1. Формулирование целей и задач ПР-кампании.
2. Проведение исследований:
• определение целевых групп;
• составление усредненного демографического портрета каждой целевой группы (пол, возраст, доходы, привычки, образ жизни т.д.);
• какие СМИ предпочитают целевые группы при потреблении информации;
• ценности целевых групп, их исходные установки.
3. Позиционирование объекта ПР.
4. Определение ПР-бюджета.
5. Принятие решения о выборе разработчиков и исполнителей ПР-кампании.
6. Назначение сроков и ответственных исполнителей ПР-кампании.
7. Разработка идеологического стержня, концепции ПР-кампании (например, открытость, надежность, солидность, патриотизм, консерватизм, проверенность временем, авангардизм, инновационность, массовость, народность, элитарность и пр.):
• разработка слогана (лозунга), персонажей, образов;
• их тестирование среди целевых групп и корректировка.
8. Медиапланирование — выбор каналов коммуникаций.
9. Планирование акций, разработка:
10.информационных поводов;
11.текстов для публикаций;
12.планов интервью;
13.тезисов выступлений;
14.сценариев для теле- и радиороликов;
15.корпоративных мероприятий и т.д.
16.Окончательный выбор печатных изданий, радиостанций, телеканалов и программ на них.
17.Распределение бюджета ПР по каналам коммуникации.
18.Разработка планов-графиков осуществления акций.
19.Организация методов определения эффективности ПР-кампании.
20.Проведение акций.
21.Текущий контроль выполнения ПР-кампании и ее корректировка.
22.Анализ результатов кампании и определение ее эффективности.
3.
После формулирования поставленных целей исследований необходимо принять решение — пользоваться ли своими силами или привлечь внешних специалистов. При выборе последних необходимо:
• узнать, какой опыт в решении задач и проблем, подобных вашим, они имеют;
• убедиться в достаточной профессиональной подготовке сотрудников;
• ознакомиться с перечнем их клиентов;
• запросить рекомендации от клиентов.
При заключении контракта на обслуживание следует четко распределить обязанности — какие пункты плана ПР-кампании выполняет каждая из сторон. Классификация видов исследований
В сфере ПР можно рассматривать формальные и неформальные типы исследований.
Формальные исследованияпредусматривают методы сбора информации на основе научно определенных репрезентативных выборок. Этот тип исследований требует строгого соблюдения определенных процедур исследовательского процесса от постановки задач до отчета о проделанной работе.
Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные.
К самым распространенным методам качественного анализа относятся:
• историографический (биографический метод);
• изучение личных документов (дневников);
• углубленные интервью;
• фокус-группы;
• панельные исследования (опросы постоянных людей по отдельности или в составе группы).
Наиболее популярными методами количественного исследования являются:
• контент-анализ (анализ содержания сообщений);
• опросы общественного мнения.
Неформальные исследования проводятся без соблюдения определенных правил. Поэтому они используются не для предсказаний и прогнозирования, а для описания конкретных ситуаций.
В обработке результатов используются математические методы и компьютерная техника.
Таблица 4Преимущества и недостатки формальных исследований
Методы | Преимущества | Недостатки |
Качественные | ||
Биографический материал, дневники | 1. Позволяют проникнуть в ситуацию. 2. Содержат детали, которые можно использовать в дальнейших исследованиях. 3. Содержат разнообразную информацию. | 1. Трудно сделать обобщающие выводы. 2. Требуют много времени, обработки бессистемных данных. |
Углубленное интервью | 1. Расширяют пласты проблем. 2. Более обширная и глубокая информация | 1. Трудность систематизации и обработки полученной информации. 2. Интервьюер иногда «давит» на респондента и влияет на содержание ответов. 3. Лишняя информация мешает обработке. 4. Многое зависит от правильности составления вопросов и их последовательности. |
Фокус-группа | 1. Более высокая скорость сбора информации и меньшая стоимость. 2.Получение более глубокой информации, возможность докопаться до причин проблем. | 1. Модераторы иногда ведут себя непрофессионально, не привлекая менее коммуникабельных участников. 2. Выборка участников не всегда репрезентативна. 3. На конформную часть аудитории может давить вслух выражаемое групповое мнение. |
Панельные исследования(мониторинг пост. Групп) | 1. См. фокус-группы. 2. Участники могут быть подобраны таким образом, что сделают выборку репрезентативной. | 1. См. фокус-группы. 2. Одни и те же приглашаемые узнают правила игры и становятся менее искренними. |
Количественные | ||
Контент-анализ | 1. Показывает, что происходит, как часто, где и при каких обстоятельствах. 2. Полезен для выяснения тенденций и отслеживания изменений. | 1. Дорогостоящий и отнимает много времени. 2. Не может дать информацию о воздействии сообщений на общественность. |
Социологические исследования | 1. Гибкие. 2. Отличаются разнообразием инструментария - почтовые, телефонные, личные и т.д. 3. Вызывают чувство удовольствия от высказывания мнения. | 1. Респонденты могут не говорить правду по забывчивости или из желания выглядеть лучше. 2. Ограниченность анкеты или условий опроса суживает охват проблемы. |
Таблица. Преимущества и недостатки методов неформальных исследований
Методы | Преимущества | Недостатки |
Незаметные/ ненавязчивые (наблюдения, опыты) | 1. Отсутствует вмешательство, которое беспокоит общественность. 2. Могут быть менее дорогими и более удобными. 3.Могут производиться экспромтом, без специальной подготовки событий, в повседневной текущей ситуации. | 1. Ошибки личного восприятия исследователя (предубеждения, ошибки первого впечатления, неоднозначность трактовки слов и жестов). 2. Субъективность оценок ввиду отсутствия статистики неповторяемых, случайных событий. |
Анализ паблисити | 1. Выявляет эффективность приложенных усилий. 2. Подсказывает другие возможности. | 1. См. «ненавязчивые» методы. 2. Неполная документация. |
4.
Социологические исследования позволяют установить:
• ценностные ориентации населения;
• всевозможные рейтинги организаций, людей, СМИ и т.д.;
• мнение общественности о кандидате на выборную должность;
• мнение о предстоящей политической или общественной акции.
Различают два типа социологических исследований:
1. Описательные (дискретные) исследования. Они напоминают рейтинговые, фиксирующие реальность в конкретный момент.
2. Проблемные исследования. Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.