МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
к практическому занятию для студентов
VI курса специальности «Лечебное дело»
по учебной дисциплине «Педиатрия»
Занятие №3. «Здоровый ребенок. Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях поликлиники. Группы здоровья. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке. Организация режима, ухода и воспитания грудного ребенка и ребенка раннего возраста»
Обсуждена на заседании кафедры
«___»______________20___г.
протокол № _____________
Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Шайтановой В.Н.
«___»_______________20___г.
Ставрополь, 2012 г.
Занятие №3. «Здоровый ребенок. Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях поликлиники. Группы здоровья. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке. Организация режима, ухода и воспитания грудного ребенка и ребенка раннего возраста»
Учебные вопросы занятия:
1. Дородовый патронаж № 1: показания к проведению врачебного дородового патронажа содержание, направленность и сроки проведения;
2. Дородовый патронаж № 2: показания к проведению, содержание, направленность и сроки проведения;
3. Первичный врачебно-сестринский патронаж новорожденного ребенка;
4. Биологический анамнез (БА). Оценка и определение группы риска по БА;
5. Генеологический анамнез (ГА). Количественная и качественная оценка отягощенности ГА;
6. Социальный анамнез, определение групп социального риска;
7. Критерии, определяющие здоровье, группы здоровья, группы риска;
8. Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.
Место проведения занятий:
Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП № 2, 3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.
· Детское инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения ДККБ;
· Методические рекомендации для студентов по теме;
· Выписки из амбулаторных карт пациентов детских поликлиник;
· Ситуационные задачи по тематике занятий;
· Клинические, бактериологические и биохимические анализы;
· Тестовый контроль по темам;
· Тематические учебные комнаты;
· Видео-аудио аппаратура с видеотекой по разделам детские инфекционные заболевания;
· Проектор;
· Персональный компьютер (с мультимедийной системой);
· Учебные кинофильмы;
· Слайды;
· Аппараты для проведения экстренной и неотложной помощи (на базе реанимационного отделения клинических баз).
Учебные и воспитательные цели:
а) Общая цель: уяснить значение антенатальной профилактики, а также влияние биологического, генеалогического и социального анамнеза на состояние здоровья будущего ребёнка. Общая цель: научиться выставлять группу здоровья и группы направленного риска на основании факторов обуславливающих и определяющих здоровье и проводить необходимые мероприятия лечебно-профилактического характера.
б) частные цели:
В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ:
- Факторы, обуславливающие здоровье,
- Факторы, определяющие здоровье,
- Группы здоровья,
- Группы направленного риска.
Студент должен УМЕТЬ:
- Провести сбор БА, ГА, СА и оценить их;
- Оценить степень риска для будущего ребёнка по данным дородовых патронажей и анамнеза;
- Дать рекомендации будущей матери по питанию, организации труда, отдыха и подготовке и рождению ребёнка
- Оценить состояние ребенка в любом возрасте,
- Определить группу здоровья,
- Установить группы направленного риска,
- Составить план наблюдения и лечения, в зависимости от состояния здоровья
ВЛАДЕТЬ:
1. Правильным ведением медицинской документации в поликлинике;
2. Методами общеклинического обследования здорового ребенка;
3. Методикой сбора БА, ГА и СА;
4. Интерпретацией результатов БА, ГА, СА и оформления истории развития ребёнка;
5. Навыками проведения дородового и первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного ребенка;
6. Алгоритмом развернутого клинического диагноза;
7. Навыками выявление социально-неблагополучных семей и выделения детей в группы социального риска.
8. Навыками определения групп здоровья и риска новорожденных в условиях поликлиники;
ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:
1. Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины;
2. Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и обследование и написать амбулаторную карту ребенка;
3. Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики;
4. Способностью грамотно написать дородовый и врачебно сестринский патронажи.
5. Способностью и готовностью анализировать результаты сбора СА, ГА и БА и использовать их в определении групп риска;
6. Способностью и готовностью выполнять основные профилактические мероприятия с целью предупреждения заболеваний у детей из групп риска;
7. Способностью и готовностью к проведению основных гигиенических мероприятий, формированию здорового образа жизни;
8. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
1. о правильном ведении медицинской документации в детской поликлинике;
2. о схемах сбора БА, ГА, СА;
3. об основных критериях определения состояния здоровья ребенка;
4. о технике ухода за новорожденным ребенком в домашних условиях после выписки из родильного дома;
5. о профилактики гипогалактии;
6. об алгоритмах постановки диагноза с учетом МКБ-X;
7. о роли наследственности в формировании здоровья ребёнка.
Рекомендуемая литература студента.
Обязательная:
1. Лекционный материал.
2. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.
3. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой.) – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.
4. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет.- Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс»..- 2008.- с.335.
Дополнительная
1. Пропедевтика детских болезней. Учебник для вузов, под ред проф. А.С. Калмыковой. Рек. ФИРО. – Москва «ГЭОТАР Медиа». - 2010
2. Методика клинического обследования здорового и больного ребенка со схемой истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. Рек. УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России.- - Ставрополь.- 2011.
3. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.
4. Руководство по практическим умениям педиатра (под ред. В.О. Быкова). - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2009.
5. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.
6. Профилактика, лечение и организационные принципы оздоровления часто болеющих детей. Учебно-методическое пособие для студентов старших курсов, врачей-интернов, врачей-педиатров. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ставрополь. – 2007.
7. Шабалов Н.П. Неонаталогия.- СПб., 2000
8. Современные аспекты вскармливания детей грудного возраста. – Методические рекомендации. Ставрополь, 2008.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ: