Задачи республиканских органов управления в области регионального развития

Социальное развитие регионов сегодня в основном является уже прерогативой местных властей. Правда, в Казахстане причиной этому являлось не столько демократизация бюджетной системы и концентрация финансов в местных и региональных бюджетах, сколько элементарная попытка сбросить с плеч центрального бюджета "беспокойные" хлопоты. При этом, в отличие от той же чисто федеральной российской бюджетной системы, Казахстанская унитарная бюджетная система выглядит более децентрализованной, поскольку жилищно-коммунальные расходы полностью перенесены на население.

Между тем, социальные проблемы Казахстана на сегодняшнем этапе требуют особенного внимания. Социальные показатели республики, индекс человеческого развития Казахстана за годы реформ сильно понизились. И при этом социальное развитие имеет также резко выраженный региональный характер. Сравните: если в США на 100 тыс. населения больны туберкулезом всего 8 чел, то в Атырауской области 156 чел. Отсутствие питьевой воды в большинстве районов приводит к тому, что население пьют воду из отопительной системы. Но область не может сегодня строить каналы воды в Махамбетском, Исатайском и Кызылгиинском районах только по одной причине: область является донором и в других областях еще худшие показатели. Таким образом центральные власти объясняют необходимость сохранения сегодняшней бюджетной системы. И таким образом, проблема социального развития аналогична проблеме экономического развития: то ли централизовать все имеющиеся финансы 3-4 регионов (всем сестрам по серьге) и в результате затягивать процесс развития в целом (ни области -доноры не развиваются, ни бедны регионам недостаточно для придания им толчка для развития). По существу этим мы хотели показать, что территориальное "размазывание" средств 3-4 регионов-доноров по существу приводит не только к замедлению экономического развития, но и не позволяет решать вопросы социальные.

Однако решению социальных проблем в регионах препятствуют не только несовершенная бюджетная система, но и несовершенство всех направлений социальной политики. Взять, к примеру, миграционную политику, которая в значительной мере способствует снятию, или обострению проблем безработицы. К сожалению сегодня ни политика занятости, ни миграционная политика не проводятся с учетом социальных последствий. Так, например, в республике в больших масштабах происходит ввоз рабочей силы. В некоторых городах на строительных объектах иногда используется иностранная рабочая сила (в том числе нелегально ввезенная), тогда как без работы ходят собственные строители. Причем в этом виновны не местные органы управления, поскольку предприниматели берут разрешения в министерствах, обходя региональные органы.

По нашим расчетам с учетом естественного выбытия жилищного фонда до 2011 года следует ввести в эксплуатацию более 100 млн.кв.метров. Однако этот рост должен происходить преимущественно на основе самостоятельного строительства (без государственной помощи), и лишь только 1-2 млн.кв. метром могут составить муниципальное жилье, предоставляемое для социально незащищенных слоев населения.

Особое внимание сегодня надо уделять незавершенному строительству, которого в Казахстане накопилось около 7 млн.кв. метров. На наш взгляд, для их завершения следует привлекать западных инвесторов. При этом, конечно, должны использоваться новые строительные технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: