В течение многих веков кость оставалась ценнейшим ~ сырьем для произведений искусства. Еще в первобытную эпоху люди стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособление, позволявшее увеличивать дальность полета копья, — ко- пьеметалку. Костяные изделия украшали резьбой — орнаментом или изображениями животных, что, как полагали, придавало им особую силу. В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века.
Люди жили не только в пещерах или гротах, но и на стоянках и в прочных жилищах. Материалом для построек часто служили дерево и шкуры, но до нас дошли развалины жилищ из костей мамонтов. Мастера, как правило, использовали бивни мамонтов, слонов, моржей или нарвалов (морских млекопитающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался слоновый бивень.
В глубокой древности были известны игральные кости, которые, вероятно, перешли в Европу из Азии. В древнем мире изобретение их приписывалось то индийцам, то египтянам, то грекам. Ими пользовались как для гаданий, так и для игр. Первоначально кости не имели надписей или изображений. Жребием же служила кость, а именно кость ноги коровы или быка, «бабка», по-гречески «astragalos»[27]. Только в XV в. появились кости с нанесенными на их грани шестью цифрами (или точками).
|
|
Художественная обработка кости существовала на Руси с глубокой древности. О резных костяных изделиях упоминается в народных былинах; уже в X в. искусство русских мастеров-костерезов было известно далеко за пределами нашей родины.
Кость благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов и в раннем Средневековье. Из кости изготовляли мебель и украшения, табакерки и ларцы, сосуды для хранения благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со священными образами — их брали с собой в дорогу лица духовного звания.
В эпоху Возрождения костью украшали предметы мебели, из нее делали всяческие безделушки, рукоятки оружия. В XVII—XVIII вв. искусство резьбы и гравировки по кости было чрезвычайно популярно в Европе: кость использовали даже в ювелирном искусстве, костью инкрустировали приклады огнестрельного оружия.
В XVII в. русские мастера, работавшие в Московской Оружейной палате, создавали из кости разнообразные изделия — гребни, ларцы, посохи, рукоятки оружия и другие предметы. Изделия украшались рельефами. Среди искусных умельцев Московской Оружейной палаты в XVII в. особенно славились холмогорские мастера (Архангельская губерния).
|
|
В эпоху Петра I вся просвещенная Европа была увлечена изготовлением «токарных махин» для создания вещей из слоновой кости». Знание токарного искусства в высшем обществе считалось обязательным: им владели прусский король Фридрих-Вильгельм, король Франции Людовик XV, герцог Козимо III Медичи и др. Они имели свои «лаборатории», «механические кабинеты» и собрали великолепные коллекции костяных произведений токарного искусства. С начала XVIII в. это искусство становится престижным и в России[28].
Русские резчики по кости, кстати, следовали принципам плоско-рельефной, орнаментально-декоративной резьбы, а не миниатюрной скульптуры, в которой предпочитали работать мастера западноевропейских школ.
В конце XVII — начале XVIII вв. с бурным развитием технического прогресса, в частности станкостроения, и широким распространением по Европе токарного дела буквально все европейские страны охватило страстное увлечение «токарным художеством». Создание машин стоило огромных денег, да и сам материал (слоновая кость) был очень дорогим.
В 1830-х гг. возникает интерес к изящным резным изделиям, лишенным практического смысла. Это миниатюрные предметы мебели, швейные шкатулки в виде паровоза с колесами, коробочки и т. д.