Дети с девиантным поведением, безнадзорные дети как получатели специальных социальных услуг

Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Например, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя (Леонова И.В.).

Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение – реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения (Эмиль Дюркгейм).

Агрессивное поведение (деструктивное). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений;

Ведущие признаки агрессивного поведения:

– выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

– тенденция к разрушению;

– направленность на причинение вреда окружающим людям;

– склонность к насилию (причинению боли).

Агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие – вербальные или физические действия, причиняющие боль. Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие) и в свою очередь вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать, навредить. На когнитивном уровне оно поддерживается установками, подтверждающими правильность такого поведения (предрассудки, мифы, убеждения).

Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

Делинквентное поведение. Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

Особенности делинквентного поведения:

· Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.

Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

· Делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

· Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства – общественному порядку.

· Поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

· Противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом – между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.

Зависимое (аддиктивное) поведение. Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность». В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».

Негативные последствия зависимого поведения личности:

– утрата работоспособности;

– конфликты с окружающими;

– совершение преступлений.

Зависимое поведение – это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Все люди испытывают «нормальную» зависимость от таких жизненно важных объектов, как воздух, вода, еда. Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение.

Зависимое поведение тесно связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей.

Объекты зависимости:

– психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

– алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);

– пища;

– игры;

– секс;

– религия и религиозные культы.

Формы зависимого поведения:

– химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

– нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

– гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

– сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);

– религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

Суициды делятся на три основные группы:

– Истинный суицид – направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.

– Демонстративный суицид – демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

– Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Принято провоцирующими факторами девиантного поведения являются:

1) Дети отклоняющегося поведения, относящиеся к группе биологического риска – это дети с клиническими нарушениями (недостатки в формировании отдельных психологических функций вследствие нарушений со стороны ЦНС, ЗПР, астения, физиологические или анатомические особенности организма ребенка) и дети с отклоняющимся типом развития. Сюда относятся отклонения, выражающиеся в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях (гиперактивность, акцентуация характера), повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающие неадекватные реакции индивида.

2) Можно также выделить целый комплекс факторов социального ряда, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, слабой социальной рефлексии, трудностям в овладении социальными ролями:

· соматическая ослабленность ребенка;

· нарушения эмоционально-волевой сферы;

· социальная запущенность;

· длительная психическая депривация.

Порой социальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.

Для профилактики преступности среди несовершеннолетних крайне важно использовать возможности семьи, образования, общины. Рекомендуется применять самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим. Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Позволяет определить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны применятся такие меры, как: наблюдение, опека. Надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока воспитания, а так же программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы наблюдения, заменяющие надзор в учреждениях, с целью обеспечить такое обращение с ребенком, которое отвечало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления. «Минимальные стандартные правила ООН по осуществлению правосудия относительно несовершеннолетних», принятые 29 декабря 1985 года, этот перечень дополняют постоянным надзором, активной воспитательной работой либо помещением в семью, воспитательное учреждение или детский дом. Так на Западе как особый вид опекунства и передачи ребенка в семью на воспитание распространены «fostering» и «mainstay». «Fostering» – пребывание в нормальных условиях в чужой семье (так называемая фостерная семья) в течении длительного времени, вплоть до совершеннолетия, при сохранении контактов с настоящей семьей. Как только условия для воспитания ребенка в настоящей семье становятся нормальными, ребенок в нее возвращается. «Mainstay» – применяется к детям от 11 до 17 лет в течении нескольких месяцев. Если в семье налаживаются обстоятельства и условия жизни – ребенок туда возвращается, если нет – оформляется фостеринг. На сегодняшний день социальная работа с семьей осуществляется в условиях, когда семья представляет собой структуру, закрытую от внешнего вмешательства, и вправе отказаться от него. Учитывая это, работники служб системы социальной защиты по сравнению с представителями других ведомств, оказываются в более выгодных условиях. От социальной защиты, в отличие от прочих, ждут не административных или правовых воздействий, а рассчитывают на помощь. Поэтому специалистам по социальной работе

Центра всегда удается установить контакт с членами даже самых неблагополучных семей. В своей работе за основу они берут следующие принципы:

1. Необвинительность – вместо обличения, упреков, осуждений, даже вполне заслуженных – социальная защита, создание платформы для выхода их кризиса.

2. Индивидуальный подход – решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

3. Плотный и постоянный контакт с семьей в течении длительного времени.

4. Доверительные отношения между специалистами по социальной работе и членами семьи.

5. Отношения с семьей строятся на деловой основе, как сотрудничество.

6. Уважение норм и ценностей патронируемых.

Сотрудники подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних фиксируют, что несовершеннолетним, стоящим на учете, как правило, присущи следующие качества:

· Отрицание ответственности – подросток рассматривает себя скорее как объект чьего-то воздействия, как жертву обстоятельств и этим подготавливает почву для отклонения от нормы, которую не отвергает. 38,5% подростков не думают об ответственности, 19,6% не подозревают, что за такие действия привлекаются к суду;

· Отрицание причиненного вреда или ущерба. Например. Хулиганство интерпретируется как озорство, угон автомобиля – как временное заимствование, драка – как выяснение отношений и т.д.;

· Отрицание наличия жертвы – подросток ставит себя в положение мстителя, а жертва превращается в злодея.

Специалисты выделяют три блока воздействия на девиантное поведение подростка:

1. Неблагополучные отношения между родителями

2. Распадающиеся семьи

3. Психологические проблемы, которые отражаются на детях и приводят к полной бесконтрольности

По данным исследований, плохие отношения между родителями в семьях, где проживали подростки, ставшие преступниками, встречались в 7–8 раз чаще, чем у подростков, не совершавших преступления. Накопленный опыт психолого-педагогической помощи семье и детям, работы с подростками данной категории дает возможность выделить несколько основных направлений:

· выявление семей социального риска и организации социальной поддержки;

· психологическое консультирование детей и родителей

· оказание психолого-педагогической помощи в предотвращении кризисов развития подростков;

· подбор и адаптация индивидуальных психологически-коррекционных программ;

· психологическая реабилитация детей и подростков

· динамическая диагностика в ходе реабилитационных мер;

· работа с родителями (тренинг «Как быть хорошими родителями»)

· решение социальных проблем семьи и подростка;

· организация совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних экскурсий в следственный изолятор для несовершеннолетних преступников.

Незнание психологии подростков, отрицание их значимости приводит к самым неожиданным проявлениям в поведении, а иногда и к противоправным поступкам: уходу из дома, воровству, в том числе у родителей. Бродяжничеству, отказу от посещения школы, примыканию к негативно характеризующимся подростковыми группировками и т.д. (Курсонова Л.И.).

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что развитие личностных качеств и определенных особенностей поведения индивида обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида. Исходя из этих положений, развитие отклоняющегося поведения обусловливают такие разнообразные, но взаимосвязанные факторы, как: индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок, социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества, психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания, социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.

Несмотря на то, что в современной педагогической науке и социальной практике по социальной защите детства понятия безнадзорность и беспризорность взаимосвязаны.

Для правильного определения причин безнадзорности необходимо определиться с сущностью этого понятия, рассматриваемого как явление, состояние или процесс.

Следует исходить из понимания безнадзорности как процесса и как явления, то есть социального феномена. Некоторые ученые изучают также безнадзорность как результат определенного социального состояния.

Безнадзорность можно определить как отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей, либо заменяющих их лиц. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение.

Педагогический словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих».

В словаре по социальной работе безнадзорные дети также определяются как лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их замещающих.

Детская безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики и рассматривается как отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков. При этом упускается важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями. Исходя из этого можно считать, что состояние безнадзорности характеризуется не только отсутствием или недостаточностью контроля за поведением и занятиями детей и подростков, но и отсутствием внутренней связи между детьми и родителями или лицами, их заменяющими, должного внимания со стороны школы, различных контролирующих органов, других социальных институтов.

Следовательно, безнадзорность может являться как явлением, которое имеет место при определенных условиях с определенными, вполне конкретными индивидами, так и процессом, который имеет временные рамки и характеризуется переходом из одного состояния в другое.

Очевидно, что безнадзорность может являться как конечной стадией социального процесса, то есть результатом перехода из «нормального» состояния в запущенное, так и промежуточной, то есть одним из этапов десоциализации личности и перехода к состоянию беспризорности.

Переход несовершеннолетнего в категорию беспризорников не влечет прекращение семейных правоотношений. Все права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством, сохраняют свою силу. Но реализовать их не представляется возможным, так как судьба ребенка никому не известна.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Беспризорность детская – отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Возникновению и росту беспризорности способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми войны, революции, голод, стихийные бедствия, эпидемии и потрясения, влекущих за собой сиротство детей. Беспризорность порождает тяжёлые социальные последствия и девиации в поведении: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция, алкоголизм, наркомания.

Ключевыми задачами в решении проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального сиротства в настоящее время является совершенствование действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной деятельности, а также органов опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных актов Республики Казахстан, в том числе Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан», Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье».

Согласно «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»:

Государственная политика в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних осуществляется на принципах:

1) законности;

2) гуманного обращения с несовершеннолетними;

3) поддержки семьи;

4) комплексности применения мер профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних;

5) индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) научной обоснованности;

Системности.

Целью государственной политики является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

1) содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

2) обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

3) формирования правовых основ для проведения мер индивидуальной профилактики с несовершеннолетними;

4) взаимодействия с родителями и другими законными представителями несовершеннолетнего;

5) обеспечения надлежащего функционирования детских учебных, воспитательных, лечебных, спортивных и иных учреждений;

6) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

Государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних посредством размещения социального заказа и иных мер в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Основными задачами государственных органов в области профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних являются:

1) предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

4) формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

5) выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений или антиобщественных действий;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: