Кирпич могли использовать многократно. Применяли вяжущий раствор из местных речных наносов. Он не обладал достаточной силой сцепления, поэтому сооружения на этом растворе легко было разобрать. Известковый раствор использовался редко и применялся только в первых рядах кладки (для цоколя).
Известь широко применялась в штукатурных работах. Штукатуркой покрывали не только глинобитные, но и кирпичные, и каменные сооружения, а также монолитные сооружения, высеченные из цельной скалы. Штукатурка отличалась блестящей полированной поверхностью и необычайной прочностью (её называли бриллиантовая). В её состав входили: порошок из тёртых ракушек, клеевой порошок из копыт животных, каучук. Скульптурные работы выполнялись "в черновую", а затем более тщательно прорабатывались в штукатурке.
Строительство иногда велось попеременными рядами кирпичной и каменной кладки. При строительстве храмов в V-VII вв применялись мягкие породы камня (известняк, песчаник), реже – гранит.
|
|
В XII в Северная часть Индии была завоёвана мусульманами. Распространилась ирано-византийская архитектура. Возводят мечети, медресе, мавзолеи (мавзолей Тадж-Махал а Агре).
В благоустройстве применяли традиционные мусульманские сады, в которых просматривается чёткая геометрия плана. Основу геометрии составляют "чор-бах" ("четыре сада"). Планы формируются из квадратов. Большой квадрат делится на 4 мелких и т.д. Членение квадратов производится с помощью дрожек, растительных насаждений, а также водных каналов. В центрах квадратов устраиваются фонтаны или бассейны.
С XVII в с началом английской колонизации национальное зодчество приходит в упадок.
АРХИТЕКТУРА КИТАЯ И ЯПОНИИ
III-XIX вв
КИТАЙ
Периоды развития китайской архитектуры
II тыс. до н.э. – становление земледелия, возведение ирригационных сооружений, начало строительства Великой Китайской стены; возникновение учений Конфуция и даосизма.
III в до н.э. – широкомасштабное ирригационное, оборонное, дворцовое строительство
206 г. до н.э. - 220 г н.э. – эпоха династии Хань – строительство крепостей, временных торговых пограничных пунктов, военных поселений на захваченных территориях; в Китай проникает буддизм и начинается строительство пагод.
618 – 907 гг – эпоха Танской династии – быстрый рост городов, развитие деревянной архитектуры.
960 - 1279 гг – эпоха династии Сун – строительство бронзовых и железных пагод, развитие светской архитектуры; строительный опыт, его основные положения излагаются в специальных книгах.
1280 – 1368 гг – эпоха династии Юань – развитие градостроительства, массовое возведение дворцовых ансамблей; усиление влияния соседних культур на национальное зодчество
|
|
1368 – 1644 гг – эпоха династии Мин – строительство многочисленных погребальных комплексов
1644 – 1911 гг – эпоха династии Цинь – активное строительство монастырей, в архитекутру вводятся черты тибетского и монгольского зодчества.
Основные строительные материалы Китая – глина и дерево. Частые землетрясения и селевые потоки в горных районах Китая оказали решающее влияние на развитие сборно-разборных каркасных конструкций.
В Китае было разработано несколько архитектурных типов:
дянь – одноэтажный деревянный павильон каркасной конструкции
тай – деревянное здание на высоком основании-башне
лоу – многоэтажное, обычно дворцовое, здание с террасами
тин – небольшая квадратная или многоугольная в плане беседка
Городские дома представляли собой периметральную одноэтажную застройку вокруг двора, обнесённого деревянным забором.
В ходе массового городского строительства и реконструкции старые здания домов и храмов с их прогнутыми от тяжёлой черепицы крышами становятся эталонами красоты и прогиб начинают делать умышленно.
Цвет крыш в китайской архитектуре зависел от назначения здания и закреплялся канонами:
- императорские постройки – черепица с глазурью жёлтого или красно-коричневого цвета
- храмы – черепица с глазурью синего или зелёного цвета
- остальные сооружения – простая серая черепица.
В эпоху династии Сун при разбивке городов, в планировке крупных дворцовых и храмовых комплексов вырабатываются градостроительные принципы, определяемые системой космологической философии буддизма (геомантикой), в соответствии с которой любой ансамбль должен подражать в плане концентричной схеме мироздания.
Основной планировочный приём – симметричная компоновка зданий, образующих дворы, нанизанные последовательно на одну ось в направлении север-юг. Главный вход и главные фасады обращены на юг.
В эпоху династии Цинь восстанавливались и строились пышные императорские дворцы, великолепные парковые ансамбли. Архитектура становится перегруженной цветом, декоративными деталями, скрывающими подчас конструктивную сущность сооружений. Чопорность и надменность официальной архитектуры, появления множества мемориальных ансамблей, почётных ворот пай-лоу.
ЯПОНИЯ
В первых веках н.э. складывается новый тип японского культового сооружения – синтоистское святилище. В основе религии синто ("путь богов") лежит обожествление всего окружающего мира, населённого духами. Храм синто – это деревянный дом на столбах или сваях, по периметру окружённый обходной верандой; двускатная крыша, которая образует над верандой навес, сделана из прессованной коры. Святилище ориентировано строго с юга на север, вход организован с южной стороны по лестнице. Окон в святилище не делали. В самом святилище находились символы божества: меч, бронзовое зеркало и костеобразные украшения. Святилище обносилось 4 оградами, имеющими дополнительно и магический смысл. Декор практически отсутствует.
В VI в в Японию проникает буддизм, форимируются феодальные отношения, усиливаются контакты с Китаем и Кореей. Буддийская церковь являлась образцом централизованного государства. Появились новые для Японии сооружения: пагоды, дворцы. У Китая были заимствованы конструкции: подкровельные кронштейны (конструктивные системы "доу-гун"), земляные платформы, которые облицовывались камнями, галереи.