Основные направления и задачи внешней политики В начале царствования Александра I основные внешнеполитические задачи оставались прежние, сложившиеся еще в конце XVIII столетия, когда Россия встала в один ряд с великими европейскими державами. Ее геополитические интересы и приоритеты
последовательно трансформировались на протяжении нескольких веков, но в то же время в значительной степени оставались традиционными. Борьба за укрепление своих позиций на северо-западе — в Прибалтике, на юге — на черноморском побережье, обеспечение безопасности западной границы — все это были главные направления во внешней политике России. Таким образом, основной задачей являлось создание естественной геополитической системы для России, связанной с решением проблем ее национальной безопасности. Одновременно российское государство, как и другие великие державы той поры, стремилось к расширению территории, к завоеванию новых подданных, к укреплению тем самым своего могущества. Между тем эти завоевательные тенденции фактически не выходили за рамки реализации указанной основной внешнеполитической задачи. В первой половине XIX в. интенсивно продолжался процесс формирования территории многонационального российского государства и складывания его границ: закрепление в составе империи (помимо собственно русских земель, Прибалтики и Белоруссии, большей части Украины) Закавказья и Северного Кавказа, западного Казахстана, районов Дальнего Востока и части Северной Америки.
На внешнюю политику России, кроме международной ситуации, влияли и другие факторы, прежде всего ее экономические интересы, необходимость развития экономического потенциала страны, в том числе внешней торговли. Поэтому большое значение во внешней политике придавалось покровительству и защите торговли через Балтийское море, а также — азовские и черноморские порты. Интенсивное освоение южных районов России (присоединенных при Екатерине II) требовало обеспечения стабильности в черноморском регионе. Слабость русской буржуазии и неконкурентоспособность промышленных изделий на европейском рынке предполагали необходимость государственной поддержки в деле проникновения на азиатские рынки (Персия, Турция и т. д.). Вместе с тем внешнеполитическая ориентация государства как в начале XIX в., так и далее определялась дворянством — господствующим сословием. В отличие от Западной Европы русская буржуазия фактически не участвовала в выработке внешнеполитического курса, хотя государство объективно учитывало и ее интересы.
Как в любой авторитарной стране, во внешней политике России большое значение играли личностные взгляды и интересы, в первую очередь, самого императора и его ближайшего окружения.
В начале XIX в. Россия обладала значительными возможностями для проведения активной и эффективной внешней политики. Ее армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо организована, экипирована и обучена. Дипломатическая служба была разветвленной и хорошо налаженной. Вместе с тем в начале царствования Александра I произошла реорганизация внешнеполитического ведомства. Коллегия иностранных дел, основанная Петром I и
руководившая внешней политикой в 1717—1802 гг., претерпела значительные изменения. Были введены должности министра и товарища министра иностранных дел. При сохранении старых аппаратных структур (в том числе коллегии) постепенно учреждались новые — департаменты. Процесс становления МИД России затянулся на несколько десятилетий (до 1832 г.). Международные проблемы обсуждались на заседаниях Непременного совета, Негласного комитета, а с 1810 г. — Государственного совета. К этому времени.
Россия имела постоянные дипломатические отношения с большинством европейских государств, Османской империей и Северо-Американскими Штатами. Внешняя политика была той областью, где наиболее тщательно оберегались прерогативы царя.
Император Александр I вошел в историю как искусный дипломат и политик. Он имел свои взгляды на систему международных отношений, сочетавшие некоторые передовые идеи той эпохи с консерватизмом и легитимизмом. Его увлекала мысль о необходимости европейского единения, гармонии и строгом общеевропейском порядке, при котором народы Европы обрели бы истинное благополучие и процветание. В то же время эта идея французского просветительства трансформировалась в его сознании в необходимость сохранения легитимных принципов и поддержания угасающих феодальных институтов. Как дипломат Александр стремился к созданию системы многосторонних европейских союзов, любил главенствовать на помпезных международных конгрессах. Кроме этого, он широко использовал односторонние личные контакты с монархами и крупными политиками Европы. Недаром Наполеон I неоднократно заявлял, что Александр является самым выдающимся политиком и дипломатом среди европейских государей.
В начале XIX в. (до Отечественной войны 1812 г.) Александр сменил четырех руководителей внешнеполитического ведомства. Первым (1802—1804) был граф А. Р. Воронцов — опытнейший государственный деятель и дипломат еще с екатерининских времен. Он придерживался проанглийской ориентации и постоянно призывал к союзу с Великобританией против наполеоновской Франции. Его сменил (1804—1806) князь А. Ю. Чарторыйский — польский аристократ, друг юности Александра I, внешнеполитические взгляды которого были эклектичны. Их основу составляли идея славянского единения, достижение суверенитета Польши под эгидой России и антигерманская направленность. Следующим министром (1806— 1807) стал барон А. Я. Будберг — сторонник союза России с Австрией и Пруссией. Затем в 1807 г. министром был назначен граф Н. П. Румянцев — видный русский государственный деятель и дипломат, возглавлявший до 1814 г. русскую дипломатическую службу. Он известен осуществлением ряда мер, способствовавших развитию промышленности, внутренней и внешней торговли России.
В качестве министра принимал активное участие в Эрфуртском сви-дании Александра с Наполеоном, вырабатывал условия мирного договора со Швецией, в 1812 г. заключил союзный договор с Испанией. Большую известность он приобрел как собиратель книг и рукописей, положивших начало библиотеке Румянцевского музея (ныне — Российская государственная библиотека), а также как организатор "румянцевского" кружка, объединившего русских историков и археографов. По инициативе Н. П. Румянцева и на его средства было издано немало ценнейших памятников отечественной истории и культуры. Единственный среди сановников Александра, он занимал самую высшую должность — государственного канцлера.
Первые годы царствования Александра I совпали со сложной международной обстановкой. Она определялась прежде всего неудержимым стремлением наполеоновской Франции перекроить в своих интересах карту Европы, покорить и подчинить своему влиянию многие европейские государства. В то же время другие европейские державы не только пытались сдержать агрессию Наполеона, но и преследовали своекорыстные интересы. В борьбе за территориально-политический передел Европы участвовали фактически все великие державы того времени. Великобритания, хотя и не претендовала на европейские территории, но, опираясь на свое экономическое могущество, стремилась к установлению гегемонии в европейских делах. Эта ситуация влияла на выработку позиции России.
Первые дипломатические шаги правительства Алексндра I в европейских делах свидетельствовали о желании сохранить нейтралитет, свободу рук, четко определить свои внешнеполитические приоритеты. Император и его приближенные считали, что главной целью в Европе является поддержание мира и стабильности. Однако разраставшаяся как снежная лавина наполеоновская агрессия заставила русского царя похоронить эти иллюзии и вплотную заняться поисками союзников для решения главной европейской проблемы — сдерживания Франции. Для решения этой задачи органичными партнерами России могли быть только Англия, Австрия и Пруссия.
Одним из важнейших и традиционным направлением для российской внешней политики было восточное — участие в решении так называемого восточного вопроса. Эта международная проблема особую остроту приобрела с конца XVIII в. С одной стороны, ее вызвало нараставшее ослабление Османской империи, включавшей в свой состав многие территории и народы Балканского полуострова, Ближнего Востока и Северной Африки. В этих регионах росли национальные движения и сепаратистские тенденции. С другой стороны, усиливалось соперничество европейских держав в борьбе за влияние в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Россия принимала активное участие в решении восточного вопроса с конца XVIII — начала XIX в. Этому способствовало укрепление ее пози-
ций на Черном море после присоединения Новороссии и Крыма. Каждая из европейских держав преследовала собственные политические, стратегические и экономические интересы. В одних международных ситуациях Англия, Франция и Австрия поддерживали принцип целостности Турции, в других они были готовы к ее расчленению. Их действия на Ближнем Востоке постоянно были нацелены на ослабление позиций России в этом регионе.
Для России восточный вопрос представлял сложный комплекс решения собственных внешнеполитических задач. Ей были необходимы стабилизация политической обстановки в черноморском регионе, укрепление границ империи и нормализация взаимоотношений с южным соседом — Турцией. Одновременно одной из важнейших задач российской дипломатии было обеспечение наиболее выгодного международно-правового режима черноморских проливов (Босфора и Дарданелл): свободное плавание по ним русских торговых кораблей, возможность прохода через них русских военных судов, гарантии Турцией недопущения в Черное море военно-морских сил западных стран. Таким образом, русское правительство стремилось превратить Черное море в закрытый для других держав российско-турецкий бассейн.
Не менее важной для России была балканская проблема — составная часть восточного вопроса. Цели национальных движений на Балканах, особенно активно развернувшихся с начала XIX в., и политики России в этом регионе во многом смыкались. В народных массах на Балканах жила надежда на помощь со стороны России, в которой они видели свою избавительницу от османского ига. Эта надежда опиралась на общие исторические и этнические корни, духовную связь и единую религию. Россия также стремилась учитывать интересы балканских народов в своих взаимоотношениях с Османской империей, выступала (в силу ряда заключенных ранее соглашений) их покровительницей и защитницей. Такое положение давало ей возможность использовать национальные движения в своих интересах, оказывать давление на Порту (принятое в Европе название турецкого правительства) и активно вмешиваться во внутренние дела Турции.
Одновременно внешнеполитические проекты России по восточному вопросу включали ее стремление к территориальным приобретениям за счет Турции. Она претендовала на часть земель Балканского полуострова, в первую очередь, установление контроля над нижним течением Дуная, присоединение Дунайских княжеств (Молдовы и Валахии). Наиболее радикальные проекты сводились к полному расчленению Османской империи, захвату Стамбула (Константинополя) и зоны Босфорского пролива.
На Среднем Востоке у России складывались сложные отношения с крупной центрально-азиатской державой Персией (Иран). Между ними шла постоянная борьба за обладание Закавказьем (см. главу 8. Россия и Кавказ в первой половине XIX в.)
Во внешней политике России существовали и так называемые периферийные направления, имевшие в рассматриваемый период подчиненное значение. Россия развивала доброжелательные отношения с Северо-Американскими Штатами, Китаем, уделяла внимание Казахстану и Средней Азии, с государствами которой у нее постепенно складывались общие границы.
В начале XIX в. в Европе возникла сложная международная ситуация. Прежде всего она определялась гегемонистскими и захватническими устремлениями Франции, желанием Наполеона подчинить себе все государства западной и центральной Европы. Эти планы наталкивались, в первую очередь, на сопротивление Великобритании. Англо-французские противоречия за политическую и экономическую гегемонию во многом обусловливали расстановку сил в Европе. Довольно непростым было положение в германских землях, где за преобладающее влияние боролись Австрия и Пруссия. Все это затрудняло выработку внешнеполитических планов России, определение основных целей и методов их достижения.
Доктрина, разработанная в начале царствования Александра I, сводилась к тому, чтобы установить такие двусторонние отношения России со всеми западноевропейскими государствами, которые не содержали бы обременительных для нее условий и не позволили бы втянуть ее в возможные международные конфликты (так называемая политика "свободных рук"). Заключением ряда соглашений российской дипломатии удалось выйти из военного противостояния с Англией, установить дружеские отношения с Австрией. В 1801 г. были подписаны новый русско-французский договор и секретная конвенция, по которой обе стороны обязались совместно решать проблемы Германии и Италии, согласовывать свои действия в решении восточного вопроса. Россия надеялась, что политика "свободных рук" позволит ей сдерживать наполеоновскую агрессию, укрепить свой авторитет в Германии и сохранить дружеские отношения с Австрией и Пруссией.
Эти расчеты не оправдались. Фактически с 1802 г. после подписания Амьенского мирного договора с Англией Франция перестала считаться с интересами России и пыталась ослабить ее влияние как на Западе, так и на Востоке. Франция оккупировала Швейцарию, Геную, отвергла предложение России о посредничестве в переговорах с Пруссией. Она активизировала свое проникновение в Средиземноморье, Балканы и Ближний Восток.
Поэтому с 1803 г. русская дипломатия начала вырабатывать новую внешнеполитическую доктрину, направленную против французской агрессии. Россия отказалась от политики "свободных рук", начала искать новых союзников, перейдя к созданию антинаполеоновских коалиций и подготовке войны с Францией. Этот процесс ускорился после расстрела (по приказу Наполеона) герцога Энги-
енского, одного из представителей династии Бурбонов и родственника Александра I, провозглашения Наполеона императором Франции в 1804 г. и несколько позднее — королем Италии. В стремлении создать антинаполеоновскую коалицию Россию поддержала Великобритания, которая с мая 1803 г. вновь находилась в состоянии войны с Францией. В апреле 1805 г. была подписана русско-английская союзная конвенция. Вскоре к ней присоединилась и Австрия. Так сформировалась 3-я антинаполеоновская коалиция, в которую вошли также Швеция и Неаполитанское королевство. Образовавшаяся коалиция была непрочной. Противоречия между союзниками не были преодолены, каждый из них имел свои интересы. Главная же цель, ради которой создавалась коалиция, — установление в Европе такого порядка, который не позволил бы Франции производить дальнейшие захваты и угрожать независимости соседних государств. В отличие от 1-й и 2-й коалиций конца XVIII в. задача свержения Наполеона и реставрации Бурбонов во Франции не ставилась.
Противоречия союзников проявились уже при разработке планов военных операций. Несмотря на договоренность объединить усилия в борьбе против Франции в центральной Европе, большая часть австрийской армии была направлена в Италию для восстановления там австрийского господства. В результате еще до подхода основных русских сил в октябре 1805 г. австрийская армия генерала Мака капитулировала в Ульме. Эта победа французов поставила в тяжелейшее положение русские военные силы под командованием М. И. Кутузова, которые были вынуждены отступить, чтобы избежать окружения французскими войсками. В ноябре 1805 г. Наполеон занял Вену, перешел Дунай и продолжил преследование русской армии. Прикрываясь арьергардом под командованием П. И. Багратиона, основные русские силы оторвались от французов и сосредоточились в г. Ольмюце. 2 (14) декабря 1805 г. произошло сражение под Аустерлицем между армией Наполеона и объединенными русско-австрийскими войсками. План австрийского генерального штаба, поддержанный Александром I, был рассчитан на наступление. Он предусматривал сложные маневры с целью отрезать французские войска от Вены и оказался ошибочным. Сражение было полностью проиграно. Австрийский и русский императоры были вынуждены бежать с поля боя.
Поражение под Аустерлицем имело далеко идущие политические последствия: Австрия заключила Прессбургский договор с Францией; Пруссия была крайне напугана и не помышляла в данный период о борьбе с Наполеоном; Россия была вынуждена прекратить военные действия и отозвать свой экспедиционный корпус. 3-я коалиция распалась.
Перед правительством Александра I вновь встала задача выработки новой внешнеполитической программы. При этом особо приходилось учитывать усиление Франции в Средиземноморье и
на Ближнем Востоке. Наполеон овладел фактически всем западным побережьем Адриатического моря, значительно укрепил свое влияние в Константинополе. Вскоре после Аустерлица турецкий султан признал за Наполеоном императорский титул и начал устанавливать с ним более тесные политические контакты.
В этих условиях в январе 1806 г. состоялись ряд совещаний приближенных Александра, а также заседания специального Совета при царе. Мнения высших сановников разделились. Одни настаивали на продолжении борьбы против Наполеона совместно с Англией и новыми союзниками, другие — предлагали вернуться к политике "свободных рук", третьи считали возможным заключить мир с Францией при условии разграничения сфер влияния в центральной Европе, Средиземноморье и на Балканах. В связи с этим одновременно велись переговоры в Лондоне о новом союзе против Наполеона и в Париже — о заключении мира. Русский поверенный в делах П. Убри, превысив свои полномочия, подписал в Париже с французским министром иностранных дел Ш. М. Талейраном конвенцию, в которой признавались все завоевания Наполеона в Европе и его доминирующее влияние в Средиземноморье. Конвенция полностью не соответствовала интересам России и не была ратифицирована Александром I. Состояние войны между Россией и Францией формально сохранялось.
После неудачи миссии П. Убри русское правительство взяло курс на продолжение войны с Наполеоном. Основные усилия были сосредоточены на установлении союза с Пруссией. В связи с этим ушел в отставку А. Чарторыйский, отрицательно относившийся к этой политической комбинации. В 1806 г. сложилась 4-я антинаполеоновская коалиция фактически в составе России, Пруссии, Англии и Швеции. Однако военно-политические события развивались так стремительно, что формально коалиция в таком составе не была закреплена и существовала на основе русско-прусского соглашения. Пруссия поспешила начать военные действия, предъявив 1 октября 1806 г. ультиматум Наполеону. Уже 14 октября в сражении при Йене и Ауэрштедте французские войска наголову разбили прусскую армию. На континенте Россия вновь, как и в 1805 г., осталась один на один с Францией. Ей пришлось вести борьбу за свои непосредственные интересы, так как Наполеон грозил вытеснить Россию из Польши, установить барьер между нею и Западной Европой, полностью подорвать ее влияние на Ближнем Востоке.
Военные действия, развернувшиеся на территории Восточной Пруссии, происходили в сложных условиях для России. Одновременно она вела войну с Турцией в Молдове и с Персией в Закавказье. Несмотря на это, добиться молниеносного разгрома русской армии Наполеону не удалось. Наоборот, после сражений под Пултуском и Прейсиш-Эйлау стало ясно, что война затягивается. Александр надеялся на перелом в войне, поддержку Пруссии и Великобритании. Однако весной 1807 г. ход военных действий изменился
не в пользу союзников. Решающее сражение произошло у Фридланда. Русская армия потерпела поражение и отступила за Неман. Французские войска вышли к границе России. Александр сознавал, что продолжение войны будет крайне сложным для России. Пруссия была фактически разгромлена. Англия постоянно нарушала свои союзнические обязательства: в 1806 г. вместо 800 тыс. фунтов стерлингов она предоставила России всего 300 тыс.; так и не выполнила обещание высадить десант в Европе и принять участие в боевых операциях на суше. Военная неудача, сложная политическая обстановка на Востоке, потеря надежды на помощь союзников, опасность непосредственного вторжения Наполеона в пределы России — все это заставило Александра I принять решение о прекращении борьбы и заключении мира с Францией. Одновременно к этому решению подталкивал и сам Наполеон, приостановивший после Фридланда активные военные действия и не проявлявший явных намерений перейти российскую границу. Все это привело к началу мирных переговоров России и Франции в Тильзите.
Русско-французские переговоры прошли в несколько этапов. 21 июня (2 июля) 1807 г. было подписано перемирие, немедленно ратифицированное Александром I. 25 июня (7 июля) состоялась личная встреча двух императоров на Немане, где для них был возведен специальный плот с роскошным шатром. На встрече было решено заключить мирный договор. Обе стороны устали от войны и понимали необходимость ее прекращения. Однако сохранялись глобальные политические разногласия. Александр I добивался сохранения прусского государства, невмешательства Франции в русско-турецкие отношения. Наполеону был необходим не только мир, но и союз с Россией, чтобы она примкнула к континентальной блокаде Англии. В связи с этим русская дипломатия была вынуждена заключить как мирный, так и союзный договоры.
По условиям мира Пруссия сохранила свою независимость, но ее территория оказалась значительно урезанной. Было образовано Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона, ставшее в дальнейшем плацдармом для его наступления на Россию. Александр вынужден был также признать господство Франции над Ионическими островами и передать Наполеону бухту Катор в Адриатике. Позиции России в Средиземноморье, завоеванные ею в конце XVIII в., были утрачены.
Подписанный одновременно союзный договор предусматривал, в первую очередь, обязательство России присоединиться к континентальной блокаде Англии в случае ее отказа от заключения мира с Францией. Это было одно из тяжелейших условий для России, так как прекращение торговли с Великобританией означало ухудшение ее экономического положения, подрыв экономических интересов русского дворянства и купечества. Вторым условием союза
было посредничество Франции в русско-турецком конфликте, навязанное ею России.
Русская общественность негативно встретила тильзитские соглашения. Новая политика Александра I подвергалась острой критике в аристократических, дипломатических и военных кругах. Бытовало общее мнение, впоследствии развитое в трудах многих русских историков, что Тильзитский мир был крайне невыгоден для России и что Наполеон "переиграл" Александра. Некоторые историки полагали, что это была вынужденная мера, а российская дипломатия добилась максимально возможного и уступила Наполеону лишь то, что и так уже было им завоевано. Относительно обязательств на будущее, по мнению отдельных ученых, каждая из сторон имела широкую возможность их толкования. Главное же заключалось в том, что Россия сохранила политическую независимость. Она получила длительную мирную передышку в центральной Европе и обезопасила свои западные границы. Это предоставило ей возможность успешно решить другие внешнеполитические проблемы в отношениях с Турцией, Персией и Швецией.
На северо-западе Россия стремилась окончательно обезопасить Петербург и побережье Ботнического 1808—1809 гг. залива. Она опасалась, что территория Финляндии может стать вторым "Герцогством Варшавским", т. е. плацдармом для нападения на Россию любой европейской державы, находившейся в союзе со Швецией. Исходя из условий Тильзитского договора, после того, как шведский король Густав IV Адольф отклонил требование о разрыве с Англией и присоединении к континентальной блокаде, русские войска вступили в Финляндию. Между Россией и Швецией началась последняя в истории двух государств война, в результате которой изменилась территориально-политическая карта на севере Европы. Население Финляндии спокойно встретило русские войска, так как местная национальная верхушка была враждебно настроена к Швеции.
В ходе военных действий в марте 1808 г. капитулировала пограничная крепость Свартхолм. В апреле русские войска вступили в столицу Финляндии — Або. Несколько позднее пал Свеаборг. Военные успехи России были облегчены тем, что шведский король в 1808 г. бросил основные силы на завоевание Норвегии. В марте 1809 г. отряды под командованием П. И. Багратиона и М. Б. Барклая де Толли по льду Ботнического залива перешли на территорию Швеции. Король Густав IV Адольф был низложен. В августе 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мирный договор. Финляндия, включая Аландские острова, отходила к России. Швеция обязалась расторгнуть союз с Великобританией и примкнуть к континентальной блокаде.
В результате русско-шведской войны было создано Великое княжество Финляндское в составе России. Оно обладало внутрен-
ней автономией, управлялось по собственным законам, имело свою таможню, доходы княжества шли на внутренние нужды и не вливались в общероссийскую казну. В 1811 г. к Финляндии была присоединена Выборгская губерния.
Русско-французские Взаимоотношения России и Франции после Тиль отношения зита оказывали существенное влияние на общую в 1808—1812 гг. международную обстановку в Европе. Достигнутое согласие не сняло остроты противоречий между двумя державами. Франция использовала союз с Россией для расширения своей агрессии и установления гегемонии в Европе. Она стремилась также подорвать позиции России на Ближнем Востоке. Правительство Александра I исходило из идеи дипломатического противостояния Наполеону в рамках тильзитской системы. Оно стремилось не допустить дальнейшего ослабления Пруссии и поддерживало Австрию дипломатическими средствами. Особую остроту для России представлял польский вопрос. Польша в геополитическом плане являлась важнейшим элементом внешней политики русского правительства, так как она могла быть использована, с одной стороны, как плацдарм для развития агрессии против России, с другой, — как барьер, отгораживавший ее от Запада в политическом и экономическом плане. В связи с этим российская дипломатия настойчиво протестовала против расширения территории Герцогства Варшавского и возможного предоставления независимости польскому государству.
Не менее острыми были противоречия России и Франции на Ближнем Востоке. Наполеон использовал этот фактор для отвлечения России от решения европейских проблем. Еще в Тильзите он предложил Александру I разделить территорию Османской империи. В 1808 г. прошли переговоры между послом Франции в Петербурге А. Коленкуром и Н. П. Румянцевым. Однако в их процессе выявились различные подходы к данной проблеме и серьезные разногласия. Франция демагогически ставила вопрос о полном разделе Османской империи, передаче России Стамбула (Константинополя) и Босфора с тем, чтобы самой утвердиться в Мраморном море и Дарданеллах. Россию этот проект категорически не устраивал, так как она продолжала придерживаться идеи о сохранении целостности Турции. Перед Наполеоном она выдвигала конкретное требование (в противовес его туманным обещаниям) согласиться на присоединение к России Дунайских княжеств (Молдовы и Валахии).
В 1808 г. состоялась встреча Наполеона и Александра в Эрфурте. Она происходила в иных международных условиях, чем Тильзитская. Наполеон, "увязнув" в Испании, направлял все военные и политические ресурсы для удержания в покорности порабощенной Европы и был крайне заинтересован в союзе с Россией. Новая политическая ситуация и твердость, проявленная русским правительством в Эрфурте, способствовали заключению соглаше-
ния, в котором интересы России были соблюдены в значительно большей степени, чем в Тильзите. Наполеон фактически признал права России на Бессарабию, Молдову, Валахию и Финляндию. Русская дипломатия уклонилась от обязательства активно участвовать в войнах Франции против Англии и Австрии. В ответ французский император наотрез отказался вывести войска из Пруссии и не способствовать расширению территории Герцогства Варшавского. Эрфуртское соглашение было очередным политическим компромиссом.
После Эрфурта политические противоречия между Россией и Францией продолжали обостряться. Франция болезненно отреагировала на нежелание России принять активное участие в франко-австрийской войне 1809 г. Россия была весьма обеспокоена политикой Наполеона в Польше.
Особое значение в усугублении кризиса в русско-французских отношениях имела позиция России в вопросе о континентальной блокаде. Александр I всячески затягивал проведение блокадных мероприятий. Это было связано с тем, что полный разрыв экономических связей с Англией наносил существенный ущерб хозяйству России, ухудшал материальное положение всех сословий и, в первую очередь, дворянства и купечества. Он наносил также значительный урон государственным финансам, так как прекратил приток займов и субсидий из Лондона. Попытки возместить потери из-за упадка торговли с Англией за счет развития торговых связей с Францией успеха не принесли. Россия искала выход из сложившейся ситуации на путях расширения торговли с нейтральными странами. Она осуществлялась на американских, ганзейских и греческих судах. Под нейтральным флагом в Россию продолжали контрабандно проникать английские товары. В 1810 г. было принято положение о "нейтральной торговле", которое устраняло все помехи к доступу в русские порты судов нейтральных стран. Французское правительство было крайне раздражено этими мерами. На многочисленные демарши Франции с требованием прекратить нейтральную торговлю Россия отвечала отказом.
Еще более обострила русско-французские отношения оккупация Наполеоном северо-германских земель в декабре 1810 г., в состав которых входило герцогство Ольденбургское — наследственное владение русской императорской фамилии. С 1811 г. как Франция, так и Россия начали непосредственную подготовку к новой войне.
Восточный вопрос во внешней политике России в начале XIX в. Русско-турецкая война 1806—1812 гг.
В 1799 г. между Россией и Турцией был заключен союзный договор, направленный против Франции. По нему Турция открывала проливы для русских военных кораблей, т. е. выход в Средиземное море. В 1799 — 1800 гг. эскадра Ф. Ф. Ушакова активно действовала у побережья Италии против французского экспедиционного корпуса.
После воцарения Александра I в кружке "молодых друзей" царя и Негласном комитете была разработана программа действий России в восточном вопросе. Она предполагала сохранение целостности Османской империи, отказ от политических сделок с другими европейскими державами по ее разделу и в связи с этим дальнейшее развитие и укрепление двусторонних русско-турецких отношений. Эта политика приносила свои результаты в сложных международных условиях. В 1805 г. Россия и Турция подписали новый союзный договор, подтверждавший право прохода русских кораблей через черноморские проливы. Это дало возможность усилить действия эскадры адмирала Д. Н. Сенявина в Средиземном море против французских экспедиционных сил на Ионических островах.
Между тем русско-турецкие отношения осложнялись в связи с необходимостью для России выступать в защиту и поддержку христианских народов Балканского полуострова, томившихся под мусульманским игом. В начале XIX в. усилилось национально-освободительное движение на Балканах. В 1804 г. началось сербское восстание, руководители которого обратились за помощью к России. Первоначально она, учитывая существование русско-турецкого договора, поддержала сербов дипломатическими и политическими мерами. Кроме того, русское правительство скрытно оказывало (им помощь деньгами, оружием и боеприпасами.
Развитие национально-освободительного движения на Балканах вызвало у части российских политических деятелей стремление к активизации политики в восточном вопросе. В начале 1806 г. А. Ю Чарторыйский выступил с идеей создания федерации балканских государств под верховным покровительством России. Однако этот проект не был принят русским правительством. Продолжала доминировать тенденция сохранения целостности Турции, так как в случае ее распада Россия опасалась новых крупных международных осложнений с другими европейскими государствами.
В 1806 г. русско-турецкие отношения резко ухудшились. Турция, долго лавировавшая между Россией и Францией, после Аустерлица все более склонялась к союзу с последней. Порта закрыла проливы для русских кораблей и постоянно нарушала свои обязательства в Дунайских княжествах. В декабре 1806 г. началась русско-турецкая война. Турция вынашивала реваншистские планы в отношении Крыма и Причерноморья, намеревалась восстановить полное господство над Молдовой, Валахией и Сербией. Для России эта война имела вынужденный характер. Она не ставила перед собой задачи приобретения новых территорий за счет Турции. Главной целью было закрепить политические позиции на Востоке, достигнутые в конце XVIII столетия, укрепить свое влияние на Балканском полуострове.
В ходе войны окрепли и расширились связи между Россией и Сербией. Летом 1807 г. между ними было заключено соглашение, на основе которого Россия начала оказывать существенную материальную и военную помощь сербскому освободительному движению. Сербы, в свою очередь, помогали России, проводя в тылу у турок значительные военные операции.
На первом этапе войны (1806—1810) Россия не могла вести широкие наступательные операции. Дунайская армия насчитывала всего 40 тыс человек. Ее командующие — И. И. Михельсон, А. А. Прозоровский, И. М. Каменский, последовательно сменявшие друг друга, — вели военные действия нерешительно, малоэффективно затрачивая силы на взятие турецких крепостей на Дунае и на оборону его правого берега. В 1810 г. русские войска наконец перешли Дунай и достигли Балканских перевалов. Однако вследствие своей малочисленности они не смогли закрепиться в Северной Болгарии и отошли на исходные рубежи.
С 1807 г. против Турции активно действовала русская средиземноморская эскадра под командованием талантливого флотоводца вице-адмирала Д. Н. Сенявина. Основную идею — прорыв через проливы и захват Константинополя при помощи военно-морского десанта — осуществить не удалась из-за недостатка сил. Поэтому Сенявин в марте 1807 г. занял в Эгейском море остров Тенедос и, создав там свою военно-морскую базу, прочно блокировал Дарданеллы. Пытаясь снять эту блокаду, турецкий флот вышел в Эгейское море, но 19 июня 1807 г. потерпел поражение у острова Лемнос (близ полуострова Афон) Далее он вынужден был вновь укрыться в проливах. Блокада Дарданелл продолжалась до августа 1807 г. После подписания Тильзитского договора и начала русско-турецких мирных переговоров эскадра Сенявина покинула Средиземное море и вернулась на родину.
Мирные переговоры России с Турцией при посредничестве Франции не увенчались успехом. На Дунае продолжались вялотекущие военные действия.
В марте 1811 г. командующим Дунайской армией был назначен М. И. Кутузов. Рост напряженности в Европе требовал от него решительных действий для скорейшего завершения русско-турецкой войны. С назначением М. И. Кутузова начался второй этап войны. Собрав разбросанные ранее по Дунайскому военному театру силы, Кутузов нанес туркам сокрушительное поражение под Ру-Щуком (июнь 1811 г.). В ноябре были окончательно разгромлены турецкие силы как на левом (у Слободзеи), так и на правом (у Ру - Щука) берегах Дуная. Это вынудило Порту немедленно пойти на переговоры о мире.
В мае 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. К России отошли Бессарабия и участок Черноморского побережья
Кавказа с городом Сухум. Молдова и Валахия остались в составе Османской империи на правах автономии. Была предоставлена широкая автономия Сербии. Россия в качестве гаранта получила право контроля выполнения турецким правительством этого условия договора.
Бухарестский мирный договор имел большое значение для России. Он был заключен за месяц и ратифицирован за один день до вторжения Наполеона в Россию. Тем самым были расстроены его надежды на то, что турецкая армия будет активно действовать на юге. Договор позволил русскому командованию высвободить Дунайскую армию (52 тыс.) и сосредоточить все силы на отражении наполеоновской агрессии.