Теории обучения и воспитания
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для заочной формы обучения)
!!! В зимнюю сессию (1 семестр) готовить семинары
№№ 1-6, к летней сессии (2 семестр) готовить семинары №№ 7-9, задания по самостоятельной работе (перечень в таблице) и контрольную работу (темы и требования в отдельном файле)
№ темы | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Всего часов | Аудиторная работа | Само-стоят. работа | ||||
Лек-ции | Семи-нары | Лабор. занятия | ||||
Раздел 1. Теория обучения (дидактика) | - | |||||
Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Теоретические основы обучения | ||||||
Закономерности, принципы и правила обучения | ||||||
Целеполагание процесса обучения | ||||||
Мотивация учения | ||||||
Содержание образования как педагогическая проблема | ||||||
Основные документы, определяющие содержание образования учащихся | ||||||
Авторские школы | ||||||
Способы организации учебного процесса | ||||||
Современные образовательные технологии | ||||||
Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций | ||||||
Диагностика процесса и результатов обучения | ||||||
Раздел 2. Теория воспитания | - | |||||
Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. | ||||||
Проблема целеполагания в воспитательной деятельности | ||||||
Содержание воспитательной деятельности | ||||||
Способы организации воспитательного процесса | ||||||
Современные воспитательные системы | ||||||
Современные технологии воспитания | ||||||
Функции и основные направления деятельности классного руководителя | ||||||
Оценка результативности воспитательной деятельности | ||||||
Итого | - |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
|
|
Раздел 1. Теоретические основы дидактики как раздела педагогики | ||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-4:З.2: понятие, структуру содержания образования, факторы и принципы отбора содержания образования; З.3: сущность основных теорий и концепций обучения З.4: особенности различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов ОПК-4:У.1: конкретизировать теоретические положения и соотносить теорию с практикой; ОПК-5:З.2: основные структурные компоненты процесса обучения У.1: формулировать цели и задачи учебной деятельности В.3: методами изучения и формирования познавательной мотивации учащихся | ||
Содержание раздела | ||
План лекций | План семинарских занятий | |
Лекция 1: Обучение в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы обучения (2 ч.) План: 1.Дидактика как наука. 2.Обучение в структуре целостного педагогического процесса, его особенности, функции, структура. 3.Движущие силы процесса обучения. 4.Виды обучения. 5.Основные концепции обучения в дидактике. Обучение и развитие в традиционной и гуманистической педагогике. Лекция №2: Закономерности, принципы и правила обучения (2 ч.) План: 1.Понятие закона и закономерности обучения. Характеристика основных законов 2.Классификация и характеристика закономерностей обучения. 3.Понятия принципа обучения. Классификация принципов обучения. 4.Принципы обучения и правила их реализации | Семинар 1: Целеполагание процесса обучения (2 ч.) План: 1.Сущность понятий «цель», «целеполагание», «целеполагание в педагогике». 2.Источники, функции, этапы целеполагания в дидактике. 3.Классификация целей обучения. 4.Требования к постановке целей обучения. Технология целеполагания в дидактике (А.В. Хуторской). 5.Обучение учащихся целеполаганию. Практическое задание: составить перечень целей (не менее 10), которые Вы планируете достичь: 1) в течение года в разных сферах деятельности (учебной, профессиональной, личностного развития и т.д.); 2) в ходе изучения дисциплины «Теория обучения». | |
Лекция 3: Содержание образования как педагогическая проблема (2 ч.) План: 1.Компоненты содержания образования. 2.Факторы, принципы и критерии отбора содержания общего образования. 3.Государственный образовательный стандарт. 4.Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. 5.Современные дидактические концепции и содержание образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, функциональный материализм и др.). | Семинар 2: Основные документы, определяющие содержание образования учащихся (2 ч.) План: 1.Учебный план: понятие, принципы составления, структура. 2.Базисные, типовые, рабочие учебные планы. 3.Учебная программа: понятие, виды, функции. 4.Структура учебной программы. 5.Учебная литература: виды, основные требования. Практическое задание: составить и обосновать проект учебного плана для начальной (общей, основной) школы с учетом требований ФГОС.(работа в группах) Семинар 3: Способы организации учебного процесса (2 ч.) План: 1.Методы обучения: понятие, подходы к классификации. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского. 2.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, их характеристика, достоинства и недостатки. 3.Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, их характеристика, достоинства и недостатки. 4.Методы контроля и самоконтроля в обучении, их достоинства и недостатки. 5.Критерии выбора методов обучения.Решение проблемных ситуаций. Практическое задание: сравните методы обучения в традиционных и развивающих системах обучения. Семинар 4: Способы организации учебного процесса (2 ч.) План: 1.Понятие «форма организации обучения». Развитие ФОО в истории образования. 2.Функции ФОО. 3.Краткая характеристика урока, экскурсии, лекции, семинара, домашней работы и других ФОО. 4.Понятие «средство обучения». Функции средств обучения. 5.Характеристика и особенности использования наглядных и технических средств обучения. Практическое задание:проанализируйте одно из учебных занятий в вузе (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум и т.д.) с точки зрения соответствия требованиям к данной ФОО. Предложите способы усовершенствования данного занятия. Семинар 5: Современные образовательные технологии (2 ч). План: 1.Сущность понятий «технология», «педагогическая технология», «технология обучения». 2.Классификация педагогических технологий. 3.Характеристика современных образовательных технологий: -технология активного обучения (ТАО), условия организации, методы (деловая игра, драматизация, театрализация, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, игровое проектирование и др.) -технология полного усвоения знаний -технология разноуровневого обучения -технология коллективного способа обучения -технология модульного обучения -технология проектной деятельности -технология исследовательского обучения -имитационная (моделирующая) технология обучения -здоровьесберегающие технологии обучения (План изучения образовательной технологии: 1.Авторы. 2.Время появления. 3.Цели и задачи. 4.Принципы реализации. 5.Методы обучения.) Практическое задание: подготовить сообщение с видео презентацией по теме семинара. Семинар 6: Организация образовательного процесса на основе учебных ситуаций (2 ч.) План: 1.Учебные ситуации: понятие, типология и виды. 2.Этапы моделирования учебных ситуаций. 3.Моделирование коммуникативных, познавательных, регулятивных и других развивающих учебных ситуаций. 4.Проектирование развивающих учебных ситуаций(работа в группах). Практическое задание:подобрать развивающие учебные ситуации для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста. | |
Паспорт оценочных средств по разделу | ||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства (баллы) | |
ОПК-4:З.2: понятие, структуру содержания образования, факторы и принципы отбора содержания образования; З.3: сущность основных теорий и концепций обучения З.4: особенности различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | Тест (10), доклад на семинаре (5) с видео презентацией (5) | |
ОПК-4:У.2: проводить сравнительный анализ различных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; У.3: проводить сравнительный анализ различных концепций и теорий обучения | Заполнение таблицы по теме (3) Доклад на семинаре (5) | |
ОПК-4:В.1: категориальным аппаратом дидактики; В.2: навыком анализа нормативных документов, регламентирующих содержание образования | Тест (10) Выполнение и защита проекта (10) | |
Раздел 2. Теория воспитания | ||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-5:З.1: сущность, классификацию, особенности методов, форм, средств воспитания З.3: критерии эффективности процесса воспитания З.4: современные воспитательные технологии ОПК-5:У.2: планировать и проектировать воспитательную деятельность В.1: навыком выбора эффективных методов воспитания; В.2: методами педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания воспитательного процесса. ПКПП-7:З.1: основные характеристики и методику проектирования воспитывающих ситуаций ситуаций З.2: требования к воспитывающим ситуациям для детей разных возрастных групп У.1: выстраивать воспитывающие ситуации в соответствии с задачами развития личности ребенка В.1: навыком анализа развивающих учебных ситуаций В2: методикой разработки воспитывающих ситуаций | ||
Содержание раздела | ||
План лекций | План семинарских занятий | |
Лекция 4: Воспитание в структуре целостного педагогического процесса Теоретические основы воспитания. (2 ч.) План: 1.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. 2.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности. 3.Закономерности и принципы воспитания. 4. Движущие силы воспитания. Лекция 5: Проблема целеполагания в воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. 2.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания. 3.Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания. 4.Цели воспитания в истории человеческого общества. 5.Современные подходы к постановке целей и задач воспитания. | Семинар 7: Содержание воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Понятие и функции содержания воспитания. 2.Источники и структурные компоненты содержания воспитания. 3.Уровни представления содержания воспитания. 4.Содержание воспитательной деятельности педагога. Семинар 8: Способы организации воспитательного процесса (2 ч.) План: 1.Понятия методов, приемов, средств воспитания. 2.Классификации методов воспитания. 3.Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности. 4.Современные формы воспитания, их классификация. Семинар 9: Современные технологии воспитания (2 ч.) План: 1.Понятие «технология воспитания» в современной педагогической науке. 2.Характеристика современных технологий воспитания: -технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). -технология педагогического общения -технология педагогического разрешения конфликта -технология предъявления педагогического требования -технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, Н. П. Капустин). -технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова) | |
Паспорт оценочных средств по разделу | ||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства (баллы) | |
ОПК-5:З.1: сущность, классификацию, особенности методов, форм, средств воспитания З.3: критерии эффективности процесса воспитания З.4: современные воспитательные технологии | Контрольная работа (10) Сообщение с видео презентацией (10) | |
ОПК-5:У.2: планировать и проектировать воспитательную деятельность педагога В.1: навыком выбора эффективных методов воспитания; В.2: методами педагогической диагностики, проектирования, реализации, оценивания воспитательного процесса. | Кейс-задачи (3) Эссе (7) | |
ПКПП-7:З.1: основные характеристики и методику проектирования воспитывающих ситуаций З.2: требования к воспитывающим ситуациям для детей разных возрастных групп У.1: выстраивать воспитывающие ситуации в соответствии с задачами развития личности ребенка В.1: навыком анализа воспитывающих ситуаций В2: методикой разработки воспитывающих ситуаций | Доклад на семинаре (5) Практическая работа (5) Кейс-задачи (3) | |
|
|
|
|
|
|