Классификация способностей

 

Способности – это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем наиболее значимую из них (рис. 1).

Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловлены врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

§ на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей;

Общие
Теоретические
Способности
Природные (или естественные) способности
Специфические человеческие способности
Специальные
Учебные
Практические
Творческие
Гениальность
Талант
Способности, проявляющиеся в общении
Предметно-деятельностные способности  

 


Рис. 1. Классификация способностей

§ теоретические, обусловливающие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей;

§ учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании предметов материальной и духовной культуры, производством новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчеством в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

§ способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т.е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях и т.д. и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Способности обеспечивают успешность социального бытия человека и всегда входят в структуру различных видов деятельности, определяя ее содержание. Они представляются наиболее важным условием достижения вершин профессионального мастерства. Согласно классификации профессий Е.А. Климова, все способности можно разделить на пять групп:

1) способности, необходимые специалистам сферы «человек – знаковая система». В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем (например, лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.);

2) способности, необходимые специалистам сферы «человек – техника». Сюда включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек имеет дело с техникой, ее использованием или конструированием (например, профессии инженера, оператора, машиниста и т.п.);

3) способности, необходимые специалистам сферы «человек – природа». Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например, биолог, географ, геолог, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук;

4) способности, необходимые специалистам сферы «человек – художественный образ». Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда (например, литература, музыка, театр, изобразительное искусство);

5) способности, необходимые специалистам сферы «человек – человек». Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей (политика, религия, педагогика, психология, медицина, право).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: