39. Если международными соглашениями Республики Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящих Правилах, применяются правила международного соглашения.
Тема 9: Таможенная сфера – новая область государственного управления в Казахстане
Цель лекции изучить следующие вопросы:
9.1.Таможенная сфера
9.2. Исторический аспект
9.3.Обретение государственного суверенитета как предпосылка формирования таможенной политики и таможенного дела в Республике Казахстан
9.4.Становление и развитие таможенного права Республики Казахстан
Таможенная сфера
Таможенная сфера в Казахстане как новая область государственного управления с декабря 1991 года была представлена таможенной политикой (составной частью внутренней и внешней политики РК), таможенным делом (средством, инструментом) и соответствующими правоотношениями, возникающими в связи с таможенным администрированием. От обозначения таможенной сферы можно перейти к становлению таможенной системы. Таможенная сфера – область монопольной государственной деятельности, включающая реализацию таможенной политики посредством организации таможенного дела и регулирования соответствующих общественных отношений. Рассматривать таможенную сферу важно в комплексе общественных, государственных и личностных интересов, как область, которая должна влиять на принимаемые политические и экономические меры. Для механизма государственного регулирования важно определить место и роль таможенной сферы. Государственное управление как важная функция государственной власти должна получить соответствующее законодательное закрепление. Таможенная политика является элементом таможенной сферы наряду с таможенным делом (эти вопросы подробнее рассмотрим ниже).
|
|
Сфера таможенного дела также обозначает определенную область, но уже государственного регулирования с непосредственным применением инструментов таможенного дела.
Таможенное законодательство основывается на Конституции РК и состоит из Таможенного кодекса и других нормативных правовых актах. Таможенное законодательство имеет хорошие перспективы и резервы, поскольку использует все в большей степени международные нормы и правила. Таможенная система – часть социальной системы, тем самым ее становление несет выраженный социальный аспект. Становление системы важно осуществлять самим государством.
Исторический аспект
В бывшем СССР таможенное регулирование включалось в монополию внешней торговли и осуществлялось центральными союзными органами. Попытка установить систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности путем определения таких составляющих, как декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через таможенную границу, порядок экспорта и импорта товаров (работ, услуг), была предпринята еще до обретения суверенитета (Закон Казахской ССР от 15 декабря 1990 г. «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР»).
|
|
Однако без создания самостоятельных таможенных органов реализовать на практике это не удавалось.
Принципы организации таможенного дела устанавливались на основе единства таможенной территории СССР, компетенцией которого в экономической сфере являлись защита экономических интересов Союза, союзных и автономных республик, предприятий, организаций и граждан СССР за рубежом, установление таможенных пошлин и сборов, что определялось Законом СССР от 10 апреля 1990 г. «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик».
Союзные республики были не вправе без взаимного согласования вводить ограничения на ввоз – вывоз товаров и финансовых ресурсов, препятствовать транзиту грузов через их территорию, перемещению за её пределы имущества и денежных средств, находящихся в собственности граждан и юридических лиц других республик, вводить транзитные платежи. Отсутствие действенных рычагов, включая таможенные, повлияло на беспрепятственный вывоз из Казахстана различных видов сырья и других товаров, а при наличии разрешений и лицензий на их вывоз Казахстан не получал соответствующих валютных отчислений.
Ещё одна попытка определить механизм государственного управления внешнеэкономическими связями в рамках бывшего союзного государства была предпринята в постановлении Президента Казахстана от 6 июня 1991 г. № 328 «О Республиканском валютном комитете Казахской ССР». Вновь образованный государственный орган должен был разрабатывать и координировать валютную и экспортно–импортную политику, определять меры по развитию экспортной базы и изысканию ресурсов для экспорта. Накануне распада СССР в целях обеспечения самостоятельности республики во внешнеэкономической деятельности Президент Казахской ССР принимает Указ от 31 августа 1991 г. «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», в котором устанавливается, что с 1 сентября 1991 г. квотирование и лицензирование экспорта и импорта продукции (работ, услуг), включая бартерные операции, на территории республики являются прерогативой Казахской ССР. В указе даны важные поручения Кабинету Министров до 1 января 1992 г.: создать государственную таможенную службу, согласовать с республиками и государствами механизм распределения поступлений от экспортно-импортных налогов, таможенных сборов и пошлин, внеплановых таможенных доходов, а также транспортную схему, обеспечивающую внешнеэкономические связи; принять меры к исключению двойного
налогообложения при торговле с сопредельными зарубежными государствами или отдельными их регионами. 24 декабря 1991 г. в Казахстане принимается Закон «О таможенном тарифе и пошлине», по которому должен был формироваться и применяться таможенный тариф как система таможенных пошлин. После принятия Закона о таможенном деле указанный закон был признан утратившим силу. Указом Президента от 12 декабря 1991 года в Казахстане впервые создана таможенная служба. Необходим был инструментарий для государственного регулирования возникающих таможенных отношений. Таможенная сфера в Казахстане, представленная таможенной политикой и таможенным делом (включая таможенную службу), становится объектом таможенного права и должна отвечать своему прямому предназначению для успешного разрешения стоящих перед ней задач.
|
|
В качестве приоритетных направлений были определены право на создание финансово-кредитной, денежной систем, организация республиканских налоговой и таможенной систем. Таможенное дело в суверенном Казахстане является новым инструментом во внешнеэкономической деятельности Казахстана. Таможенная сфера как область монопольной государственной деятельности должна совпадать с таможенными интересами всех субъектов и деятельностью государства. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в последние годы показывает тенденцию к большей её либерализации, переходу от административных методов к экономическим. В то же время таможенное администрирование сохраняется, хотя появляется реальная необходимость упрощения многих процедур и упорядочение таможенного тарифа. Другой элемент таможенной сферы – таможенная политика имеет цели: стимулирование развития экономики и защиту экономических интересов РК, обеспечения эффективного таможенного контроля и др.
Таможенная система (структура таможенных органов) получает по мере своего становления ту необходимую законодательную базу, что преобразует ее в самостоятельную отрасль казахстанского таможенного права. Конституция 1995 г. закрепила фундаментальные основы государственности, способствовала дальнейшему формированию единой государственной власти, призванной регулировать и направлять общественное развитие. Конституция 1995 г. впервые вводит новую правовую категорию – действующее право, указывая при этом на источники как его основу. Кроме норм Конституции, ими являются соответствующие ей законы, нормативные правовые акты, международные договорные и иные обязательства республики, постановления Конституционного совета и Верховного суда. Становление и развитие таможенной сферы проходило в несколько этапов. 1-й этап охватил период становления (1991-1994 гг).
Данный этап характеризовался отсутствием закона о таможенном деле и стихийным регулированием отношений. 2-й этап продолжил ее становление (1995-2003 гг.) и характеризовался законодательным обеспечением более высокого порядка. В настоящее время проходит 3-й этап, который можно будет завершить становлением таможенной системы и реализацией интеграционных договоров, соглашений и организационных структур (Таможенный союз, ЕврАзЭС и др.).
|
|
В структуре и содержании казахстанского таможенного законодательства использованы положения Основ таможенных законодательств государств-участников СНГ и международных конвенций. К примеру, Закон «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года позволил наполнить более полным содержанием таможенное законодательство, упорядочить его структуру как отрасль законодательства, расширить предмет и уточнить метод таможенного права, выделить принципы и провести соотношение с другими отраслями казахстанского права с традиционных подходов к праву в целом. В таможенном праве появляется категориальный аппарат с новым содержанием, который пополнился в связи с принятием Таможенного кодекса, введенного в действие с 1 мая 2003 года. Таможенную территорию РК составляют сухопутная территория, территориальные воды (море) и внутренние воды, воздушное пространство между ними, а также находящиеся на континентальном шельфе РК искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых РК обладает исключительной юрисдикцией в сфере таможенного дела. Территория специальной экономической зоны (СЭЗ), созданная на территории РК, является частью таможенной территории РК. Таможенная граница – линия и проходящая по ней вертикальная поверхность (плоскость), определяющая пределы таможенной территории РК. Пределы таможенной территории РК, а также периметры СЭЗ являются таможенной границей РК. Общая протяженность таможенных границ составляет более 14 тыс. километров, из них: с Россией – около 7 тыс., Узбекистаном – 2 тыс., Туркменистаном – 400, Кыргызской Республикой – более 1 тыс., Китаем – 1,7 тыс. километров; морская граница составляет – 1,7 тыс. километров.
Таможенная политика и таможенное дело как элементы таможенной сферы отражают современное состояние деятельности государства в этой области.