Обсуждена на заседании кафедры

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию для студентов

VI курса специальности «Лечебное дело»

по учебной дисциплине «Педиатрия»

 

Занятие №3. «Здоровый ребенок. Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях поликлиники. Группы здоровья. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке. Организация режима, ухода и воспитания грудного ребенка и ребенка раннего возраста»

 

 

Обсуждена на заседании кафедры

«___»______________20___г.

протокол № _____________

 

Методическая разработка составлена ассистентом кафедры, к.м.н. Шайтановой В.Н.

«___»_______________20___г.

 

 

Ставрополь, 2012 г.

Занятие №3. «Здоровый ребенок. Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях поликлиники. Группы здоровья. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Патронаж новорожденного и грудного ребенка (с патронажной сестрой или участковым педиатром). Понятие о недоношенности, задержке внутриутробного развития и наблюдение их на педиатрическом участке. Организация режима, ухода и воспитания грудного ребенка и ребенка раннего возраста»

Учебные вопросы занятия:

1. Дородовый патронаж № 1: показания к проведению врачебного дородового патронажа содержание, направленность и сроки проведения;

2. Дородовый патронаж № 2: показания к проведению, содержание, направленность и сроки проведения;

3. Первичный врачебно-сестринский патронаж новорожденного ребенка;

4. Биологический анамнез (БА). Оценка и определение группы риска по БА;

5. Генеологический анамнез (ГА). Количественная и качественная оценка отягощенности ГА;

6. Социальный анамнез, определение групп социального риска;

7. Критерии, определяющие здоровье, группы здоровья, группы риска;

8. Критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.

 

Место проведения занятий:

Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГДП № 2, 3, ул. Тухачевского,27; ДГКБ им. Г.К. Филиппского, ул. Пономарева, 5.

Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база. Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.

· Детское инфекционное, лабораторно-диагностическое отделения ДККБ;

· Методические рекомендации для студентов по теме;

· Выписки из амбулаторных карт пациентов детских поликлиник;

· Ситуационные задачи по тематике занятий;

· Клинические, бактериологические и биохимические анализы;

· Тестовый контроль по темам;

· Тематические учебные комнаты;

· Видео-аудио аппаратура с видеотекой по разделам детские инфекционные заболевания;

· Проектор;

· Персональный компьютер (с мультимедийной системой);

· Учебные кинофильмы;

· Слайды;

· Аппараты для проведения экстренной и неотложной помощи (на базе реанимационного отделения клинических баз).

 

Учебные и воспитательные цели:

а) Общая цель: уяснить значение антенатальной профилактики, а также влияние биологического, генеалогического и социального анамнеза на состояние здоровья будущего ребёнка. Общая цель: научиться выставлять группу здоровья и группы направленного риска на основании факторов обуславливающих и определяющих здоровье и проводить необходимые мероприятия лечебно-профилактического характера.

б) частные цели:

В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ:

  1. Факторы, обуславливающие здоровье,
  2. Факторы, определяющие здоровье,
  3. Группы здоровья,
  4. Группы направленного риска.

Студент должен УМЕТЬ:

  1. Провести сбор БА, ГА, СА и оценить их;
  2. Оценить степень риска для будущего ребёнка по данным дородовых патронажей и анамнеза;
  3. Дать рекомендации будущей матери по питанию, организации труда, отдыха и подготовке и рождению ребёнка
  4. Оценить состояние ребенка в любом возрасте,
  5. Определить группу здоровья,
  6. Установить группы направленного риска,
  7. Составить план наблюдения и лечения, в зависимости от состояния здоровья

ВЛАДЕТЬ:

1. Правильным ведением медицинской документации в поликлинике;

2. Методами общеклинического обследования здорового ребенка;

3. Методикой сбора БА, ГА и СА;

4. Интерпретацией результатов БА, ГА, СА и оформления истории развития ребёнка;

5. Навыками проведения дородового и первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного ребенка;

6. Алгоритмом развернутого клинического диагноза;

7. Навыками выявление социально-неблагополучных семей и выделения детей в группы социального риска.

8. Навыками определения групп здоровья и риска новорожденных в условиях поликлиники;

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

1. Способностью анализировать полученную медицинскую информацию, опираясь на принципы доказательной медицины;

2. Способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, клиническое и обследование и написать амбулаторную карту ребенка;

3. Способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически современные методы диагностики и лечения и профилактики;

4. Способностью грамотно написать дородовый и врачебно сестринский патронажи.

5. Способностью и готовностью анализировать результаты сбора СА, ГА и БА и использовать их в определении групп риска;

6. Способностью и готовностью выполнять основные профилактические мероприятия с целью предупреждения заболеваний у детей из групп риска;

7. Способностью и готовностью к проведению основных гигиенических мероприятий, формированию здорового образа жизни;

8. Способностью и готовностью использовать нормативную документацию (медицинские стандарты, приказы и рекомендации).

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

1. о правильном ведении медицинской документации в детской поликлинике;

2. о схемах сбора БА, ГА, СА;

3. об основных критериях определения состояния здоровья ребенка;

4. о технике ухода за новорожденным ребенком в домашних условиях после выписки из родильного дома;

5. о профилактики гипогалактии;

6. об алгоритмах постановки диагноза с учетом МКБ-X;

7. о роли наследственности в формировании здоровья ребёнка.

Рекомендуемая литература студента.

Обязательная:

1. Лекционный материал.

2. Поликлиническая педиатрия. Учебник для вузов, под ред. проф. А.С.Калмыковой. - Москва, «ГЭОТАР-Медиа». – 2009.

3. Справочник педиатра. Учебное пособие (под ред. В.О. Быкова, А.С. Калмыковой.) – Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону, 2007.

4. Калмыкова А.С. Ткачева Н.В., Марочкина Л.И., Климов Л.Я, Зарытовская Н.В., Кулешова О.К., Шайтанова В.Н., Феодосиади О.С. Здоровый ребенок от рождения до 7 лет.- Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. - Ростов-на-Дону.- «Феникс»..- 2008.- с.335.

Дополнительная

1. Пропедевтика детских болезней. Учебник для вузов, под ред проф. А.С. Калмыковой. Рек. ФИРО. – Москва «ГЭОТАР Медиа». - 2010

2. Методика клинического обследования здорового и больного ребенка со схемой истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов, врачей интернов. Рек. УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России.- - Ставрополь.- 2011.

3. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.

4. Руководство по практическим умениям педиатра (под ред. В.О. Быкова). - Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2009.

5. Уход за здоровым и больным ребенком. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс». - 2006.

6. Профилактика, лечение и организационные принципы оздоровления часто болеющих детей. Учебно-методическое пособие для студентов старших курсов, врачей-интернов, врачей-педиатров. Рекомендовано УМО по мед. и фарм. образ. Вузов России. – Ставрополь. – 2007.

7. Шабалов Н.П. Неонаталогия.- СПб., 2000

8. Современные аспекты вскармливания детей грудного возраста. – Методические рекомендации. Ставрополь, 2008.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: