Характеристика интервью как метода и жанра. Особенности создания журналистского текста в жанре интервью. Профессиональное общение журналиста при подготовке интервью

Интервью - жанр журналистики, при котором представляют общественный интерес ответы конкретного лица на вопросы журналистики. Суть – целенаправленное, плановое получение информации, необходимой для реализации определенной темы.

Следует различать метод и жанр интервью. Первый используется как способ получения информации. Используется в социологии и психологии. Интервью как жанр является результатом закрепленности художественного текста в ответах на вопросы. Жанровое И. всегда больше по объему, полнее, целостнее того, что направлено только на сбор информации. Аудитория может следить за тем, как выплывают интересные факты.

Задача интервью – сообщить новость, повлиять на общественное мнение. Особенность интервью состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого по каким-либо причинам важно для читателя. Нередко журналисты акцентируют свое внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, на его интонациях, жестах, мимике.

Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог

Профессиональное общение журналиста при подготовке интервью.

1. Цели интервью. Для того, чтобы определится с целями журналист определяется с вопросами:

-зачем вы хотите взять интервью? Результат? почему для решения этих задач выбрали именно этого человека? интересен ли человек лично вам? интересен ли человек широкой аудитории?

2.Предварительное исследование. В зависимости от поставленных целей, сбор предварительного материала для интервью может проводиться с помощью различных методов: -документальные - Специальные источники, научная литература, периодика и др. -устные - Эксперты, очевидцы событий.

3. Назначение встречи. Договорится по телефону, лучше избегать слово интервью. Причины отказа: недоверие к журналисту, сомнения в репутации издания, недоверие к изданию, страх публичного выступления, недостаток времени у собеседника, недостаток знаний

Договариваясь о встрече убедите собеседника, что интервью – это возможность получить известность и признание, возможность повлиять на сознание людей, просветить аудиторию по какому-либо вопросу, высказать свою очку зрения по какому-либо вопросу, помочь людям избежать ошибок, возможность появится на экране, в газете

Договариваясь об интервью, попросите разрешение на: диктофон, фотосъемку.

4. Выбор места и времени интервью. Готовясь к интервью, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна., удобна интервьюируемому. Застенчивого собеседника может успокаивать присутствие при разговоре кого-то из близких. Необходимо зарание обговорить временные рамки И.

5. Список вопросов. Вопросы составляют после того, как определились с целью интервью, изучены материалы, назначены время и место встречи. Нужно оставить время для дополнительных вопросов. Вопросы бывают:Открытые и закрытые вопросы, Прямые и косвенные, личные и безличные, Наводящие или подсказывающие вопросы, Основные, зондирующие, дополнительные.

6. встреча собеседника. Следует начинать интервью коротким разговором. Для того чтобы контакт 2-х людей состоялся, нужно создать дружелюбную атмосферу. Предмет разговора не должен касаться доходов, политических взглядов и т. Д.

Стратегия и тактика. Информационные цели журналиста не всегда совпадают с информационными целями собеседника. В результате этого могут появится признаки вольного и невольного сокрытия сведений. Самый главный вопрос лучше оставить на последок. Неприятные вопросы не задаются в начале разговора. Стратегические принципы интервью – пробуждают активность собеседника и поддержание ее точной реакции журналиста на ответ.

Завершение интервью: заканчивать вовремя, просмотреть записи, еще что-то добавить, прощаясь, обсудите возможность созвонится или зайти еще, интервью необходимо завершать положительно.

 

34. Современное состояние и проблемы аналитической журналистики: понятие, жанровое своеобразие, особенности.

Аналитическая ж-ка находится на грани журналистики и публицистики, чья концепция заключается в создании и рассмотрении логических связей между событиями, происходящими в обществе, их важности и результативности. В А.Ж. мы занимаемся не просто сообщением фактов, а главное – их исследованием, истолкованием и прогнозированием.

«Эксперт», «Русский предприниматель», «Экономические стратегии», «Однако» Михаила Леонтьева, «Итоги» Киселева, информационный сайт политических комментариев "Политком.ру", Виталий Третьяков и «Независимая газета», Алексей Пушков, Максим Соколов, Татьяна Гурова из "Эксперта», журнал "Economist", материалы в «Известиях» и «Новой газете».

Материалы аналитической журналистики строятся на концепции здравой аргументации, основанной на общечеловеческих принципах, признанных обществом. Соответственно, что журналист или автор, работающий в этом ключе, должен иметь глубокие знания, обладать определенным жизненным опытом, хорошо ориентироваться ситуациях, складывающихся в зависимости от различных обстоятельств. Ему необходимо разглядеть первопричину события, отмести второстепенные обстоятельства, изложить свою аргументацию доступным и понятным языком, объяснить роль одного или нескольких фактов на систему в целом, представить важнейшие точки зрения на данную ситуацию и по возможности максимально спрогнозировать дальнейшее ее развитие. В отличие от других видов журналистского творчества, аналитика может обладать реальным влиянием на людей путем формирования определенного мнения по обсуждаемому вопросу. А мастерство журналиста заключает в том, чтобы отстоять свою позицию рассудительно, а не догматически.

Чаще всего аналитика присутствует в деловой прессе. В промежуточных СМИ анализу подвергаются проблемы, как правило, имеющие локальный характер, но рассматриваемые по все правилам аналитических жанров. А вот в бульварной прессе аналитика не очень желанный гость, она как бы утяжеляет ее, но вместе совсем ее отбросить тоже не получается.

Аналитическая журналистика составляет основное содержание качественной прессы.

- тщательное сопоставление фактов;

- комментирование новости;

- попытка дать прогноз на будущее.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Такие материалы имеют большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической - мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью. Исследуя мир, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. А для этого он показывает все события с точки зрения той роли, которую эти события могут сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления удовлетворяют разнообразные потребности человека.

Тематически можно выделить: политический, исторический, экономический, социологический, психологический, экологический, юридический, военный, спортивный, нравственный, искусствоведческий, художественный аналитические материалы. Но независимо от того, какой конкретно теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует:

- либо отдельные актуальные события (например, военный конфликт в Косово),

- либо процессы, протекающие в обществе (демократизация),

- либо ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса доллара).

Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов.

Аналитическая журналистика - это высший стиль журналистики.

По Тертычному: Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: