Законодательная власть (Палата общин. Палата Лордов)

Судебная система

Судебная система Великобритании отличается некоторой архаичностью и запутанностью, хотя работает она достаточно эффективно, а также наличием собственных судебных систем: а) в Англии и Уэльсе; 6) в Шотландии; в) в Северной Ирландии; г) на некоторых островных территориях. Для судебной системы Великобритании характерно активное использование рассмотрения дел с участием присяжных заседателей.

Судебная система Англии и Уэльса включает в себя: Верховный суд, состоящий из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны (это высшие суды); суды магистратов и суды графств (это низшие суды). Это суды общей юрисдикции. Кроме того, есть система административных трибуналов нескольких подвидов в зависимости от отрасли управления. Их разновидностью являются и промышленные трибуналы, рассматривающие трудовые споры. Создаются и апелляционные трибуналы: для каждого подвида административных трибуналов - свой. В системе промышленных трибуналов -- Апелляционный трибунал по трудовым спорам. В Англии и Уэльсе действуют также военные и церковные суды, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение дел о правонарушениях военнослужащих и лиц духовного звания. В качестве специализированных действуют суды по делам несовершеннолетних.

Апелляционный суд, являющийся частью Верховного суда, состоит из двух отделений: по гражданским и по уголовным делам. Отделение по гражданским делам рассматривает жалобы на решения Высокого суда, судов графств, апелляционных трибуналов. Отделение по уголовным делам рассматривает жалобы на решения Суда короны.

Высокий суд состоит из трех отделений: 1) канцлерское отделение; 2) отделение королевской скамьи; 3) отделение по семейным делам. Канцлерское отделение в качестве суда первой инстанции рассматривает отдельные гражданские дела (по вопросам банкротства, траста и т. п.), а в качестве апелляционной инстанции - жалобы на некоторые (также, как правило, связанные с отдельными аспектами хозяйственной деятельности) гражданско-правовые решения судов графств. Отделение королевской скамьи в качестве суда первой и апелляционной инстанции рассматривает гражданские дела, связанные с выполнением договоров и причинением вреда, а также некоторые категории уголовных дел. Оно, в свою очередь, состоит из Коммерческого суда для рассмотрения торговых споров и Адмиралтейского суда для рассмотрения исков о возмещении ущерба в связи с морскими перевозками. Отделение по семейным делам в качестве суда первой и апелляционной инстанции рассматривает семейные дела, дела об опеке, усыновлении, установлении отцовства и другие подобные вопросы.

Суд короны рассматривает в основном уголовные дела о тяжких преступлениях, а в качестве апелляционной инстанции - жалобы от лиц, осужденных в судах магистратов.

Суды графств рассматривают незначительные гражданские дела. Суды магистратов обладают уголовной и гражданской юрисдикцией. К их уголовной юрисдикции относится рассмотрение дел о незначительных преступлениях, к гражданской - несложные гражданские дела (прежде всего брачно-семейные, касающиеся взыскания публично-правовых и частноправовых задолженностей). На нижней ступени "судебной лестницы" стоят мировые судьи, которые могут не иметь юридического образования и работают безвозмездно.

Судебная система Шотландии является автономной. Высшими судами являются Высокий суд юстициариев и Сессионный суд. К низшим относятся шерифские и районные суды. Высокий суд юстициариев обладает юрисдикцией по уголовным делам. По первой инстанции Высокий суд юстициариев рассматривает дела о тяжких уголовных преступлениях; в порядке апелляционной юрисдикции - жалобы на приговоры низших судов. Сессионный суд представляет собой высший судебный орган по гражданским делам, состоящий из двух палат: внешней и внутренней. Внешняя палата Сессионного суда рассматривает дела по первой инстанции, внутренняя палата - в порядке апелляции. Шерифские суды рассматривают средние по тяжести уголовные Дела, а также неподсудные Сессионному суду гражданские дела. Районные суды, состоящие из мировых судей либо оплачиваемых магистратов, рассматривают незначительные уголовные дела.

Судебная система Северной Ирландии также автономна, но она почти полностью копирует судебную систему Англии и Уэльса, как и судебная система острова Мэн и ряда других островов, находящихся под юрисдикцией Великобритании.

В Великобритании имеются высшие судебные органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Великобритании. Это Палата лордов и Судебный комитет Тайного совета при монархе. Палата лордов рассматривает жалобы по гражданским и уголовным делам на решения Апелляционного Суда, Высокого суда Англии и Уэльса, Высокого суда Северной Ирландии, Сессионного суда Шотландии (в последнем случае - только по гражданским делам; обжалование решений Высокого суда юсти-циариев не предусмотрено). Условия подачи апелляции регулируются законодательством (в основном апелляция возможна по значимым вопросам права). В настоящее время рассматривается вопрос об учреждении Верховного суда, полностью независимого от Палаты лордов.

Судебный комитет Тайного совета как судебный орган является апелляционной инстанцией относительно церковных судов и высших судов острова Мэн и ряда других находящихся под юрисдикцией Великобритании островов и даже по определенным категориям дел для некоторых независимых островных государств в Карибском море, входящих в Содружество наций. Он также имеет консультативную функцию - высказывает по требованию монарха мнение по вопросам права.

Статус судей. Разветвленная система судов предопределила разнообразие статуса судей. В высшие суды могут быть назначены юристы, имеющие, как правило, весьма существенный опыт работы в качестве адвоката (барристера). Назначение осуществляется монархом по представлению лорда-канцлера. Они назначаются без ограничения срока, но пребывание в должности ограничено предельным возрастом (72 или 75 лет в зависимости от того, судьей какого суда они являются). Лорд-канцлер может освободить их от должности досрочно в случае совершения правонарушений или наступления недееспособности. Для судей Апелляционного суда предусмотрено увольнение посредством парламентского импичмента. Рикордеры (исполняющие обязанности судьи) назначаются временно - на четко определенный срок. Требования к ним не так высоки. При определенном стаже работы рикордер может быть назначен обычным судьей. Судей низших судов назначает лорд-канцлер. Он же может освободить их от должности без объяснения причин. В целом мировые судьи работают до достижения 70 лет, а платные магистраты -- 65 лет. Мировые судьи не обязательно должны быть профессиональными юристами. В назначении судей судов Шотландии и Северной Ирландии участвует государственный секретарь по этой территории. Судьи административных трибуналов назначаются с участием соответствующих (по отрасли управления, в которой действует трибунал) ведомств.

Органы местного самоуправления и управления

Местное самоуправление в административно-территориальных единицах осуществляется в основном по сходной схеме, хотя местное самоуправление в Англии и Уэльсе, Шотландии, Северной Ирландии, а также на других территориях отличается определенной спецификой. Население избирает местный совет (в небольших по численности поселениях его заменяет сход). Члены советов (советники) работают на непостоянной основе. Основная форма работы совета - сессия. Совет избирает из своего состава председателя (в городах он именуется мэром). Исполнительные функции выполняют сформированные советом и состоящие из советников и других лиц комитеты. Нет советов в графствах Северной Ирландии и шести мегаполисах Великобритании, т. е. в крупных городах. Также некоторое время не было органов местного самоуправления Большого Лондона.

Закон об органах власти Большого Лондона 1999 г. учреждает органы управления Большого Лондона: раздельное и непосредственное избрание на четыре года мэра Лондона и Ассамблеи Лондона, включая территорию районов Лондона, Сити, Внутреннего и Среднего дворца. Мэр Лондона отвечает за разработку и внедрение стратегии в области транспорта и окружающей среды, экономического развития и культуры, подготовку бюджета для всех городских органов власти. Мэр также назначает некоторых лиц в четыре функциональных департамента. Ассамблея призвана консультировать, рассматривать и утверждать решения мэра, бюджет города, включая средства функциональных отделов, квалифицированным большинством. Она в то же время проводит расследования по важным для Лондона вопросам. Выборы мэра Лондона проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, если есть менее трех кандидатов. Если же на этот пост претендует три и более кандидатов, используется система дополнительного голоса, т. е. применяется плюральный вотум в сочетании с преференциальным голосованием.

Ассамблея, состоящая из 25 депутатов, избирается по "системе дополнительного члена". 14 депутатов избираются по одномандатным округам, объединяющим два-три района Лондона и установленным этим законом на основании рекомендаций, выработанных Комиссией по местному управлению Англии по итогам применения Акта о референдуме об органах власти Большого Лондона 1998 г. Министр внутренних дел определяет границы и наименования избирательных округов и периодически их пересматривает. Остальные, обозначаемые как "члены Лондона", избираются по единому многомандатному округу, который образует Лондон в целом. В ходе очередных выборов каждые четыре года проводится избрание мэра, 11 членов Лондона, и 14 одномандатников. Впервые они были проведены 4 мая 2000 г. Полномочия по перенесению даты выборов принадлежат министру внутренних дел посредством издания приказа. Последующие выборы должны проводиться в первый четверг мая четвертого календарного года после предыдущих.

В ходе выборов депутатов Ассамблеи используется плюральный вотум, т. е. избиратель обладает двумя голосами: одним - для избрания депутата-одномандатника, второй - для голосования по одному лондонскому многомандатному округу за список политической партии или независимого кандидата. При распределении мест по единому лондонскому округу используется формула д'Ондта для обеспечения наиболее широкого представительства партией: кандидат не может выдвигаться более чем в одном одномандатном округе Лондона. В случае наличия вакансии мандата депутата выборы должны проводиться не позднее 35 дней с момента констатации освободившегося места, не считая воскресений и выходных. Если наличие вакансии места констатируется за полгода до очередных выборов, они проводятся только в том случае, если в Ассамблее более вакантных мест. Если вакансия образуется среди депутатов от Лондона, избранных по партийным спискам, должностное лицо по выборам в Большом Лондону может заполнить ее следующим по списку кандидатом. Аналогичные нормы имеются в отношении должности мэра. Временное исполнение его полномочий возлагается на заместителя (вице-мэра) или спикера (председателя) Ассамблеи.

Однако проводимая в связи с присоединением Великобритании к Европейской хартии о местном самоуправлении реформа местного управления призвана допустить, во-первых, самостоятельное определение системы органов местного управления, во-вторых, создание таких органов там, где раньше таковых не было. Так, на основании референдума в Большом Лондоне была создана система органов местного управления, включающая Городское собрание и избираемого населением Мэра.

Отношения местных органов власти с общегосударственными органами.
Местные органы власти в Великобритании осуществляют свои полномочия в пределах, определенных парламентом или по поручению парламента правительством. В этом суть доктрины inter vires - ключевой для местного самоуправления в Великобритании. Таким образом, каждая территориальная единица имеет свою компетенцию, определяемую законодательно. В Великобритании, в том числе на местах, не создаются государственные органы, предназначенные для надзора за местным самоуправлением. Такой надзор на практике может осуществляться центральными отраслевыми и функциональными ведомствами по их направлениям деятельности. Они могут проводить инспекции деятельности на местах в этой сфере, вправе утверждать некоторые акты местных органов власти, в частности по кадровым вопросам. Кроме того, государственные органы могут организовать аудиторскую проверку финансовой деятельности местных органов. Законность актов органов местного управления, включая соблюдение пределов полномочий, контролируется судами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: