Виды ремонтов электродвигателей, сроки их проведения объемы

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.В. ПАРАХИНА»

   

Курс лекций

по дисциплине

Ремонт электрооборудования

для обучающихся

 

 

Направления подготовки 35.03.06 «Агроинженерия»

 

Направленность Электрооборудование и электротехнологии

 

Квалификация бакалавр

 

 

 

Орел 2016 год

 

СОДЕНЖАНИЕ

 

 

1. Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты оборудования………………………………………………………….. 3
2. Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электрооборудования в сельском хозяйстве………. 7
3. Виды ремонтов электродвигателей, сроки их проведения объемы… 10
4. Разборка электродвигателей и выявление несправностей………… 14
5. Послеремонтные испытания электродвигателей…………………… 23
6. Разборка трансформаторов…………………………………………… 26
7. Ремонт обмоток………………………………………………………… 28
8. Ремонт магнитопроводов…………………………………………….. 29
9. Послеремонтные испытания трансформаторов…………………….. 33
10. Неисправности аппаратуры и их устранение……………………….. 35
11. Испытания оборудования после ремонта…………………………… 41
12. Повреждения пусковой и защитной аппаратуры…………………… 46
13. Ремонт пусковой и защитной аппаратуры…………………………… 53

 

 

Техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты оборудования

МОДУЛЬ 1

План.

 

1. Система технического обслуживания и ремонта.

2. Техническое обслуживание. Производственное техническое обслуживание. Межремонтное техническое обслуживание.

3. Стратегии обслуживания электрооборудования.

 

Текущий, плановый и капитальный ремонт электрооборудования

 

Все электрооборудование требует периодического ремонта.

Все электрооборудование требует периодического ремонта, причем ремонт подразделяется, согласно Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), на текущий, плановый и капитальный. Качественное выполнение всех видов ремонта и обслуживания, а также профилактические испытания оборудования – гарантия долгой и безопасной работы электрических установок и кабельных линий. Помимо указанных видов ремонта, существует понятие межремонтного обслуживания. Межремонтное обслуживание включает в себя мелкий ремонт электрооборудования и эксплуатационный уход. В текущем ремонте под эксплуатационным уходом понимается регулярный наружный осмотр, обтирка и чистка оборудования, смазка движущихся частей и иные работы, необходимые для безупречного функционирования механизмов, электроизмерения параметров и проверка характеристик элементов электроустановок. Мелкий ремонт электрооборудования включает в себя протяжку болтовых соединений, регулировки подвижных частей электрооборудования, подкручивание креплений, замену мелких деталей и аналогичные работы.

 

Текущий ремонт электрооборудования

 

Производство текущего ремонта электрооборудования зависит от того, какое именно оборудование ремонтируется: меняется схема ремонта, перечень работ, частота выполнения. В целом, под текущим ремонтом подразумевается замена прокладок и других деталей с высокой степенью износа, промывка форсунок и фильтров масляных систем, прочистка систем охлаждения. Частота и объем текущего ремонта определяет сроки капитального ремонта оборудования, поэтому необходимо фиксировать каждый случай текущего ремонта в указанием дефектного узла и перечня произведенных работ. Для производства текущего ремонта перемещать электрооборудование не требуется.

Текущий ремонт различается для электродвигателей, пускорегулирующей аппаратуры и силовых линий. Так, основной дефект кабельной линии, особенно – находящейся в земле, это повреждение изоляции. От нарушения изолирующего слоя и пробоев тока страдают провода и кабели, размещенные в помещениях с агрессивной средой, либо смонтированные с нарушением правил. В частности, пробой изоляции в результате механического повреждения кабеля – постоянная причина текущего ремонта КЛ. Помимо естественного нарушения изоляции, в линии могут появиться очаги коррозии, окисление оболочки кабеля. Поэтому для силовых кабельных линий текущий ремонт включает в себя проверку соединительных муфт, концевых кабельных муфт, а также производится ряд работ: проверка на нагрев кабеля под нагрузкой с помощью пирометра, проверка маркировки кабеля, осмотр кабельных каналов, проводится проверка нагрев и концевых муфт кабеля. Из дополнительных работ можно назвать проверку кабельных колодцев, измерение удельного сопротивления и проверка заземления экрана и брони. В некоторых случаях текущий ремонт подразумевает и перекладку частей кабельной линии, а также переустановку соединительных и концевых муфт с последующим проведением испытаний изоляции кабельной линии повышенным напряжением.

Электродвигатели требуют другого вида ремонта. По протоколу, первым, как и в случае с текущим ремонтом силовых линий, требуется произвести визуальный осмотр. Если он затруднен, то требуется произвести очистку электродвигателя от старого масла, пыли, грязи, других наслоений, после чего произвести визуальный осмотр на предмет повреждений. Очистка двигателя проводится щетками, остатки грязи выдуваются с помощью компрессора. Протирка должна осуществляться при выключенном электродвигателе, со снятым остаточным зарядом. После осмотра проводится проверка аксиального и радиального зазоров, щитков для зажимов, крепления электродвигателя, хода вращения смазочного кольца. Также в текущий ремонт электродвигателя по ПТЭЭП входит:

1. Проверка наличия смазочного масла в подшипниках.

2. Измерение сопротивления изоляции обмоток мегаомметром.

3. Восстановление изоляции у перемычек и выводных концов.

4. Проверка:

- исправности заземления;

- натяжения ремня;

- правильности подбора плавких вставок.

Текущий ремонт электродвигателя зависит от того, в каком состоянии находится аппарат, от типа того станка или механизма, в котором он установлен, от продолжительности работы из расчета часов/сутки. Как правило, если нет особых условий, то процедура проводится раз в два года. Процесс дефектации электродвигателя проводится при его частичной разборке, особое внимание – если электродвигатель относится к машинам с фазным ротором или машинам постоянного тока – уделяется щеточно-коллекторному механизму.

Обычно при текущем ремонте выявляется одна или несколько причин возможных сбоев в работе двигателя. Это обрыв в питающей сети или обмотках двигателя, обрыв фазы статора или стержни ротора, износ или перекос подшипников, деформация кожуха вентилятора или его засорение, перегруз электродвигателя из-за пониженного или повышенного напряжения в сети, отсыревание или износ обмотки, нарушение центровки, неправильное подсоединение обмоток статора с замыканием на корпус или между собой. Эти причины являются самыми часто выявляемыми при текущем ремонте электродвигателей.

Проводя ремонт необходимо помнить о последовательности действий. В первую очередь – это изучение документации, после которой уже идет визуальный осмотр. Отключение двигателя и снятие напряжение – следующий этап, предшествующий частичной разборке. Следует помнить, что все мелкие детали необходимо складывать в отдельный ящик. Важно помнить, что крупные электродвигатели для проведения ремонта придется поднимать, поэтому следует заранее составить список необходимых инструментов и материалов, либо поручить это бригадиру ремонтников. Поскольку текущий ремонт проводится реже, чем мелкий- данные, полученные в ходе мелкого ремонта, следует использовать при составлении этого списка. Как правило, в течение двух лет изнашиваются все движущиеся части, также сильному износу подвергается и изоляция проводов. Если дефектация деталей электродвигателя проводится путем обнаружения сколов, трещин, коррозии и так далее, то проверка и текущий ремонт проводки требуют измерение сопротивления проводки мегаомметром. Короткие замыкания, обрывы и другие повреждения находятся с помощью соответствующих средств измерений, дефекты устраняются нанесением временной новой изоляции, либо заменой проводов.

Демонтаж при текущем ремонте электродвигателя необходимо проводить, фиксируя положения полумуфт относительно друг друга, и относительно пальца. Фиксировать можно, нанося метки керном (бородком) или зубилом. Группы прокладок связываются вместе и помечаются, откуда взяты, чтобы после монтажа снова разместить их в том же порядке. Размечаются керном крышки, фланцы и другие детали, чтобы после сборки не выяснилось, что имеют место перекосы. Повторная сборка и подбор деталей занимает много времени. Также необходимо соблюдать правило снятия электродвигателя с постели: для этого лебедка цепляется за рым-болт, ухват за подшипниковый вал или щит может привести к поломке. После чего производится демонтаж, осмотр, замена мелких деталей, восстановление крупных, замена подшипников, щеток и масла, согласно протоколу. Результаты заносятся в технический отчет с подписью бригадира и печатью электролаборатории, проводившей испытания и замеры перед, в течение и после ремонта, либо, если он производится своими силами, печатью организации. В пускорегулирующей аппаратуре особое внимание следуют уделить исправности контактов.

 

Плановый ремонт электрооборудования

 

Плановый ремонт электрооборудования входит в планово-предупредительный ремонт, как и средний ремонт. Первый представляет собой обычную профилактику, которая проводится вне зависимости от состояния оборудования, второй – чаще всего раз в два года, наряду с текущим ремонтом. Профилактический ремонт – это «система работ по поддержанию электрооборудования и других элементов электроустановок в нормальном (рабочем) состоянии». В нормативных документах система планово-предупредительного ремонта называется «система ППР», и она подразделяется на межремонтное обслуживание, текущий, средний и капитальный ремонты.

Средний плановый ремонт, в отличие от текущего ремонта, предусматривает разборку оборудования, его отдельных узлов, измерение дефектов, составление описи дефектов. Помимо прочего, этот вид ремонта включает в себя проверку чертежей, снятие эскизов, тестирование отдельных узлов электрооборудования. В отличие от текущего и мелкого ремонта, плановый ремонт иногда проводят в ремонтной мастерской, если размеры и крепления механизма позволяют его переместить.

В плановый ремонт электродвигателей входят все пункты текущего ремонта, и в дополнение – ряд специальных работ. К ним относятся покрытие обмоток лаком, полная разборка электродвигателя, замена изоляции обмотки, а также ее мойка, сушка и пропитка; промывка металлических деталей электродвигателя и подшипников, перезаливка вкладышей; смена фланцевых прокладок, проверка и установка зазоров; заварка и проточка заточек у щитов электродвигателя.

После всех этих операций в завершение планового ремонта производится сборка электродвигателя. Проводится проверка на холостом ходу, затем, если все в порядке – под нагрузкой. На этом ремонт считается завершенным. Пускорегулирующая аппаратура также проходит все стадии текущего ремонта, после чего необходимо провести три типа работ, указанных в ПТЭЭП. Это:

«1. Полная замена всех износившихся частей аппарата; 2. Проверка и регулировка реле и тепловой защиты; 3. Ремонт кожухов, окраска и опробование аппаратуры».

Чтобы плановый ремонт проводился не слишком часто и не слишком редко, организации требуется составить график его проведения. Можно заказать это специалистам, но для небольших организаций достаточно воспользоваться справочником А.И. Ящура, изданным в 2008 году, который называется «Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования». Помимо этого потребуются паспортные данные завода-изготовителя на каждый объект электрохозяйства. В годовом графике, который заполняется в табличном виде, указываются следующие данные:

Название, тип, мощность оборудования, год изготовления и завод-изготовитель. Информация должна быть указана максимально кратко.

Инвентарный номер агрегата (системы).

Нормативы ресурса между текущими и капитальными ремонтами.

Дата последнего капитального ремонта.

Дата последнего текущего ремонта.

Помесячная роспись планируемых ремонтов.

Годовой простой оборудования.

Годовой фонд рабочего времени.

В качестве примера планирования ремонтов можно взять трехфазный трансформатор и рассчитать для него периодичность ремонта. В справочнике указано, что данный тип электрооборудования (масляный трансформатор, двухобмоточный, мощностью 1000 кВА), имеет нормативы, при которых капитальный ремонт проводится:

Т-1 = норматив ресурса/количество часов в году = 103680/8640 = 12 лет.

Таким образом, если капитальный ремонт оборудования проводился в 2014 году, то в следующий раз он будет проводиться в 2026, а текущий ремонт, если, например, он проводился в 2013 году – в 2016, через три года. Все эти данные следует внести в таблицу. Если электрооборудование устанавливается заново, то в графе «дата последнего ремонта» указывается дата пуско-наладочных работ. При расчете годового фонда работы оборудования и годового простоя иногда вносят в графу трудоемкость, исчисляемую в человекочасах. Расчет здесь надо вести, исходя из количества единиц оборудования и нормам трудоемкости ремонта. Трудоемкость ремонта вычисляется с использованием коэффициентов трудоемкости и базовой ставки.

Сроки и даты плановых ремонтов электрооборудования согласовываются с несколькими структурными подразделениями организации: службой КИПиА, ремонтниками, подразделениями по обслуживанию смежного оборудования, отделами, использующими данное оборудование по своему графику, энергетиками.

 

Капитальный ремонт электрооборудования

 

Капитальный ремонт электрооборудования проводится довольно редко, поскольку электроустановки обладают большим запасом электрической, а подвижные части - механической прочности. В среднем ремонт такого плана проводится раз в пять-пятнадцать лет, причем срок в пять лет устанавливается для объектов с большим сроком службы. В отличие от планового ремонта, каждая машина подвергается полной разборке, чистке, смазыванию, замене дефектных узлов и деталей, некоторые из которых подлежат замене в плановом порядке, вне зависимости от состояния. После полной разборки и обновления, электрооборудование собирается заново, проводятся испытания, которые должны показать соответствие нормам завода-изготовителя и испытания, как правило, с повышенным напряжением. Потребность оборудования в капитальном ремонте говорит о том, что объект электрохозяйства требуется доводить до полноценных технических характеристик момента выпуска с конвейера. Помимо починки, во время замены износившихся частей, электрооборудование обычно еще и модернизируется. Проводить капитальный ремонт можно как в ремонтном цехе, так и на месте, в зависимости от технологии.

Особое внимание при проведении капитального ремонта электрооборудования в части электродвигателей уделяется снятию и установке ротора. Среди прочего проводится замена вала ротора и его балансировка. Также осуществляется полная замена обмоток, либо их существенный ремонт, меняется вентилятор и фланцы. Двигатель чистится, собирается и заново окрашивается. В помощь ремонтникам еще в начале 80-х годов были выпущены Типовые технологические карты, которые применяютсяпри капитальном ремонте подстанций и распределительных устройств. В них указывался список необходимого оборудования, порядок действий при капитальном ремонте для каждого узла и нормы контролируемых параметров, схемы приемосдаточных испытаний и состав бригады. Сейчас, в связи с изменениями нормативов и большим разнообразием электрооборудования, технологические карты имеются для каждого вида и типа оборудования, такжеони составляются экспертами – сотрудниками электролабораторий – при необходимости.

Согласно ПТЭЭП перед капитальным ремонтом электрооборудования должен быть проведен ряд работ:

«До вывода электрооборудования в капитальный ремонт» должны быть:

а) составлены ведомости объема работ и смета, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования;

б) составлен график ремонтных работ;

в) заготовлены, согласно ведомостям объема работ, необходимые материалы и запасные части;

г) составлена и утверждена техническая документация на реконструктивные работы, намеченные к выполнению в период капитального ремонта, подготовлены материалы и оборудование для их выполнения;

д) укомплектованы и приведены в исправное состояние инструмент, приспособления, такелажное оборудование и подъемно-транспортные механизмы;

е) подготовлены рабочие места для ремонта, произведена планировка площадки с указанием мест размещения частей и деталей;

ж) укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады».

Периодичность проведения капитального ремонта электрооборудования утверждаются в соответствии с ПТЭЭП ответственным за электрохозяйство организации. Можно увеличить или уменьшить как продолжительность, так и частоту проведения ремонтов. Для этого нужно провести обследование оборудования, сделать заключения, разработать техническое обоснование, которое затем направляется на утверждение в вышестоящие организации. Также утверждение технической документации требуется для модернизации узлов или целых агрегатов в ходе капитального ремонта электрооборудования.

Для того, чтобы избежать внепланового отключения, после капитального ремонта электрооборудование проверяется согласно ПТЭЭП: «Основное оборудование электроустановок после предварительной приемки из ремонта проверяется в работе под нагрузкой в сроки, указанные заводом-изготовителем, но не менее 24 ч. При отсутствии дефектов в работе в течение этого времени оборудование принимается в эксплуатацию. При обнаружении дефектов капитальный ремонт не считается законченным до их устранения и вторичной проверки агрегата под нагрузкой в течение следующих 24 ч». Во избежание сбоев в работе электрооборудования при капитальном ремонте подвергаются ремонту и связанные с основным оборудованием технологические агрегаты. При этом, следуя графику ремонтов, предприятие должно быть обеспечено материалами, запасными частями, инструментом, сопутствующими расходными материалами. Учет этих материалов должен вестись через общескладской учет, но при этом законодательно определено целевое расходование (ПТЭЭП, п. Э1.5.9 и Э1.5.10), а ответственность за их сохранность и целевое использование возлагается на ответственного за электрохозяйство.

Помимо технического ремонта и восстановления производственных мощностей электрооборудования, Правила требуют, чтобы было обеспечено еще несколько условий. Это чистота помещения, новая окраска механизмов, функционирование освещения и вентиляции, тепловая изоляция, установка или ремонт ограждающих перил, смотровых и рабочих площадок, лестниц, розеток и выключателей. Все это должно быть отражено в ремонтной технической документации согласно правилам. При подведении итогов капитального ремонта качество технической отчетной документации также оценивается.

Согласно правилам (ПТЭЭП, Э1.5.14), «все работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту. Акты со всеми приложениями хранятся в паспортах оборудования. О работах… делается подробная запись в паспорте оборудования или специальном ремонтном журнале».

Согласно ПТЭЭП, вновь вводимое после ремонта оборудование испытывается в соответствии с «Нормами испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей» Приложение 3. Указанные нормы представляют собой приложение табличного вида, в котором указываются виды испытаний, наименования, нормы и даются указания по их проведению. Так, при проведении капитального ремонта электрооборудования в части, например, определения условий включения трансформатора, Нормы гласят: «Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт с полной или частичной заменой обмоток или изоляции, подлежат сушке независимо от результатов измерений. Трансформаторы, прошедшие капитальный ремонт без замены обмоток или изоляции, могут быть включены в работу без подсушки или сушки при соответствии показателей масла и изоляции обмоток требованиям таблицы 1 (Приложение 3.1), а также при соблюдении условий пребывания активной части на воздухе. Продолжительность работ, связанных с разгерметизацией должна быть не более:

1) для трансформаторов на напряжение до 35 кВ-24 ч при относительной влажности до 75% и 16 ч при относительной влажности до 85%;

2) для трансформаторов напряжением 110 кВ и более — 16 ч при относительной влажности до 75% и 10 ч при относительной влажности до 85%. Если время осмотра трансформатора превышает указанное, но не более чем в 2 раза, то должна быть проведена контрольная подсушка трансформатора»

Таким образом, при приемке капитального ремонта электрооборудования проводится несколько видов контроля: соблюдения календарного плана; наличия необходимых материалов; ремонта сопряженных агрегатов; заполнения технической отчетности; соблюдения техники безопасности; восстановления рабочего состояния. Капитальный ремонт является точкой отсчета следующего ремонтного цикла.


 

2. Система планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания электрооборудования в сельском хозяйстве

МОДУЛЬ 1

План

 

1. Система ППРЭсх. Формы эксплуатации электроустановок. Индивидуальная ЭТС. Централизованная ЭТС. Комплексное обслуживание. Специализированное обслуживание.

2. Обеспечение электрооборудования и средств автоматизации запасными частями. Индивидуальные нормы. Организация эксплуатации и ремонта сельских электрических сетей.

 

Системы планово-предупредительного ремонта

 

Ремонт электрооборудования на промышленных предприятиях проводится в соответствии с принятой в нашем государстве системой планово-предупредительного ремонта (ППР). Периодичность и объем ремонтов устанавливаются системой ППР в зависимости от режимов работы, технического состояния и условий эксплуатации электрооборудования. Таким образом, система IIПР — это система организационяых и технических мероприятий, выполнение которых обеспечивает продолжительную и безаварийную работу электрооборудования.

Существуют три основные системы организации ППР электрооборудования промышленных предприятий: централизованная, децентрализованная и смешанная.

При централизованной системе ремонт выполняют несколько ремонтных служб, стециализированных по видам электрооборудования или работ. Эти службы подчинены главному энергетику предприятия. Персонал, обслуживающиЙ электрооборудование цеха или подстанции, выполняет только работы по надзору и мелкому текущему ремонту.

Децентрализованная система характеризуется отсутствием специализированных ремонтных служб. Все электроремонтные работы выполняет персонал электроремонтных мастерских или бригад, находящихся в административном подчинении соответствующего начальника, например начальника цеха.

Смешанная система характеризуется тем, что в структуре предприятия имеются как электроремонтные мастерские и бригады, выполняющие небольшие по объему и сложности ремонтные работы, так и специализированные ремонтные службы, осуществяющие сложные и большие по объему работы.

В настоящее время для проведения технической диагностики (определения состояния оборудования и выявления неисправностей) и ремонта все более широко используются средства вычислительной и микропроцессорной техники (установки, стенды, устройства для диагностики и испытания электрооборудования), позволяющие сокращать сроки проведения ремонтов, уменьшать затраты на ремонт и повышать эффективность эксплуатации электрооборудования.

Одним из направлений повышения безопасности выполнения работ при диагностике воздушных линий электропередач высокого напряжения (ВН) является применение гфиборно-программного комплекса (ПЛК), устанавливаемого на легких летательных аппаратах. Такие комплексы широко используются энергокомпаниями Америки, Австралии и ряда стран Западной Европы. Подобные комплексы целесообразно использовать и в энергосистеме Беларуси, например, при регулярных осмотрах воздушных ЛЭП (напряжением 35-330 КВ и протяженностью 1845 км) в Борисовских электросетях, которые проводятся на легком самолете.

 

Виды ремонтов

 

Положением о ППР электрооборудования промышленных предприятий предусмотрено выполнение нескольких видов ре­монта (текущего и капитального, среднего и капитального или те­кущего, среднего и капитального). На практике широко использу­ется система, предусматривающая осуществление для большей части электрооборудования двух видов ремонта: текущего и капи­тального.

При текущем ремонте после осмотра всего электрооборудова­ния устраняют мелкие дефекты, регулируют механизмы и выпол­няют ряд других небольших по объему работ (например, переза­рядку предохранителей с заменой плавких вставок, зачистку под­горелых контактов аппаратов, замену изношенных щеток), позво­ляющих обеспечить нормальную работу электрооборудования до следующего планового ремонта. Текущие ремонты производят обычно без разборки электрооборудования в период кратковре­менных остановок производственного оборудования.

Средним считают ремонт, при котором предупреждают чрез­мерный износ наиболее ответственных деталей и узлов электро­оборудования. В этом случае заменяют отдельные детали, устра­няют дефекты изоляции лобовых частей обмоток электродвигате­лей, ремонтируют щеткодержатели (меняют пружины и гибкие связи), шлифуют контактные кольца электродвигателей с фазным ротором и т. п.

При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные основные детали и узлы электрооборудования. Напри­мер, к этому виду ремонта относят перемотку статорных или ро­торных обмоток электрических машин, перезаливку подшипни­ков скольжения электродвигателей, изготовление и установку но­вых обмоток силовых трансформаторов.

Капитальный ремонт обычно производится при частичной или полной разборке электрооборудования. Иногда при капитальном ремонте электрических машин, трансформаторов и коммутацион­ных аппаратов осуществляют их модернизацию, т. е. совершенству­ют конструкцию, улучшают эксплуатационные показатели, повы­шают надежность и другие характеристики. Главная цель модерни­зации заключается в приближении технических показателей ре­монтируемого электрооборудования к техническим показателям нового, более совершенного оборудования. При этом затраты време­ни, средств и материалов на модернизацию электрооборудования должны быть оправданы теми техническими или экономическими результатами, которые будут достигнуты после его модернизации.

Если при капитальном ремонте осуществляется модернизация с изменением конструкции и основных технических параметров оборудования, то такой ремонт называют капитально-рекон­структивным.

 

Планирование ремонтных работ

 

Ремонты электрооборудования планируют исходя из межремонт­ных периодов, ремонтных циклов и их структуры (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Структура ремонтного цикла Ц:К — капитальный ремонт; Т - текущий ремонт; С - средний ре­монт; п - межремонтный период

 

 

Межремонтный период - период работы электрооборудо­вания между двумя очередными плановыми ремонтами, напри­мер соседними текущими, текущим и капитальным или текущим и средним.

Ремонтный цикл — промежуток времени работы электрообо­рудования между двумя очередными капитальными ремонтами или с момента ввода его в эксплуатацию до первого капитального ремонта.

Структура ремонтного цикла представляет собой совокуп­ность текущих и средних ремонтов на протяжении одного ремонт­ного цикла.

Основой для определения продолжительности межремонтного периода и ремонтного цикла служит расчетное (или действительное) время, в течение которого электрооборудование может нор­мально работать в заданных режимах. При этом ориентируются на продолжительность нормальной работы наиболее быстро изнаши­вающихся деталей и узлов электрооборудования.

Ремонты электрооборудования предприятий планируют на один год с разбивкой по кварталам и месяцам. Такое планирова­ние ремонтов называется текущим (планирование ремонтов электрооборудования на более длительный период называется перспективным).

Существует также оперативное планирование ремонта электрооборудования с помощью сетевых графиков, которые мо­гут быть общими или локальными. Общий сетевой график пре­дусматривает ремонт определенного комплекса электрооборудова- пия (отдельной электроустановки, подстанции, цеха), а локаль­ный - ремонт отдельной крупной единицы электрооборудования (мощного электродвигателя, силового трансформатора).

Модель сетевого графика представлена на рис. 1.2 (стрелками обозначены виды работ, а кружками — события). Под видом работ понимается определенный производственный процесс ремонта, требующий затрат времени, материалов, применения различных инструментов или приспособлений. Событие представляет собой промежуточный или конечный результат одного или нескольких видов работ. Таким образом, сетевой график - это схематичное изображение операций и элементов производственного процесса ремонта, а также связей между ними, порядка и технологической последовательности их выполнения.

('оставление сетевых графиков ремонта электрооборудования начинают после установления взаимосвязей между видами работ согласно технологической последовательности их выполнения. На графиках линии со стрелками идут слева направо: номер события, из которого выходит линия, меньше номера события, куда она входит; номера событий не должны повторяться, а все события, кроме завершающего, должны иметь продолжение (в виде линий со стрелками).

Рис. 1.2. Модель сетевого графика ремонта электро­оборудования

 

На рис. 1.2 событие 1 является началом работ А-10, Б-3 и В-11, а события 6, 2, 3 — соответственно результатами этих работ и од­новременно началом работ И-8, Е-9, Д-12, Г-4, М-22. Цифры после букв обозначают продолжительность (в месяцах, неделях, днях) выполнения отдельных видов электроремонтных работ между двумя событиями.

На сетевых графиках ремонта четко выявляются те виды работ, от которых зависит общая продолжительность всего комплекса работ по ремонту. Она определяется последовательностью ремонт­ных работ с наибольшим временем от исходного до завершающего события (на рис. 1.2 наибольший срок ремонта показан жирными линиями). Такая последовательность ремонтных работ является важным элементом сетевого графика, определяет его критиче­ский путь, позволяет анализировать отдельные виды работ на этом пути и намечать дополнительные мероприятия с целью сок­ращения продолжительности выполнения этих работ, а следова­тельно, и общего срока ремонта электрооборудования.

Применительно к ремонту силового трансформатора событие 1 означает разборку трансформатора, а событие 13 - его испытание после ремонта.

Выполнение ремонтов по графикам оказывает большое органи­зующее и дисциплинирующее влияние на персонал ремонтных предприятий, а также позволяет повысить эксплуатационные и экономические показатели электрооборудования.


 

Виды ремонтов электродвигателей, сроки их проведения объемы

МОДУЛЬ 2

План

 

1. Текущий ремонт.

2. Капитальный ремонт.

3. Объемы текущего и капитального ремонта.

 

Виды ремонта электрических машин

 

Эксплуатация электрических машин включает содержание их в исправном состоянии, устранение мелких неисправностей и ре­монт. Основой правильной эксплуатации электрических машин являются эксплуатационные документы.

Они поставляются заводом-изготовителем вместе с машиной.

В число эксплуатационных документов входят: техническое опи­сание; инструкция по эксплуатации; инструкция по техническому обслуживанию; инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машин; формуляр для машины, технические данные кото­рой гарантируются заводом; ведомость запасных частей, инструмен­тов и устройств; ведомость эксплуатационных документов.

В результате практики эксплуатации оборудования на предпри­ятиях разных отраслей промышленности сложилась так называе­мая система планово-предупредительного ремонта, под которой по­нимают плановый комплекс работ по поддержанию электрических машин и другого электрооборудования в рабочем состоянии.

В зависимости от особенностей, степени повреждений и износа электрических машин, а также трудоемкости ремонтных работ различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капи­тальный.

Текущий ремонт, является минимальным по объему видом ре­монта, при котором обеспечивается нормальная эксплуатация ма­шины до следующего планового ремонта. Во время текущего ре­монта устраняются неисправности путем замены или обновления отдельных быстроизнашивающихся деталей, а также выполняют­ся регулировочные работы. Этот ремонт производится эксплуата­ционным персоналом или ремонтными службами на месте уста­новки машин.

Средний ремонт заключается в восстановлении эксплуатаци­онных характеристик электрической машины путем ремонта или замены только изношенных или поврежденных деталей. Кроме того, обязательно проверяют техническое состояние остальных частей и ликвидируют обнаруженные неисправности. Может про­водиться капитальный ремонт отдельных основных узлов. Сред­ний ремонт выполняется подвижными или стационарными ре­монтными службами.

Капитальный ремонт включает полную разборку и дефекта­цию электрической машины, замену или ремонт всех составных частей, проверку их состояния, сборку машины, регулировку и испытание. Выполняется стационарными ремонтными предприя­тиями.

Существуют три формы организации ремонтов: централизован­ная, децентрализованная и смешанная. При централизованной форме ремонт, испытание и наладка электрических машин выпол­няются специализированными ремонтно-наладочными организа­циями. Эта форма является наиболее прогрессивной, а также обес­печивает минимальную стоимость ремонта при более высоком ка­честве.

При децентрализованной форме ремонт, испытание и наладка осуществляются ремонтными службами производственных под­разделений предприятий, при смешанной - часть работ выполня­ется централизованно, часть - децентрализованно, причем сте­пень децентрализации зависит от вида предприятия, типа и мощ­ности электрооборудования.

Усовершенствование централизованного ремонта предусматри­вает создание централизованного обменного фонда электрических машин и расширение их номенклатуры, распространение сферы услуг ремонтных предприятий на производство текущих ремонтов и профилактического обслуживания.

Продолжительность ремонтного цикла (время между двумя капитальными ремонтами) определяется условиями эксплуата­ции, требованиями к показателям надежности, ремонтопригод­ности, правилами технической эксплуатации, инструкциями за­вода - поставщика электрической машины.

Обычно ремонтный цикл исчисляется в календарном времени исходя из 8-часового рабочего дня.

Реальная сменность оборудования и сезонность его работы учи­тываются с помощью соответствующих коэффициентов. При опре­делении продолжительности ремонтного цикла исходят из графи­ка распределения повреждений электрических машин в функции времени эксплуатации. Обычно этот график имеет три области: первая - предремонтная приработка, когда вероятность поврежде­ний повышается за счет возможного применения при ремонте не­качественных узлов, деталей и материалов, невыполнения техно­логии ремонта и т. д., вторая - нормальный этап работы электри­ческой машины с практически неизменным числом повреждений, третья - старение отдельных узлов электрической машины (она характеризуется ростом числа повреждений).

Продолжительность ремонтного цикла не должна превышать продолжительности нормального этапа работы второй области.

При планировании структуры ремонтного цикла (виды и после­довательность чередования плановых ремонтов) исходят из того, что в электрической машине наряду с быстроизнашиваемыми де­талями (щетки, подшипники качения, контактные кольца), об­новление которых производится при незначительном ремонте или путем замены новыми, имеются узлы с большим сроком наработ­ки (обмотки, механические детали, коллекторы), ремонт которых довольно трудоемкий и занимает много времени. Поэтому между капитальными ремонтами электрические машины должны прой­ти несколько текущих ремонтов. Они, как правило, не нарушают ритма производства, в то время как капитальный ремонт при от­сутствии резерва связан с приостановкой производства (техноло­гического процесса). Поэтому межремонтный период для электри­ческих машин необходимо приурочивать к межремонтному пери­оду основного технологического оборудования, если последний оказывается меньшим.

 

Объем работ по техническому обслуживанию и ремонту

 

Перед ремонтом выполняются испытания электрических ма­шин для выявления и ликвидации дефектов.

Типовой объем работ по техническому обслуживанию включает:

ежедневный надзор за выполнением правил эксплуатации в соответствии с инструкцией завода-поставщика (контроль нагруз­ки, температуры отдельных узлов электрической машины, темпе­ратуры охлаждающей среды при замкнутой системе охлаждения, наличия смазочного материала в подшипниках, отсутствие посто­ронних шумов и вибраций контактных колец и др.);

ежедневную проверку исправности заземления;

мелкий ремонт, который выполняется во время перерывов в работе основного технологического оборудования и не требует спе­циальной остановки электрических машин (подтяжка контактов и креплений, замена щеток, регулирование траверс, подрегулиро­вание пуско-регулировочной аппаратуры и системы защиты, чистка доступных частей машины и т. д.);

участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа и на­ладки электрических машин и систем их защиты и управления;

плановые осмотры машин по утвержденному главным энерге­тиком графику с заполнением карты осмотра.

Типовой объем работ при текущем ремонте содержит:

выполнение операций по техническому обслуживанию;

отключение машины от питающей сети и от приводного меха­низма;

очистку внешних поверхностей от загрязнения;

разборку электрической машины в необходимом для ремонта объеме;проверку подшипников, их промывку, замену подшипников качения, если зазоры в них превышают допустимые значения;

очистку и ремонт вентилятора;

ремонт системы принудительной вентиляции;

осмотр, очистку и продувание сжатым воздухом обмоток, кол­лектора и вентиляционных каналов;

проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток, ликвидацию выявленных дефектов, устранение местных повреждений изоляции обмоток, сушку обмоток и покрытие их лобовых частей лаком;

проверку и подтяжку крепежных соединений и контактов с заменой дефектных крепежных деталей, проверку и регулировку щеткодержателей, траверс, короткозамыкающих приспособле­ний, механизмов подъема щеток;

зачистку и шлифовку контактных колец, продороживание коллектора;

проверку состояния выводных концов обмоток и клеммных колодок с необходимым ремонтом;

замену фланцевых прокладок и уплотнений;

сборку машины и проверку защитного заземления;

присоединение машины к сети и проверку ее работы на холос­том ходу и под нагрузкой;

ликвидацию повреждений окраски;

приемо-сдаточные испытания и сдачу машины в эксплуатацию.

Типовой объем работ при капитальном ремонте включает:

операции текущего ремонта;

проверку осевого разбега ротора и радиальных зазоров под­шипников скольжения с последующей перезаливкой вкладышей;

замену подшипников качения;

полную разборку машины с чисткой и промывкой всех меха­нических деталей;

замену дефектных обмоток, очистку и продувку сохраняемых обмоток;

пропитывание лаком и сушку обмоток, покрытие их лобовых частей покровными лаками и эмалями;

ремонт коллектора, контактных колец и щеточных узлов (вплоть до их замены новыми);

ремонт магнитопроводов;

ремонт подшипниковых щитов, корпуса, вала;

ремонт или замену вентилятора;

замену неисправных пазовых клиньев и изоляционных деталей;

маркировку выводных концов;

сборку и окраску машины;

приемо-сдаточные испытания и сдачу машины в эксплуатацию.

Технические условия и организация ремонта

В зависимости от массы и габаритов машины демонтируются и направляются в ремонт или его выполняют непосредственно на месте их установки. В любом случае приемка в ремонт и сдача ма­шин заказчику после ремонта осуществляются в соответствии с техническими условиями (ТУ), в которых регламентируются вза­имные обязательства заказчика и ремонтного предприятия.

Приемку машин в ремонт производят по акту. В нем, кроме паспортных данных машины и предполагаемого объема ремонта, указываются технические требования, которым должна соответ­ствовать машина после ремонта: напряжение, частота вращения, класс нагревостойкости изоляции и т. д. В ремонт принимаются только комплектные электрические машины, которые имеют все основные узлы и детали, включая старые обмотки. Все соедини­тельные и установочные детали должны быть демонтированы за­казчиком. Не принимаются машины разукомплектованные, с раз­битыми корпусами и подшипниковыми щитами, со значительным (более 25%) повреждением активной стали.

При ремонте в машинах сохраняется прежняя конструкция и, как правило, паспортные характеристики.

Ремонт электрических машин проводится в соответствии со следующими требованиями:

о применяемые материалы должны соответствовать стандар­там;

отремонтированные машины обеспечиваются всеми деталя­ми, а обмотка с креплениями и поверхность магнитопровода по­крываются лаком;

внутренние поверхности подшипниковых щитов и корпуса, вентиляторы и внешние поверхности машины окрашиваются;

конец вала покрывается консервирующей смазкой;

обмотка и другие токоведущие части должны быть надежно закреплены, а пазовые клинья не должны иметь слабины;

подшипники скольжения не должны иметь течи масла, а под­шипники качения должны быть заполнены смазкой;

отремонтированная машина должна пройти приемо-сдаточ­ные испытания, после чего ремонтные организации гарантируют ее исправную работу на протяжении одного года при выполнении условий транспортировки, хранения и эксплуатации.

Выводные концы обмоток маркируются в соответствии со стан­дартом, к корпусу крепится новый щиток. На нем указывают: наз­вание предприятия, которое производило ремонт, тип машины, номинальную мощность, напряжение, ток, частоту вращения,

КПД, коэффициент мощности (для машин переменного тока), да­ту выхода из ремонта.

На электроремонтных предприятиях существуют технологи­ческие карты ремонта электродвигателей и генераторов разных мощностей и классов напряжения (до и выше 1000 В). Они оформ­лены в виде таблиц, где приведены номера и содержание всех тех­нологических операций, ТУ, сведения об оборудовании и оснаст­ке, необходимые для ремонта, а также нормы времени на выпол­нение отдельных операций.

 

Структурно-технологическая схема ремонта электрических машин

 

В процессе ремонта электрических машин выполняют семь основ­ных видов работ, которые определяют структуру соответствующих производственных подразделений. Одна из наиболее распространен­ных структурно-технологических схем ремонта приведена в табл. 2.2.

Предремонтные испытания выполняются для обнаружения неисправностей по программе, которая включает: измерение сопротивления изоляции обмоток, испытания электрической проч­ности изоляции, проверки целости подшипников (на холостом хо­ду) и осевого выбега ротора, проверку плотности прилегания ще­ток к коллектору и контактным кольцам, измерение вибрации в режиме холостого хода. Кроме того, определяется размер воздуш­ного зазора, проверяются состояние крепежных деталей, плот­ность посадки подшипниковых щитов и отсутствие повреждений в отдельных частях машины.

 

Таблица 2.2. Работы, выполняемые при ремонте электрических машин

Виды работ Основные технологические операции
Предремонтные испытания Внешний осмотр. Испытания
Разборочно-дефектировочные работы Разборка машины. Извлечение поврежденных обмоток. Мойка от­дельных деталей. Дефектировка деталей
Изоляционно-обмоточные работы Восстановление обмоточного про­вода. Намотка и укрепление обмо­ток. Пропитка и сушка обмоток. Изолирование и пайка схемы. Испы­тания обмоток
Слесарно-механические работы Восстановление и изготовление конструктивных деталей токоведу­щих частей
Комплектование деталей. Сборка машины Перешихтовка сердечников. По- узловая сборка. Сборка машины це­ликом. Проверка правильности сборки
Послеремонтные испытания В соответствии с программой приемо­сдаточных испытаний
Отделочные работы Окраска машины. Консервация ма­шины

 

Предремонтные испытания проводят на испытательной стан­ции или на испытательном участке разборочного отделения.

Разборочно-дефектировочные работы проводят в разборочном отделении: электрические машины разбирают на отдельные узлы и детали и выполняют их дефектацию (определяют степень изно­са, объем ремонта, оформляют необходимую документацию), а за­тем передают узлы и детали в соответствующие ремонтные отделе­ния, а исправные - в комплектовочное отделение.

Изоляционно-обмоточные работы выполняются в обмоточном отделении.

Слесарно-механические работы проводят в слесарно-механи­ческом отделении, где ремонтируют и изготовляют новые детали электрических машин: валы, подшипники скольжения, крышки подшипника и т. д.; коллекторы, контактные кольца, щеточные механизмы, короткозамкнутые обмотки роторов и др.; выполняют перешихтовку сердечников статоров и роторов, а также слесарную и механическую обработку деталей.

Комплектование деталей осуществляется в комплектовочном отделении, а сборка машины - в сборочном отделении.

В комплектовочное отделение поступают исправные узлы и дета­ли из разборочного отделения и отремонтированные узлы и детали из обмоточного и слесарно-механического отделений. Здесь осущест­вляется полная комплектация электрической машины необходи­мыми частями, затем машина передается в сборочное отделение.

Послеремонтные испытания проводят на испытательной станции, а отделочные работы. — на участке окраски и сушки обмоточного отделения.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: