Информационно-рекламные СМИ

На симпозиумах и конференциях, в аэропортах и продуктовых магазинах, бутиках и районных аптеках, почтовых ящиках и даже под ковриком у входной двери мы ежедневно получаем десяток бесплатно-распространяемых газет и журналов. А ведь многие из них стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни потому, что дают ответы на самые элементарные, но жизненно важные вопросы: почему в городе подорожали маршрутки, зачем в районе вырубают деревья, где купить дешёвые лекарства...

Информационно-справочные СМИ.

Эротические СМИ.

Вопрос о регулировании презентации в СМИ откровенно сексуальных материалов вызывает дебаты во многих странах. В отношении женской порнографии часто можно встретить утверждения, что любое жесткое ограничение создает риск ликвидации гражданских свобод (всех!), а цензура может отрицательно сказаться на свободе слова. Чаще всего законодательства ограничиваются мерами, формально ограничивающими публикацию непристойных материалов в СМИ под предлогом защиты общественной нравственности. Однако и здесь нет единого мнения: принятие мер регламентационного характера и определение понятий "неприличный" и "непристойный" являются предметом самых жестоких споров.

Так, в Великобритании, публикация непристойной статьи является преступлением, влекущим административную и уголовную ответственность. Материал считается непристойным, если его содержание "способствует развращению и растлению граждан..."

В Германии раздел 184 УК предусматривает наказание за продажу порнографических материалов лицам моложе 18 лет.

В Нидерландах ст.239-54 УК предусматривают ответственность за такие преступления против общественной нравственности, как распространение порнографии. Однако в последнее время не было случаев применения этих норм УК против СМИ.

В Австрии публикация порнографических и других материалов, нарушающих нормы общественной нравственности, является уголовным преступлением.

В Норвегии ст.211 УК запрещает публикацию порнографических материалов, однако она никогда не применялась к ежедневной прессе.

В США Верховный Суд объявил, что "непристойности", то есть определенная группа выражений с откровенно сексуальной окраской, полностью лежат вне гарантий, данных Первой поправкой к Конституции. Однако само определение непристойности, которое дается с точки зрения "здравого смысла обычного человека" крайне размыто и многозначно и, по-видимому, относится только к брани, а не к сексуальным материалам.

Правовое регулирование представления в СМИ сексуальных материалов и порнографии в России в последние годы осуществлялось посредством ст. 228 УК РСФСР, а - позже с помощью аналогичной ей ст.242 УК РФ: обе они запрещают незаконное изготовление и распространение порнографических материалов. Поскольку не было оговорено, что же именно понимается под незаконным изготовлением (о законном изготовлении также не было сказано ни слова), по умолчанию и на всякий случай почти любое изображение обнаженных тел и любовных сцен считалось "сексом и порнографией" (кстати, именно это и имела в виду женщина, с брезгливостью сказавшая на известном ток-шоу В.Познера, что "секса у нас нет"). Исключения составляли "признанные шедевры мирового искусства" и картинки в медицинских изданиях.

В соответствии с ныне действующим законодательством попытки правового регулирования презентации сексуальности в средствах информации предприняты в Федеральных законах "О СМИ", "О рекламе", а также в проектах законов "О телевизионном вещании и радиовещании" и "Об ограничениях оборота продукции, услуг и зрелищных мероприятий сексуального характера в Российской Федерации".

В соответствии со ст.4 закона "О СМИ", "Не допускается использование СМИ... для распространения передач, пропагандирующих порнографию..." (если следовать букве закона, то можно решить, что не запрещаются статьи, фотоснимки, интервью и другие печатные материалы, пропагандирующие порнографию). Однако СМИ, специализирующиеся на эротических материалах, с некоторыми ограничениями все-таки разрешены.

Из неясных и нечетких формулировок часто и возникают реальные казусы. Например, еженедельник "СпидИнфо" имеет статус "научно-популярного издания", а по сути является изданием, "систематически эксплуатирующим интерес к сексу" и насилию, при этом под видом "науки" в еженедельнике протаскиваются дикие фантазии и сплетни. Однако формальный "научно-популярный статус" позволяет ей продаваться отнюдь не в "специальной упаковке и не в специальных местах".

ПАРТИЙНАЯ ПРЕССА.

С распадом административно-командной системы, определявшей многие элементы типологии периодической печати России, получила развитие горизонтальная структура печатных СМИ, включающая в себя самостоятельные, автономные информационные организации. Партийная пресса из доминирующего источника информации трансформировалась в немногочисленную группу периодических изданий, в настоящий момент переживающую свой кризис. Многие политические партии отказываются от выпуска собственного печатного органа, предпочитая вести агитационную кампанию через мультимедийные каналы.

Одним из наиболее важных аспектов для выделения группы партийной прессы является фигура учредителя. Под партийными изданиями мы понимаем газеты, чьими учредителями являются политические партии, отвечающие требованиям закона «О политических партиях».

На данный момент существует лишь три официально зарегистрированных партийных издания, которые можно классифицировать как общероссийские (Коммунистическая партия Российской Федерации (газета «Правда»), Либерально-демократическая партия России (газета «ЛДПР»), а также партия «Справедливая Россия»), в то время как подобных региональных изданий гораздо больше. В настоящий момент региональные отделения крупнейших партий страны могут позволить себе выпуск собственного полноценного издания, которое не является приложением или дополнением к центральному печатному органу партии. Так, газета «Единая Россия», перестав существовать в качестве общероссийского издания (2008), продолжает выпускаться в Башкортостане, Удмуртии, Подмосковье и других регионах страны.

Печатные ресурсы, которыми располагают политические структуры, поистине огромны. Лидирует, как несложно догадаться, КПРФ, которая помимо газеты «Правда» издает большое количество региональных изданий. Общий еженедельный тираж изданий КПРФ составляет около 2 млн. экземпляров. Существенно отстает «Единая Россия», которая выпускает газету с одноименным названием и еженедельным тиражом 90 тыс. экземпляров. Впрочем, непривычное отставание партии власти можно объяснить тем, что она имеет широкий доступ к телевидению и не заинтересована в «карманных» СМИ.

Российские либерал-демократы выпускают газету «ЛДПР», ежемесячный тираж которой составляет 500 тыс. экземпляров. Партии Григория Явлинского принадлежит газета «Яблоко России» с тиражом около 600 тыс. «Союз правых сил» излагает свою политику в газете «Правое дело» тиражом в 120 тыс. Что касается «Справедливой России», то пока эсэры продолжают пользоваться доставшимися в наследство изданиями «Родины», Партии пенсионеров и РПЖ. Источник в СР рассказал «НГ», что в последние полгода выходила федеральная газета под названием «Родина», изначальный тираж который составлял 300 тыс. В свою очередь, Партия пенсионеров издавала газету «Старая гвардия» с тиражом, колеблющимся от 150 до 300 тыс. экземпляров.

 

Газета «Правда» (главный редактор – Комоцкий Борис Олегович) – официальный печатный орган Коммунистической партии Российской Федерации. Ее первый выпуск увидел свет в 1912 г. За это время газета дважды претерпела типологические изменения. На момент создания она носила оппозиционный характер, а с ликвидацией в 1918 г. небольшевистской прессы, «Правда» стала главной газетой в стране.

На данный момент «Правда» – лидер среди российских партийных изданий по числу выходов в месяц: она имеет редкую для современной партийной прессы периодичность – три раза в неделю. Пятничный выпуск газеты выходит объемом в восемь полос, другие номера включают по четыре полосы форматом А2. Газета распространяется среди читателей по подписке. Стоит отметить также, что «Правда» – единственное партийное издание в России, которое имеет свой сайт в сети интернет – www.gazeta-pravda.ru, где можно оформить подписку на газету, а также найти все статьи, публикуемые в номерах.

Газета, благодаря своей богатой вековой истории, остается верной принципам подачи и размещения материалов. Традиционно на первой полосе «Правды» размещаются аналитическая статья, касающаяся наиболее актуальных проблем российской действительности, а также материалы постоянных рубрик – «Дни борьбы» и «Курьер новостей». На второй-третьей полосах печатаются объемные исторические или биографические очерки, а также освещаются международные события, которым посвящена отдельная рубрика – «Пульс планеты». Последняя страница отдана под такие рубрики, как «Спортивная арена», «10 дней календаря», «Из альбома карикатуриста», «Юмор», «Афиша» и «Правовой консультант».

Особое место в газете занимают аналитические отчеты, освещающие международную деятельность партии. Так, среди союзников КПРФ – Прогрессивная партия трудового народа Кипра, Коммунистическая партия Китая, Приднестровская коммунистическая партия и др.

Главенствующее место в системе жанров, используемых как авторами «Правды», так и авторами других партийных изданий, занимают аналитические жанры. Это объясняется целевым назначением партийной прессы и ее стремлением к трактовке происходящих событий сквозь призму поддерживаемой идеологии.

 

Газета «ЛДПР» (главный редактор – Виктор Михайлович Кулыбин) выпускается Либерально-демократической партией России с 1993 г. Она выходит раз в месяц тиражом около 1 млн экз. и распространяется по подписке и бесплатно. В последние месяцы тираж газеты резко возрос – до 1 млн 800 тыс. экз. в месяц, что можно связывать с прошедшей датой выборов в Государственную думу VI созыва. Газета имеет четыре полосы и выпускается форматом А3. Все выпуски газеты можно найти в формате PDF на официальном сайте партии (www.ldpr.ru) в разделе «Говорит ЛДПР» / «Партийная пресса».

По сравнению с периодом предвыборной кампании 2007 г. газета существенно изменилась не только по внешним, но и по внутренним характеристикам. До 2009 г. содержание газеты было неструктурированным и включало в себя преимущественно объемные статьи о лидере партии и проводимой им политике. Однако № 7 за 2009 г. вышел в обновленном виде. Газета приобрела постоянные рубрики, такие как «Актуально: события и комментарии», «Инициативы», «Депутаты ЛДПР в Государственной думе», «Мнение», «Говорит народ России», «ЛДПР в регионах», «Это интересно» и др. Также, несмотря на то что издание выходило в прежнем формате и объеме, оно включало гораздо большее количество материалов и освещало наиболее широкий спектр тем.

Больше половины материалов посвящено политической сфере жизни общества. Среди них особое место занимают аналитические статьи с разъяснением программы партии, которая подчеркивает свой оппозиционный характер.

 

Газета «Справедливая Россия» (главный редактор – Олег Владимирович Пахолков) – официальный печатный орган одноименной партии. Первый номер издания объемом в 12 полос вышел в мае 2007 г., в период предвыборной кампании. После выборов в Государственную думу V созыва «Справедливая Россия» выходила без строго определенной периодичности и в 2011 г. предстала перед читателями в новом свете. Газета сохранила прежний формат – А2, но стала издаваться на 20 полосах. Наряду с традиционными для партийных изданий рубриками («Прямая речь», «Фракция “Справедливая Россия” в Государственной Думе», «Выборы», «Время. События. Люди» и др.), в ней появляются статьи, не касающиеся политики и идеологии, такие как «Наш сад», «Семейные ценности», «Вкусно и полезно» и др. На первой полосе газеты размещается анонс номера и фотографии, на последней – сканворд. Стоит отметить, что такая структура издания является новаторской для партийной прессы. Также показательно и то, что с июля 2011 г. газета является еженедельником (до этого она выходила 1-2 раза в месяц) и распространяется по подписке тиражом около 2 млн экз. в месяц. Также все выпуски «Справедливой России» можно найти в формате PDF на сайте www.spravedlivo-online.ru.

Ключевое место на страницах газеты занимают вопросы политики. Значительное место в каждом выпуске газеты отведено обсуждению вопросов социального характера. Авторов издания прежде всего волнуют проблемы образования, медицины и пенсионного обеспечения. Экономическим темам уделяется меньше внимания. Примечательно и то, что газета не освещает вопросов, касающихся духовного развития общества. В ней полностью отсутствует художественная публицистика, что не свойственно для предыдущих двух изданий. Однако аналитические жанры представлены достаточно широко. Так, нередко на страницах «Справедливой России» встречается жанр журналистского расследования или аналитического интервью, что заметно повышает читательский интерес к публикуемым материалам, которым нередко свойственна сенсационность. Об этом можно судить и по заголовкам, располагающимся на первой полосе издания: «Избит депутат “Справедливой России”, выступавший за снижение тарифов ЖКХ», «Мэр-живодер», «Шаманы не помогли “Единой России”» и др.

 

ДЕЛОВАЯ ПРЕССА

«Деловая пресса— это тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса».

Деловая пресса – один из наиболее бурно развивавшихся в последние годы типов изданий.

Ее структурно-функциональная специфика в значительной степени обусловливается характером аудитории. Принято считать, что она адресована лицам, причастным к принятию ответственных решений в сфере практической и духовно-практической деятельности. Базой читательской аудитории для такой прессы являются специалисты, прежде всего из групп организаторского труда, т.е., как правило, образованные, социально активные люди, работающие во всех сферах народного хозяйства, в науке (в первую очередь прикладной) и на государственной службе. Среди читателей деловой прессы немало студентов высших учебных заведений.

Главная функция деловой прессы – быть надежным источником информации. Родообразующим признаком деловой прессы являются ее тематика, содержание. Основа информационной среды деловой прессы – информация, оказывающая влияние на поведение субъектов или агентов рынка, определяющая и отражающая это поведение.

В значительной своей части это субъекты организационных отношений, организаторы производства, бизнеса, практической деятельности. Это и субъекты управления, образовательной, научной и иной деятельности. Информация в деловой прессе отнюдь не ограничивается только вопросами экономики и политики. Любая информация, способная привести в движение рынки труда, капитала и товаров, становится деловой.

Однако тематика, даже самая широкая, имеет свои пределы, границы. То есть характер тематики можно рассматривать как ведущий типообразующий признак.
По этим параметрам можно выделить пять видов прессы: универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную».

Деловая пресса представлена всеми видами. Например, газета «файнэншл таймс» – качественная деловая универсальная газета. Наряду с общеэкономической информацией и биржевыми сводками она пишет также о политике, социальных проблемах, публикует едва ли не лучшие в Европе обозрения по культуре и т.д. Но основой ее содержания остается деловая информация. В практике российской прессы пока нет полноценного аналога универсальной деловой газеты. По титулу к виду универсальных деловых изданий следовало бы отнести еженедельник «Экономика и жизнь». Однако по существующему содержанию газета скорее приближается к специализированным деловым изданиям, подобным «Финансовой газете» и «Финансовой России». Это происходит прежде всего за счет публикации нормативных документов и различных комментариев по применению тех или иных норм законов и подзаконных актов.

К числу специализированных деловых изданий в российской прессе, помимо «Финансовой газеты» и «Финансовой России», могут быть отнесены «Торговая газета», «Торгово-промышленные ведомости», «Медицинская газета» и т.п.

В то же время узкоспециализированные деловые издания широко представлены в российской прессе прежде всего ежемесячными журналами, такими, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Московский банковский вестник» и т.п.

Профессиональные издания, как правило, свою профессиональную принадлежность выносят в титул: журналы «Финансист», «Банкир» и т.д.

Наконец, «точечные» издания – те, которые нацелены на очень узкую аудиторию. Здесь пресса достигает крайней степени сегментации рынка. В западной терминологии такое издание называется «ньюслеттер». Наиболее приближенный к нему аналог в российской практике – бюллетень. В качестве примера можно назвать реферативный и аналитический ежеквартальник «Банки: мировой опыт».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: