Большинство изделий мастеров народного искусства Средней Азии создавалось с учетом реальных бытовых потребностей. В Средней Азии, особенно в Узбекистане и Таджикистане, резьба и роспись по дереву искони были излюбленным украшением интерьера. Ими покрывали стены, двери, колонны, мебель. Большую художественную ценность представляют резные решетки на окнах, ширмы, покрытые резьбой, ниши в стенах домов. Деревянная бытовая утварь не имела здесь такого распространения, как в других республиках К началу XX в. художественная обработка дерева сильно сократилась; мастера, которых остались единицы, делали, главным образом,; мелкие предметы — ларцы, небольшие столики и т. д.
В течение 1920-х гг. резьба по дереву в Средней Азии сохраняет свой традиционный характер: мелкие узоры плоского рельефа сплошным ковром покрывают поверхность. Орнамент состоит из геометрических или геометризованных растительных форм.
Художественные предметы из дерева отличаются многоцветностью: часто встречаются сочетания интенсивно красных, зеленых и синих цветов на золотом и серебря ном фоне. Цветочные формы в росписи трактуются более, свободно, чем в резьбе.
|
|
Резьба по дереву в Узбекистане производится на самом обширном ассортименте изделий — от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов. Играя значительную роль в архитектурном декоре, дерево находило также широкое применение в изготовлении предмете обихода: подставок, сундучков, шкафчиков, шкатулок пеналов, нарядных низеньких столиков, национальных музыкальных инструментов и декоративных столиков. В орнаментальной плоскорельефной резьбе различают три основные стилевые композиционные группы: багдади, ислими и паргори.[12]
К искусству художественной обработки дерева можно отнести издавна существовавший в Узбекистане промысел изготовления сосудов из тыкв. Для этого выращивали специальные сорта тыкв, мякоть которых, созревая, твердеет и срастается со стенками. К началу XX в. посуда из тыкв совершенно вышла из употребления, но зато в Самарканде, Бухаре и других местах распространилось оригинальное производство табакерок-наскаду из мелких тыкв.
Будущим табакеркам мастера еще в процессе выращивания тыкв умели придавать любую форму: перевязывали их ©нескольких местах тонким шнурком, заключали в резные деревянные футляры, чтобы получить на стенках рельефные изображения. Фантазия и мастерство проявлялись здесь очень разнообразно. Твердая гладкая поверхность тыкв позволяла украшать их различными способами.
В Китае, как и в других странах Дальнего Востока, где произрастает лаковое дерево (по кит. ци-шу), издавна было широко развито производство изделий из натурального лака. Легкие, блестящие, не боящиеся влаги, эти изделия создавались путем нанесения на твердую деревянную основу многочисленных тонких слоев сока лакового дерева. Мебель, коробочки для сладостей и лекарств, всевозможные шкатулки, вазы, блюда, подносы, панно, ширмы богато декорировались резьбой, инкрустацией костью, рогом, перламутром и росписью пейзажного, цветочно-растительного, жанрового или анималистического характера.
|
|
Кенийские ремесленники и сегодня вырезают вручную деревянные фигурки и статуэтки маленькими острыми ножами. Изящно вырезанные и вручную отполированные фигурки людей и животных сделаны из древесины ценных пород: черного (эбенового) дерева и красного дерева (махогани) или из более легкого дерева махугу.