Национальная система нормативного регулирования

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом, складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Головным методологическим центром по регулированию бухгалтерского учета является Министерство финансов Российской Федерации.

Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:

· законы и иные акты законодательства РФ;

· положения по бухгалтерскому учету;

· методические указания по ведению бухгалтерского учета;

· рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.

Документы первого уровня закрепляют обязательность единообразного ведения учета всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения учета. К этому уровню нормативного регулирования относятся следующие законодательные акты: федеральные законы, утвержденные ими кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете».

Документы второго уровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов, раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены.

ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством. Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами. Структура каждого стандарта включает:

- введение (общие положения);

- определения;

- содержание;

- необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;

- дату вступления в действие.

В первой части ПБУ — введении указывается, что данное ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере применения этого Положения. Определяются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организации учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ. Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его цели и задачи.

Во второй части Положения даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.

Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.

Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию, учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению

К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

Учетная политика предприятия - совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявленная предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей деятельности предприятия. Статья 8 закона «О бухучете».

Основные моменты учетной политики предприятия:

1. Методика бухгалтерского учета. Включает в себя направления

· критерии отнесения к основным фондам и производственным запасам

· порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов

· порядок финансирования ремонта основных средств

· метод оценки производственных запасов

· формирование учетных групп материальных ценностей

· способ отражения на счетах операций заготовки и приобретения материальных ценностей

· способ учета выпуска продукции

· способ погашения расходов будущих периодов

· метод определения выручки

· порядок создания резервов по сомнительным долгам

· порядок создания и использования фондов

· и т.д.

2. Техника ведения бухгалтерского учета. Включает в себя:

· план счетов

· форма организации учета

· технология обработки учетной информации

· организация внутрипроизводственного контроля

· организация составления отчетности

· инвентаризация имущества и обязательств

3. Организация бухгалтерской службы. Включает в себя:

· права и обязанности главного бухгалтера

· место бухгалтерии в системе управления

· порядок взаимосвязи с другими службами

· состав и соподчиненность бухгалтерской службы

· и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: