Раздел 5. Районирование и регулирование стока

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

I. ЗАДАЧИ комплексного использования и охраны водных ресурсов

 

В начале 20 века удовлетворение запросов отдельных водопользо­вателей носило локальный характер и не выходило за границы неболь­ших речных бассейнов. По мере роста народонаселения и сопутствую­щего ему развития различных отраслей народного хозяйства масштабы использования водных ресурсов непрерывно увеличиваются. Вместо от­дельных водопользователей, обеспечение нужд которых не вызывало особых затруднений, все чаще и чащ приходится иметь дело с многими участниками водохоз.комплексов, требования которых мно­гообразны и противоречивы.

В связи с возрастающими объемами водопотребления все более актуальными становятся вопросы регулирования водных ресурсов. Сов­ременный и последующий периоды развития нашего государева характеризуются непрерывно расширяющими мероприятиями по перераспределению речного стока между отдельными районами. Приходится регулировать большие объемы воды и перераспределять их не только во вре­мени, но и территориально.

Волжская вода в Москву, Север-Донец - в Донбасс, Днепр - в Кри­вой pop, Кубань в Ставрополье.

Одновременно с этим решаются задачи, связанные с очисткой стояных вод и предотвращением дальнейшего загрязнения водоемов и водотоков.

Чрезвычайно важно правильно оценить водные ресурсы, учесть и удовлетворить потребности в воде в пределах каждой республики, краям, области. При этом должны быть обеспечены оптимальные условия для пропорцианального и наиболее эффективного развития различных отраслей народного хозяйства.

Таким образом, прогресс в науке и технике, и сопутствующие ему все усложняющиеся водохозяйственные проблемы предопределили необходимость централизованного управления использования водных ресурсов. Это стало очевидным в первую очередь в районах, испытывающих дефицит в воде, а также в местах сильного загрязнения водных ис­точников.

Решение комплексных водохозяйственных проблем немыслимо без длительных исследований, разработки и сравнения различных вариантов. Рассмотрение их должно базироваться на глубоком анализе технико-экономических данных, а также на прогнозе возможных изменений природных условий.

Однако эти изменения не должны вызывать резкого нарушения равновесия природных факторов, существовавшего до создания того или иного водохозяйственного комплекса. Они должны обеспечивать создание природных условий с учетом интересов развития человечес­кого общества.

Все изложенное свидетельствует о необходимости координации в планировании использования и охраны водных ресурсов. Для этого в начале 60-х годов в нашей стране возникла потребность в разработке всесторонне обоснованного водохоз.плана, который получил наименование генеральной схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР.

 

Основные задачи генеральной схемы заключаются в следующем:

 

1) оценить водные ресурсы как поверхностные, так и подземные применительно к отдельным речным бассейнам и экономическим районам, при этом должны быть выявлены и учтены данные„о влиянии хозяйственной деятельности человека, на режим водных источников;

2) выявить основные требования и воде различных отраслей народного хозяйства для разных периодов их развития; разработать и научно обосновать нормы водопотребления; установить возможность повторного или последовательного использования воды; определить объем безвозвратных потерь, а также наметить пути для их всемирного сокращения;

3)указать запросы отдельных водопользователей между собой и выделить среди них те, которые обеспечивают наиболее эффектив­ное и экономичное использование воды. В соответствии с этим на­метить перспективы развития различных отраслей народного хозяйст­ва;

4)разработать водохозяйственные балансы по отдельным этапам времени, на основе которых в первую очередь выделить районы, испытывающие наибольший дефицит в воде;

5)наметить первоочередные водохозяйственные объекты, обес­печивающие нормальное развитие экономик данного района без осу­ществления сложных мероприятий по перераспределению стока между отдельными речными бассейнами;

6) установить суммы капитальных вложений, необходимые для вы­полнения намеченного плана водохозяйственного строительства по отдельным этапам его осуществления, дать экономическую оценку эффективности всего комплекса запроектированных мероприятий;

7) на основе доставленных водохозяйственных балансов, выработав предложения по наиболее оптимальному размещению промышленных объ­ектов, транспортных узлов и мелиорируемых сельскохозяйственных площадей;

8)определить основные меры по охране водотоков и водоемов от их истощения и загрязнения ^разработать мероприятия, гарантиру­ющие очистку и обезвреживание сточных промышленных и коммуналь­ных вод, а также их канализацию;

9) оценить изменение природных условий в тех районах и об­ластях, где намечается проведение крупных водохозяйственных ме­роприятий;

10) обосновать характер и объем необходимых проектно-изыскательских и научно-исследовательских работ и определить состав их исполнителей.

 

(К пункту 8. - Это сложный и болезненный вопрос. Две крайних точки зрения на землю - 1950 г. - можно топить, она ничего не стоит. 70-е годы - земель водохранилищ.)

 

Генеральная схема является главным документом, обеспечива­ющим правильную водохозяйственную политику, как правило, она составлялась на 30-40 лет вперед с выделением промежуточных рас­четных уровней через 5-10 лет. Так, например, в настоящее время, в соответствии с программой ГКНТ СМ СССР разрабатывается Генеральная схема комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР на 2020 год с выделением расчетных уровней 1985, 1990, 2000, 2010 и 2020 год. Она разрабатывается для крупных бассейнов, а также для больших экономических районов. При необходимости пере распределения водных ресурсов между различными областями и рес­публиками схема охватывает значительно большие территории, называемые регионами.

Решения, принятые схемой, следует рассматривать, как принципиальные, на основе которых ведется составление про­ектов использования водных ресурсов по отдельным речным бассей­нам или части каждого из них.

КИВР должна быть динамична во времени и обладать необходимой гибкостью, с тем чтобы учитывать изменения, происходя­щие в жизни страны.

Составление схем комплексного использования и охраны водных

ресурсов предусмотрено специальными документом - "Основы водного законодательства Союза СССР и союзных республик", утвержденным Верховным Советом СССР 10 декабря 1970 года.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: