Великая Октябрьская революция и социалисты не могли не коснуться интерьера. До Октября в интерьере царили резкие контрасты: роскошь соседствовала с ужасающей бедностью. Позже многие дома и квартиры богачей стали жильем рабочих; во дворцах и усадьбах разместились советские учреждения и организации. При этом прежние интерьеры изменяли свое содержание, хотя старые помещения лишь приспосабливались к новым функциям, не меняя принципиально своего архитектурного облика.
Разумеется, острая нехватка помещений разного рода не могла быть "ликвидирована только с помощью перераспределения старых жилых фондов. Уже в 1918—1919 гг. было положено начало созданию новых типов массовых квартир и интерьеров культурно-бытового назначения. При этом внимание обращалось и на эстетическую сторону, и на местные художественные традиции. В целях «наглядного распространения новых идей об устройстве города и жилища» в конце 1918 г. было задумано соорудить в Москве специальный «показательный примерный квартал». Однако отсутствие материальной базы и кадров художников привели почти к полному запустению. Особенно ощутим был мебельный голод.;
|
|
Материальные возможности того времени были неве-> лики и сводились в основном к оформлению помещения лозунгами, плакатами, портретами вождей революции в сочетании с полосами кумача и красными лентами.
Вообще в советскую эпоху производство бытовых изделий было оторвано от архитектурного проектирования, поэтому в убранстве помещений было много недостатков.
Изменения в первую очередь предусматривалц коллективизацию быта. Появилась сеть общественных столовых, яслей, детских садов. На этой основе рождается идея «коллективных» или «коммунальных домов» с интерьером, включающим наряду с жилыми комнатами разнообразные помещения, которые помогали бы «товарищескому сближению всех, в них живущих». При этих домах были устроены общественные столовые, прачечные, красные уголки[19].
Создавались интересные проекты внутреннего убранства. Здесь предусматривались особые пространственные «зоны», отводимые для отдыха, сна, еды, работы и т. д. Соответственно своему назначению каждая зона получала специфическое оформление и наиболее подходящие предметы обстановки.
Несколько больше в эти годы продвинулась разработка новой мебели. Это была трансформирующаяся мебель: кровать в нише, раскладные полки для книг, стол-книжка и др. Механичность и сухость конструкций и форм они смягчали окраской и удачными пропорциями.
Большое значение играл цвет как основное средство декоративного оформления помещений: здесь свободно варьировались две цветовые гаммы — теплая, пространственно ограничивающая объем (бледно-желтый, розоватый, коричневатый и т. д.) и холодная, расширяющая его (голубой, сероватый, серо-зеленый, белый и т. д.). Цвет потолка обычно был более ярким, чем стены.
|
|
И если отдельные проекты и изделия конструктивистов справедливо критиковались или вовсе отвергались, то общие принципы комплексного решения интерьера, оборудования, меблировки, соподчинения вещей, введения цвета и т. д. были интересны и перспективны. Можно сказать, что сами идеи комплексной организации интерьера намного опередили свое время.
Разработанные конструктивистами в соответствии с новыми типами квартир образцы мебели, помимо своего главного качества — функциональности, — были гигиеничны, экономичны и удобны для индустриального изготовления. Такие характерные для конструктивизма типы мебели, как встроенная, трансформирующаяся, комбинированная (секционная) и типовая, не только дожили, но и сохранили ряд своих форм до сих пор. То же самое можно сказать и в отношении нового оборудования кухни, идеи шкафов-перегородок между кухней и столовой и других принципиальных новшеств. В орнаментику вводились советские эмблемы — серп и молот, пятиконечные звезды и, т. п.
Во второй половины 1930-х гг. происходят значительные сдвиги в области интерьера, а вслед за тем и мебели. В этот период велась работа по украшению интерьера.
Практические требования архитекторов по отношению к мебели свелись к трем пунктам: 1) сокращение размеров мебели до целесообразных; 2) устранение ненужных типов мебели (буфеты, диваны с надстройками и т. д.); 3) замена гарнитуров комплектом более практичной и необходимой мебели, которую можно расставлять по-разному.
Основой мебельных конструкций иногда являлась чистая геометрическая фигура, например квадрат. Это модуль, из которого исходили авторы при проектировании всей мебели — будь то кресло или 2-тумбовый стол.
В конце 1930-х гг. всеобщее признание получают отполированная мебель, округленные углы, орнаментация, резьба, инкрустация. Постепенно на первое место выдвигается принцип смешения стилей. В каждой республике стиль интерьера приобретал специфическую окраску в духе местных национальных традиций.
В оборудовании жилых интерьеров идея комплексного решения уступает место принципу узкой специализации: автора архитектурного проекта не очень интересовало, какая мебель будет в построенном им здании; конструктор мебели не знал, какой тканью будет обита его мебель, а художник-текстильщик смутно представлял, для какого типа мебели предназначается его ткань. Нередко конструктивная вещь обивалась тканью с яркими динамичными пятнами цвета, пересеченными зигзагообразными полосами. Все это не столько подчеркивало функцию предмета, сколько было вызвано стремлением раскрыть богатство художественных возможностей, заложенных в самой вещи.
Новые образцы бытовой мебели для массового жилого интерьера осваивались производством нерегулярно, да и сами образцы бывали довольно случайными. Начинает применяться и встроенная мебель.
С конца 1939 г. Академия архитектуры СССР приступила к систематической работе над проектированием мебели. За основу были взяты образцы работы русских мастеров начала XIX в. Изделия, выполненные в начале 1940-х гг., не отличались каким-либо единством.
Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война переключила все силы страны на нужды военного времени. Но и в тяжелейшие годы войны при строительстве таких капитальных сооружений, как станции Московского метро третьей очереди (1943—1945), восстановлению разрушенных оккупантами городов и архитектурных памятников уделялось большое внимание. Однако, естественно, общий подъем искусства интерьера, как и других отраслей декоративного искусства, относится уже к послевоенному времени.