Основные организационно-правовые формы существования средств массовой информации: коммерческие и некоммерческие организации

Редакции, имеющие статус юридического лица, независимо от формы собственности и производимой ими печатной продукции, по характеру своей деятельности являются:

а) коммерческими;

б) некоммерческими.

Редакции в виде коммерческой организации встречаются в основном в виде хозяйственных обществ. Ими признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом (ст. 66 ГК). Редакция как хозяйственное общество имеет конкретную организационно-правовую форму. Формально нет каких-либо ограничений относительно выбора организационно-правовой формы редакции. Всё же, как показывает практика, традиционными формами для учреждения редакций становятся акционерное общество (АО): открытое (ОАО) или закрытое (ЗАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО), поскольку другие формы, такие, как товарищество с неограниченной ответственностью (ТНО) или товарищество на вере (Коммандитное), мало подходят для редакционной деятельности, равно как и разного рода производственные кооперативы.

Необходимо отметить, что до вступления в силу с 1 января 1995 г. первой части ГК РФ Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. допускалась регистрация юридических лиц (в том числе редакций) в форме Товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). В настоящее время вышеуказанный закон не действует, поэтому все ранее зарегистрированные редакции в форме, не соответствующей нормам нового ГК РФ, в том числе ТОО, привели свои учредительные документы и организационно-правовую форму в соответствие с действующими нормами ГК РФ.

Редакцией в виде АО или ООО признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество. Единственное отличие между ними состоит в том, что уставной капитал ООО разделен не на акции, как в АО, а на доли, размеры которых определены учредительными документами.

 

Наряду с редакциями, основной целью которых является получение прибыли, существуют и редакции, имеющие другие задачи - некоммерческого характера. Это так называемые редакции в виде некоммерческих организаций (НКО). Они, как правило, регистрируются в виде учреждения или автономной некоммерческой организации (АНО).

В качестве учреждения регистрируются как обычно редакции, учрежденные государственными органами и органами местного самоуправления. К их числу относится большинство редакций районных и городских газет. Это объясняется тем, что для государственных органов и органов местного самоуправления существуют ограничения: они не могут выступать учредителями организации в виде хозяйственного общества, в том числе редакции. Форму АНО учредители выбирают, как показывает анализ, в том случае, если деятельность редакции направлена на решение социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных задач. При этом периодическая печатная продукция - газета или журнал - является средством для их реализации.

Исходя из Закона об НКО, некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если она соответствует целям, для достижения которых создана организация.

Редакция, зарегистрированная в виде коммерческой или некоммерческой организации, считается созданной с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном федеральными законами. [ ДавтянС.Л.Редакционные уставы. Правовые особенности организации и функционирования редакции СМИ (под ред. А.Г.Рихтера)]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: