Игра – осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображ. ситуацию, лишенную утилитарного эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.
Игра – совокупность положений и правил, а также игровых аксессуаров (реквизита и т.д.), которые необходимы для организации игровой деятельности.
Игровая деятельность – эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия, необходимые для выполнения игрового задания.
Игра включает в себя: - цель игры; - условия игры; - правила игры; - реквизит игры.
Игровая деятельность отличается от других, рядом признаков, которые надо учитывать.
Признаки:
1. Игровая деятельность свободна и добровольна, т.е. человек в праве произвольно начать ее и закончить (для игр досугового порядка).
2. Игра не продуктивна, она ничего не производит (старик Хотабыч: в игре в футбол, каждый гоняет свой мяч)
3. Игра регламентируется правилами, диктатура правил. Порядок регламентирует порядок действий и морально- нравственные нормы поведения. М.Б. не четко расписанные правила (дочки-матери).
|
|
4. Игровая деятельность проходит с напряжением игрока – основа удовольствия, которое испытывает играющий.
Напряжение- это усилия эмоционального, интеллектуального и физического характера, потраченные на достижения игровой цели.
4.1. Напряжение д.б. адекватно игроку (не выше, не ниже), игровые задания д.б. не слишком трудные и не слишком легкие.
4.2. Напряж.созд.или содерж.программы или способом предъявления решения данного задания.
4.3. Напр. напрямую связано со статусом игрока и особенно со статусом победителя. Чем выше напр., тем выше статус победителя. Напряжение зависит от мотивов участия игрока в игровой деят-ти. За победу в обычном конкурсе можно вручить открытку, похвалу, за более сложное – д. б. большее. статус д. б. продуман, т. к. он играет огромную роль в дальнейшем.
Ведущим стимулом включения в игровую деятельность является стремление человека к самоутверждению и к самореализации.
Ведущие мотивы участия в игре:
- самореализация (самоутверждение перед собств.Я и публикой)
- подражание (особо у детей);
- матер. выгода (азарт. игры и т.д.).
Психолого-педагогич. потенциал игры:
1. Игра выступает как средство обучения и передачи навыков к.-л. деят-ти.
2. Игра – средство социализации личности (знакомит с ценностями и облегчает их принятие). Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
|
|
3. Рекреационный момент.
4. Игра как средство профориентации.
5. Игра как средство целенаправленного коммуникатив. воздействия
Существует ряд видов игровой деятельности:
а) по направленности на личность (формирующие, развивающие, дидактические);
б) по способу реализации: ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.; режиссерские (компьютерные стратегии); комплексные.
в) по количеству участников (массовые, парные, одиночные, командные).