В настоящее время в этой науке существуют два основных направления Условно их можно назвать радикалистским и либеральным
Радикалистское направление представлено в основном работами ученых-марксистов. Они рассматривают конституционное право с позиции классовой борьбы и нередко'— с позиций диктатуры определенного класса или блока классов.
Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства.
Представители данного направления считают, что конституция, как конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать i своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, прав; человека, социальную солидарность, социальную справедливость и др.) Они выступают за правовое, демократическое и социальное государство разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиск! компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве.
Можно назвать три основные школы, существующие сегодня в зарубежной науке конституционного права: юридическую, политологическую и теологическую.
Юридическая школа (до 20-х годов XX в). Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государства, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятельность как систему правоотношений.
Политологическая школа (в середине XX в). Ее сторонники призывают изучать не столько нормы конституционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических институтов.
Особое место занимает теологическая школа. Она представлена главным образом исследованиями мусульманских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института), к институту правового статуса личности (неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом).
Отрасль и наука конституционного права в США и Великобритании - общее и особенное.