Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Дифференциация, может происходить по следующим признаками:
-умственными
-трудовыми
-экономическими
-теистической
-эстетическими
-коммуникативными
-спортивными
Существуют и другие классификации микрогрупп: семейные микрогруппы, разделение на микрогруппы в связи с проведением свободного времени, в зависимости от отношения к политической жизни, политической культуры
Билет №18
1 Вопрос. Обучение и его основные характеристики
Обуче́ние -целенаправленный педагогический процесс организации и стимулированияактивной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебнойдеятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должногоуровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.
|
|
Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продуктученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебномматериале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.
Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебногоматериала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлятьдолжный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.
2 Вопрос. Принцип воспитания в группе и через коллектив.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив является одним из классических принципов советской педагогики и предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
Как принцип значит следующее. Во-первых, необходимо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы и ценности, цели со своими личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определенная моральная ценность и цель.
|
|
Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, является мощным воспитывающим средством. В-третьих, педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.
Билет №19
1. Закономерности процесса обучения
Закономерности обучения — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
К внешним закономерностям относятся:
- социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
- воспитывающий и развивающий характер последнего;
- обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
- зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
- зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
- отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
- подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;
- задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от учения – к навыку.