в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».
Какие категории особо охраняемых природных территорий предусмотрены законодательством? Соответствуют ли федеральному законодательству положения республиканского закона? Сравните правовой статус национальных парков и природных парков. Решите дело.
Задача 2
Между ФГУ «Алтайский государственный природный заповедник» и индивидуальным предпринимателем Зотовой было заключено соглашение о сотрудничестве, в соответствии с условиями которого предпринимателю за плату было предоставлено право организовать на территории заповедника (на смотровой площадке находящегося в заповеднике водопада) пункт продажи потребительских товаров: фотопродукции и продуктов питания. Зотовой был выделен участок для торговли и разрешено возведение построек на нем.
Прокурор обратился в суд с иском о признании сделки недействительной.
Соответствует ли разрешенный предпринимателю вид деятельности режиму особой охраны государственных природных заповедников? Подлежит ли иск удовлетворению?
Задача 3
ООО «Сибирь-тур» обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с Природного парка 120 тыс. рублей убытков в виде упущенной выгоды, причиненных неправомерным удержанием ответчиком принадлежащего истцу плавсредства (рафта). В обоснование своих требований Общество указало, что занимается оказанием туристических услуг, в том числе организует сплавы туристических групп по горной реке на территории природного парка. 4 июля 2007 года сотрудником учреждения Ахметовым был составлен протокол об административном нарушении, выразившемся в отсутствии согласования с учреждением маршрутов сплава туристических групп. В тот же день у истца было изъято плавсредство (рафт), что было оформлено соответствующим протоколом. Постановлением о назначении административного наказания от 08 июля 2007 года было принято решение о возврате изъятого плавсредства владельцу. Упущенная выгода рассчитана истцом за весь период удержания исходя из ежедневного дохода по сплаву при полной загрузке плавсредства (20 человек) по три рейса в день.
|
|
Кто осуществляет охрану территорий природных парков, каковы его полномочия? Законны ли действия сотрудника природоохранного учреждения? Подлежат ли исковые требования удовлетворению?
Задача 4
Глава администрации муниципального района поручил начальнику юридического отдела подготовить проект Положения о курорте местного значения. В разработанном юридической службой проекте содержались следующие положения:
- курорт создается в целях обеспечения сохранения местных природных ресурсов;
- территория признается курортом местного значения решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- территория курорта является муниципальной собственностью и находится в ведении субъекта Российской Федерации;
- в целях сохранения благоприятных природных факторов на прилегающих к территории курорта участках земли организуется округ санитарной охраны.
Разработанный проект Положения о курорте было предложено передать для утверждения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Были ли допущены при разработке проекта Положения отступления от требований законодательства? Какова роль субъектов Федерации в правовом регулировании соответствующих общественных отношений?
Задача 5
Правительством субъекта Российской Федерации было утверждено положение о государственном природном заказнике регионального значения. В соответствии с данным положением на территории заказника были запрещены движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог общего пользования. Общественная организация коренных малочисленных народов Сибири обратилась в суд с заявлением о признании недействующим положения в указанной части, сославшись в обоснование своей позиции на то, что территория заказника является традиционным местом охоты представителей коренных малочисленных народов, а охота без применения механических транспортных средств невозможна. Как следствие, указанным положением создаются препятствия в реализации прав коренных малочисленных народов.
|
|
Для решения каких задач создаются государственные природные заказники? Допускает ли действующее законодательство осуществление охоты на территориях государственных природных заказников? Соответствует ли законодательству позиция общественной организации?
Задача 6
Постановлением краевой администрации особо охраняемая природная территория краевого значения «Ботанический сад им. Комиссарова» была преобразована в Памятник природы краевого значения с тем же названием. Указанным правовым актом администрация субъекта РФ также пересмотрела границы особо охраняемой природной территории, уменьшив размеры земельного участка, занимаемого памятником природы.
Прокурор края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании указанного постановления противоречащим федеральному законодательству. Свои требования прокурор мотивировал, в частности, тем, что земельный участок, на котором расположена особо охраняемая природная территория, находится в федеральной собственности.
Соответствует ли федеральному законодательству принятый органом исполнительной власти субъекта РФ правовой акт? Какое решение должен вынести суд?
Задача 7
Правительством субъекта Российской Федерации было принято распоряжение об изменении границ охранной зоны государственного природного заповедника. В результате площадь охранной зоны заповедника существенно увеличилась. Группа граждан обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного правового акта. По мнению заявителей, правительство субъекта превысило свои полномочия; кроме того, расширение границ охранной зоны нарушает их конституционное право на свободу передвижения, поскольку инспекторы заповедника чинили заявителям препятствия в посещении его территории.
С какой целью создаются охранные зоны особо охраняемых природных территорий? Какими правовыми актами определяется правовой режим этих зон? Подлежит ли заявление граждан удовлетворению?
Задача 8
В целях подготовки к строительству олимпийских объектов было изменено функциональное зонирование Сочинского национального парка. В частности, около 10 тыс. га территории Сочинского национального парка на хребтах Аибга, Псехако, Грушевый и Турьих горах были выведены из состава заповедной и особо охраняемой зон национального парка. На указанной территории в соответствии с проектом должен был быть построен ряд олимпийских объектов: горная олимпийская деревня, санно-бобслейная трасса, биатлонный и лыжный комплексы. В результате изменения функционального зонирования общая площадь заповедной и особо охраняемой зон национального парка не изменилась: в их состав были включены другие, менее ценные участки леса.
Общественное природоохранное объединение «Социально-экологический союз» оспорило указанные изменения в суде.
С какой целью в пределах территорий национальных парков выделяются различные функциональные зоны? В каком порядке производится изменение функционального зонирования национального парка? Требуется ли в данном случае проведение экологической экспертизы?
Задача 9
Администрацией края были утверждены Правила использования и охраны лечебно-оздоровительной местности местного значения «Соленые озера», согласно которым за нахождение на территории указанной лечебно-оздоровительной местности и пользование природными лечебными ресурсами должна была взиматься плата.
Оцените нормативный правовой акт, принятый краевой администрацией, на предмет его соответствия нормам федерального законодательства.