Существовали внутренняя и внешняя миссии. Первая вела свою работу среди старообрядцев, сектантов, католиков, протестантов и других христианских конфессий на территории России, вторая — среди нехристианского населения как в России, так и за рубежом.
В первой половине XIX в. действовали Пермская, Самарская, Оренбургская, Казанская, Алтайская, Иркутская, Забайкальская, Обдорская, Сургутская, Енисейская, Якутская и Камчатская миссии, в задачу которых входила христианизация народов Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Синод принял решение посылать миссионерами среди нерусских народов священников, знавших местные языки. В 15 духовных семинариях Казанской, Иркутской и других епархий было введено обучение семинаристов "инородческим языкам". Миссионерам вменялось в обязанность заниматься врачеванием местного населения, даже. устройством их "хозяйственного быта" советами, примерами, а иногда и материальной поддержкой.
Среди миссионеров были энтузиасты своего дела, которые выполняли возложенные на них обязанности не за страх, а за совесть, и тем самым приносили немало пользы местному населению. Например, в 1824 г. "самоедскую" миссию (среди эскимосов и ненцев в заполярной части Архангельской губернии) возглавил архимандрит Сийского монастыря Вениамин Смирнов. Он изучил эскимосский язык, составил его грамматику, перевел на него Евангелие, Деяния и Послания Апостолов, Православный катехизис. Богослужение и проповеди он проводил на местном языке. Занимался В. Смирнов и этнографическими исследованиями в этом крае.
Примером подвижничества и самоотверженности была миссионерская деятельность архимандрита Курской Глинской пустыни Макария Глухарева в 30-х годах XIX в. в Алтайском крае. Своей строгой жизнью и неустанным трудом он приобрел у местного населения всеобщую любовь. Он не спешил с крещением местных жителей: сначала проводил с ними беседы, помогал им в нуждах, устройстве домашнего хозяйства и лечил болезни. Для обучения детей М. Глухарев основал три школы, для больных и немощных — богадельню. Во время голода 1839 г. в том краю он исхлопотал от казны помощь жителям. Макарий выстроил церковь, а для членов миссии — два дома. Им были переведены на хакасский язык Евангелие, избранные места из Ветхого и Нового Завета, Катехизис, поучения, необходимые молитвы.
В 1794 г. в северо-американских владениях России монахами Валаамского монастыря была основана Кадьякская миссия. Их труд продолжил посланный из Иркутской епархии священник Иван Е-сеевич Попов-Вениаминов, прозванный впоследствии "апостолом Русской Америки". Он прибыл на Алеуты с семьей в 1824 г. и пробыл там священником и миссионером до 1834 г., затем был поставлен протоиереем в "столице" Русской Америки — Ново-Архангельске на о. Ситха. Вениаминов отличался исключительной преданностью своей миссионерской деятельности. Изучив алеутский и колошский языки, он распространил христианство по всей Русской Америке. В 1840 г. по его инициативе была основана Камчатская епархия, во главе которой он был поставлен. В 1840 г., после смерти жены, он постригся в монахи, приняв имя Иннокентия, и вскоре был возведен в сан епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. За 27 лет своего управления этой отдаленной епархией он объездил всю Восточную Сибирь и много сделал для распространения христианства в этом крае. Он создал азбуку и грамматику алеутского и колошского языков, перевел на эти языки основные богослужебные книги. Иннокентий Вениаминов получил признание в научных кругах как глубокий исследователь этнографии и географии Русской Америки. Впоследствии (в 1868 г.) он был поставлен митрополитом Московской епархии.
Значительный успех имела русская православная миссия в Японии благодаря неутомимой деятельности ее основателя и руководителя о. Николая (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина). По окончании в 1860 г. Петербургской духовной академии он был назначен настоятелем церкви при русском консульстве в г. Хакодате. Затем он в совершенстве изучил японский язык, приобрел основательные познания в литературе и истории Японии, конфуцианстве, синтоизме и буддизме. В 1870 г. он добился от Синода учреждения Японского православного миссионерского общества и стал его главой. В 1871 г. им была учреждена православная епархия в Японии, которую Николай уже в сане митрополита возглавлял до своей кончины — в 1912 г. К началу XX в. его стараниями были обращены в
православие 34 тыс. японцев, в Токио возведен православный кафедральный собор, построены 8 больших храмов, 275 церквей и 175 молитвенных домов.
Православная миссия в Китае, основанная в 1815 г., выполняла также функции дипломатического и торгового представительства России при дворе китайских императоров. Сотрудники миссии занимались изучением истории, культуры и экономики Китая. Выдающимся миссионером и ученым-синологом русской православной миссии в Китае в XIX в. (с 1807 г. ее глава) был Никита Яковлевич Бичурин (в монашестве Иакинф). Овладев китайским языком, он изучил историю и культуру Китая, составил обширную библиотеку редких китайских книг, в том числе древних, которую затем передал в дар Казанской духовной академии. Бичурин получил широкую известность в научных кругах как автор многих исследований и переводов по истории, филологии и философии Китая, Тибета и Монголии. К началу XX в. православная миссия в Китае имела 17 церквей, три монастыря, духовную семинарию, 17 низших мужских и женских духовных школ, библиотеки, типографию, литографию, иконописную мастерскую, несколько промышленных предприятий, пасеки и фермы.
В 1897 г. была основана русская православная миссия в Корее, но ее успехи были весьма скромными: к началу XX в. ею было обращено в православие не более 500 местных жителей, а в связи с началом русско-японской войны 1904—1905 гг. миссия вынуждена была покинуть страну и временно прекратить свою деятельность.
В 1847 г. была учреждена русская духовная миссия в Палестине (находилась в Иерусалиме). Она занималась не столько миссионерской, сколько благотворительной деятельностью, но более всего обслуживанием русских паломников, которые ежегодно в количестве до 10 тыс. человек посещали Палестину. В 1882 г. главой русской миссии в Палестине архимандритом Антонием Капустиным были приобретены земли в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете и в других местах. Приобретенные владения получили название Русской Палестины. Палестинское общество сооружало православные храмы, монастыри, школы, больницы, богадельни, издавало научные труды. Широкую известность получил научный ежегодник "Палестинский сборник".
Во второй половине XIX в. миссионерская деятельность Русской православной церкви получила более четкую организацию и координацию действий. В 1853 г. последовал указ Синода об открытии миссионерских отделений для подготовки в духовных академиях и в некоторых семинариях специальных кадров, особенно для работы среди "раскольников". Для обучения на этих отделениях было предписано отбирать наиболее способных семинаристов, освобождая их от изучения древних языков — латинского, древнегреческого и древнееврейского. Взамен этих предметов вводились: ис-
тория русского раскола, современная статистика раскола во всех его видах, а также курс практических наставлений миссионерам.
В 1865 г. в Петербурге было основано "Миссионерское общество для содействия распространения христианства между язычниками". В 1868 г. его заменило "Православное миссионерское общество" в Москве, которое возглавил московский митрополит Иннокентий, обладавший огромным опытом многолетнего миссионерского служения в Русской Америке. Для содействия Миссионерскому обществу на местах были учреждены его "епархиальные комитеты", возглавляемые епархиальными архиереями. К 1896 г. "Православное миссионерское общество" насчитывало 14 тыс. членов. Помимо содействия православным миссиям в обращении в православие "обитающих в пределах Российской империи нехристиан", ставилась также задача вести борьбу против распространившихся в это время различных сектантских конфессий. С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды: до 1912 г. было проведено пять таких съездов. Издавались специальные миссионерские журналы — "Миссионерское обозрение" и "Православный благовест".