Самые важные здесь первые три дня (как и во всём). Вот несколько советов, которые могут помочь.
Работать как можно добросовестней.
Еще одной неоспоримой ошибкой начинающего вожатого является отсутствие четкого плана действий. Почасового, поминутного, творческого и гибкого, не в методичке, а в голове. Такого плана, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. «Отряд четко должен осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено»,
А потому необходимо тщательно спланировать день, желательно по минутам! Заранее, до смены, подготовить мероприятия. Это придаёт вам такое ценное спокойствие и чувство уверенности, а значит, и хорошее настроение, а без него никуда! Нет ничего хуже, чем вставать утром с мыслью, что не знаешь, чем занять сегодня этих несчастных детей. То ли дело, когда всё готово заранее, когда вы предчувствуете яркий и интересный день. Это чувство передаётся детям, и ваши отрядные дела пройдут от этого ещё лучше.
Следить за имиджем.
Следить за дисциплиной (об этом ещё будет подробнее). В первые три дня всё должно быть безупречно!
Использовать любой удобный случай для общения с детьми. В первые дни надо успеть поговорить с каждым, показать детям свою заинтересованность их личностью, заинтересовать их своей — это способствует доверию.
Не изолироваться! Не отсиживаться в вожатской. В первые дни особенно важно всё время быть с детьми. Если совсем уж плохо, если вы на грани истерики (а что вы думали, в сказку попали?), зайти в вожатскую, перевести дух, и снова к детям.
Помните: каждая минута, проведённая вами отдельно от детей — ваше упущенное время.
Беречь свои силы.
Усталый и измученный вожатый вряд ли способен зажечь. Здоровый сон даёт необходимую бодрость. Спать надо хотя бы 6 часов в сутки (больше спать у вас вряд ли получится…). Опять же, чем лучше вы подготовитесь к смене, тем больше времени будет на сон, поэтому готовьтесь к смене заранее!
Иногда можно брать выходные. Вожатому полагается таковых 3 за смену (то есть в среднем раз в неделю). В первые три дня брать выходные нельзя, даже не думайте об этом. Ведь идёт процесс становления отряда, и если вы на это время уедете, то в результате окажитесь лишним. А вот день на 4-й 5-й — самое то. Рекомендуется это именно новичкам.
Для чего это надо?
- За первые дни на вас свалилась гора впечатлений, уйма событий, стресс. Бывает жизненно важно перевести дух, оглянуться, проанализировать, увидеть свои ошибки, которые не поздно ещё исправить.
- Постановка дисциплины, проблемы первых дней — всё это может вызвать чувство раздражения к детям. С этим чувством работать нельзя. Надо дать себе денёк отдохнуть, уехать из лагеря, соскучиться по этим детям, и понять, как же вы их на самом деле любите.
Некоторые пытаются проводить выходной, не уезжая из лагеря: просто хорошенько выспаться, сходить в лес, на озеро… Крайне не рекомендуется так делать. Почему? Ну, во-первых, нет смены обстановки, а именно она даёт желанный отдых, возможность посмотреть на события первых дней со стороны. Во-вторых, вы попадаете в парадоксальную ситуацию: вы находитесь в лагере, но не работаете. Вы будете постоянно встречать своих детей, они будут как обычно обращаться к вам. Им не объяснишь, что у вас выходной. В их сознании это просто не уложится, а если уложится, то они будут разочарованы: "как же так? Вожатый от нас отдыхает…"
Да, и ещё: почувствовав, как в лагере можно классно отдыхать, вы будете подсознательно к этому стремиться всё время, будете халявить, а это совсем не то же самое, что "беречь свои силы". Надо, чтоб всё было чётко: дома — отдых, в лагере — работа.
Сразу брать дело в свои руки.
Очень показателен пример. Вожатый приехал работать на 2-ю смену, на отряд, где до него работал очень хороший вожатый, и отряд у него был самый лучший на первой смене. Его напарница оставалась работать с новым вожатым. У нового вожатого, как неопытного новичка было совершенно естественное желание: сначала присмотреться, как же это тут всё устроено, какие тут порядки заведены на самом лучшем отряде. Это привело к тому, что он занял неактивную позицию, позицию наблюдателя. Увы, так дети и стали его воспринимать. В следующие дни изменить это было очень сложно. Так делать нельзя.
Надо сразу сказать себе: это мои дети, я буду делать мой отряд. Конечно, будут ошибки, от них никто не застрахован. Но это лучше, чем ничего не делать. И, главное, дети будут воспринимать вас как хозяина положения, а это очень важно.
Оглядываться и одумываться.
Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтоб исправлять их. Частая ошибка у новичков — скатываются на " застраивание ". Если с дисциплиной что-то не ладится, все силы бросаются на это. Вы начинаете быть всё строже и строже, с параноидальным рвением следить выполнением каждой режимной мелочи, тратите на это всё время — а всё зря. В результате и дисциплины нет, и дети вас терпеть не могут. Какая уж там атмосфера, какое творчество?… Одна головная боль.
Почувствовав первые симптомы, скажите себе "стоп". Если всё так, значит, вы идёте неверной дорогой. Найдите в себе силы сделать поворот. Сделайте что-нибудь неожиданное, заинтересуйте детей, затейте что-то интересное, пусть даже слегка в ущерб дисциплине (в разумных пределах).
Дисциплина и атмосфера на отряде одинаково важны, и тут часто приходится балансировать.
Никогда не задавайте вопросы, ответ на которые вы заранее знаете. Ведь в этом случае вы задаете вопрос затем, чтобы уличить ребенка в чем-то. «Ты убрался в комнате?» - вы видите, что он не убрался, зачем спрашиваете? В возрасте 14-15 лет на такой вопрос вы можете получить конкретный ответ: «А вы что не видите?» или «Да, убрался», а теперь спорьте и доказывайте, что это не так. Вместо того чтобы задавать такие вопросы, используйте выражение, я заметил. «Я заметил, что ты не почистил зубы. Давай сделаем это сейчас». Если ребенок скажет: «Я это сделал», вы можете ответить, «Я ошибся» или «Отлично, я хотел бы это видеть».
Не быть ребёнком!
Есть мнение, что все вожатые немножко дети. Но это скорее иносказательно. Вожатый должен быть сравним с ребёнком в плане жизненной энергии, выдумки, должен хорошо понимать детей. Но психологически вожатый должен быть взрослым.
Каждый из нас время от времени бывает в психологическом состоянии ребёнка, и это нормально. "Если мне что-то нравится, это моё" — известная детская формула. Ребёнок капризен и эгоистичен. Он руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится всегда получать удовольствие. Во главу угла ставится "хочу". Нет, я не ругаю детей. Я просто описываю некое психологическое состояние. Более того, находиться в этом состоянии очень приятно, и очень необходимо время от времени каждому из нас. Интересно, что все влюблённые ведут себя в этом смысле как дети. Быть ребёнком прекрасно, никто не спорит, но в лагере ваша роль иная.
Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других. Вот таким должен быть вожатый.
Именно в этом смысле влюблённость в напарницу (напарника) может очень повредить работе, если только вы не будете черпать в ней вдохновение к работе с детьми. Подумайте над этим. Хотя, сколько ни говори…
А еще...
- Установи традиции в общении. Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».
- Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. «В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут вожатому и вести ситуацию по своему сценарию,
- Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.
- Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу! Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство настроя. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будь открытым и не бойся ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.
Начинающему вожатому порой очень трудно определить, что же ему делать с детьми каждый день. Прежде всего (особенно на самых младших отрядах) быть МАМОЙ. Итак, "мамы"…
- Прежде всего, следите за тем, чтобы дети всегда были чисты, опрятно одеты, причесаны. Обращайте внимание на чистоту ушей.
- Утром и вечером дети умываются, чистят зубы, перед едой моют руки, перед сном моют ноги.
- Проводите беседы с детьми как правильно пользоваться и вести себя в умывальниках и туалетах, душевых. Периодически напоминайте им об этом.
- В столовой смотрите за тем, чтобы всем детям хватило столовых приборов, порций, стульев. Если ребёнок плохо ест, необходимо выяснить причину.
- и т.д…
И в завершение еще несколько советов которые могут уберечь Вас от многих проблемм, и построить замечательные отношения со своими подопечными.
- Никогда не кричите на детей. Конечно, по началу это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное - не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отрядке, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Ну и к чему вы придете? Есть еще момент. Крики на детей говорят только об одном - о Вашей неуверенности. Раз Вы не можете решить проблемму спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите Вы или не хотите - а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте - он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, в орг.период этого делать ни в коем случае нельзя. Как правило, чаще всего вожатый повышает голос, когда оказывается в цейтноте - в этом случае перекроите распорядок на отряде - увеличте зазоры между режимными моментами.
- Не играйте ни в "доброго", ни в "злого" вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному.
- На время смены стать "взрослым ребенком" и тогда в их детской стае станешь вожаком. Не нужно навязывать им свои правила игры, нужно принимать их правила и корректировать для себя, под себя и тогда они всегда будут рядом.
- Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят наквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом... хуже не бывает.
Ну а в остальных моментах жизни в лагере специально как-то завоевывать авторитет, как правило, и не надо. Надо просто быть самим собой. Если ты интересный человек и сильная личность, то авторитет будет сам по себе. Другое дело как стать этой интересной и сильной личностью... то уже личное дело каждого. более того дело всей жизни. Трудно спорить с тем, что мы едем работать в лагерь ради своего удовольствия. Нас никто не заставляет, никто не платит нам больших денег. Нам просто нравится работать с детьми. Но вот это "ради удовольствия" нужно понимать по-взрослому. Ничего в лагере нельзя делать ради себя. Всё только ради детей, всё для них. Мы отдаём им себя полностью, ничего не требуя взамен, и лишь через это, видя результаты своего труда, счастливые горящие детские глаза, мы чувствуем ту радость, за которой и едем в лагерь.