Метод регламентированного упражнения

МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ДОЛЖНОГО УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.

 

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы (сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, динамичность), так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесный и сенсорный методы.

Основной целью методов является достижение и поддержание ими должного уровня физической подготовленности, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.

В физическом воспитании применяются две группы методов:

- специфические – характерные только для процесса физического воспитания

- общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

- методы строго регламентированного упражнения;

- игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

- соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

 

 

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

 

Общепедагогические методы включают в себя:

- словесные методы;

- методы наглядного воздействия.

 

 

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание вышеперечисленных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания. Широкое применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки студентов, особенностей личности, наличия материально-технической базы и возможностей её использования.

Метод регламентированного упражнения.

В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две группы: методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств.

Методы строго регламентированного упражнения позволяют:

- осуществлять двигательную деятельность студентов по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.);

- строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния студентов и решаемых задач;

- точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;

- избирательно воспитывать физические качества;

- эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

К методам обучения двигательным действиям относятся:

- целостный метод;

- расчлененный или по частям;

- сопряженного воздействия.

 

Целостный метод применяется на любом этапе обучения. Сущность его в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части.

Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки, ОРУ и т.п.). Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания студентов на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия возможно закрепление ошибок в технике, следовательно, при освоении упражнений сложной структуры его применение нежелательно.

Расчлененный метод применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия на отдельные фазы или элементы с поочередным разучиванием и последующим соединением в единое целое.

Правила применения этого метода:

- обучение начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

- расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были самостоятельными или менее связанными между собой;

- изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой возможности объединять их;

- выделенные элементы изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток этого метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчлененный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия применяется при совершенствовании двигательных действий, для улучшения их качественной основы, то есть результативности.

 

Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

 

 

Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае совершенствуется техника движения и физические способности. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: