Кирпичное строительство

Кирпич могли использовать многократно. Применяли вяжущий раствор из местных речных наносов. Он не обладал достаточной силой сцепления, поэтому сооружения на этом растворе легко было разобрать. Известковый раствор использовался редко и применялся только в первых рядах кладки (для цоколя).

Известь широко применялась в штукатурных работах. Штукатуркой покрывали не только глинобитные, но и кирпичные, и каменные сооружения, а также монолитные сооружения, высеченные из цельной скалы. Штукатурка отличалась блестящей полированной поверхностью и необычайной прочностью (её называли бриллиантовая). В её состав входили: порошок из тёртых ракушек, клеевой порошок из копыт животных, каучук. Скульптурные работы выполнялись "в черновую", а затем более тщательно прорабатывались в штукатурке.

Строительство иногда велось попеременными рядами кирпичной и каменной кладки. При строительстве храмов в V-VII вв применялись мягкие породы камня (известняк, песчаник), реже – гранит.

 

В XII в Северная часть Индии была завоёвана мусульманами. Распространилась ирано-византийская архитектура. Возводят мечети, медресе, мавзолеи (мавзолей Тадж-Махал а Агре).

В благоустройстве применяли традиционные мусульманские сады, в которых просматривается чёткая геометрия плана. Основу геометрии составляют "чор-бах" ("четыре сада"). Планы формируются из квадратов. Большой квадрат делится на 4 мелких и т.д. Членение квадратов производится с помощью дрожек, растительных насаждений, а также водных каналов. В центрах квадратов устраиваются фонтаны или бассейны.

 

С XVII в с началом английской колонизации национальное зодчество приходит в упадок.

 

 

АРХИТЕКТУРА КИТАЯ И ЯПОНИИ

III-XIX вв

КИТАЙ

 

Периоды развития китайской архитектуры

II тыс. до н.э. – становление земледелия, возведение ирригационных сооружений, начало строительства Великой Китайской стены; возникновение учений Конфуция и даосизма.

III в до н.э. – широкомасштабное ирригационное, оборонное, дворцовое строительство

206 г. до н.э. - 220 г н.э. – эпоха династии Хань – строительство крепостей, временных торговых пограничных пунктов, военных поселений на захваченных территориях; в Китай проникает буддизм и начинается строительство пагод.

618 – 907 гг – эпоха Танской династии – быстрый рост городов, развитие деревянной архитектуры.

960 - 1279 гг – эпоха династии Сун – строительство бронзовых и железных пагод, развитие светской архитектуры; строительный опыт, его основные положения излагаются в специальных книгах.

1280 – 1368 гг – эпоха династии Юань – развитие градостроительства, массовое возведение дворцовых ансамблей; усиление влияния соседних культур на национальное зодчество

1368 – 1644 гг – эпоха династии Мин – строительство многочисленных погребальных комплексов

1644 – 1911 гг – эпоха династии Цинь – активное строительство монастырей, в архитекутру вводятся черты тибетского и монгольского зодчества.

 

Основные строительные материалы Китая – глина и дерево. Частые землетрясения и селевые потоки в горных районах Китая оказали решающее влияние на развитие сборно-разборных каркасных конструкций.

 

В Китае было разработано несколько архитектурных типов:

дянь – одноэтажный деревянный павильон каркасной конструкции

тай – деревянное здание на высоком основании-башне

лоу – многоэтажное, обычно дворцовое, здание с террасами

тин – небольшая квадратная или многоугольная в плане беседка

 

Городские дома представляли собой периметральную одноэтажную застройку вокруг двора, обнесённого деревянным забором.

В ходе массового городского строительства и реконструкции старые здания домов и храмов с их прогнутыми от тяжёлой черепицы крышами становятся эталонами красоты и прогиб начинают делать умышленно.

Цвет крыш в китайской архитектуре зависел от назначения здания и закреплялся канонами:

- императорские постройки – черепица с глазурью жёлтого или красно-коричневого цвета

- храмы – черепица с глазурью синего или зелёного цвета

- остальные сооружения – простая серая черепица.

 

В эпоху династии Сун при разбивке городов, в планировке крупных дворцовых и храмовых комплексов вырабатываются градостроительные принципы, определяемые системой космологической философии буддизма (геомантикой), в соответствии с которой любой ансамбль должен подражать в плане концентричной схеме мироздания.

Основной планировочный приём – симметричная компоновка зданий, образующих дворы, нанизанные последовательно на одну ось в направлении север-юг. Главный вход и главные фасады обращены на юг.

В эпоху династии Цинь восстанавливались и строились пышные императорские дворцы, великолепные парковые ансамбли. Архитектура становится перегруженной цветом, декоративными деталями, скрывающими подчас конструктивную сущность сооружений. Чопорность и надменность официальной архитектуры, появления множества мемориальных ансамблей, почётных ворот пай-лоу.

ЯПОНИЯ

 

В первых веках н.э. складывается новый тип японского культового сооружения – синтоистское святилище. В основе религии синто ("путь богов") лежит обожествление всего окружающего мира, населённого духами. Храм синто – это деревянный дом на столбах или сваях, по периметру окружённый обходной верандой; двускатная крыша, которая образует над верандой навес, сделана из прессованной коры. Святилище ориентировано строго с юга на север, вход организован с южной стороны по лестнице. Окон в святилище не делали. В самом святилище находились символы божества: меч, бронзовое зеркало и костеобразные украшения. Святилище обносилось 4 оградами, имеющими дополнительно и магический смысл. Декор практически отсутствует.

 

В VI в в Японию проникает буддизм, форимируются феодальные отношения, усиливаются контакты с Китаем и Кореей. Буддийская церковь являлась образцом централизованного государства. Появились новые для Японии сооружения: пагоды, дворцы. У Китая были заимствованы конструкции: подкровельные кронштейны (конструктивные системы "доу-гун"), земляные платформы, которые облицовывались камнями, галереи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: