Распознавание, оценка и диагностика возможных случаев насилия в отношении детей предполагают использование определенных методов, комплексное применение которых позволяет сделать заключение о факте насилия с большой долей вероятности. Специалист, проводящий первичное обследование ребенка (психолог, психоневролог, психотерапевт, социальный педагог), должен владеть принципами и приемами психодиагностики и хорошо ориентироваться в симптомах посттравматического стрессового расстройства.
Основными методами диагностики в данном случае являются:
1. наблюдение за соматическим состоянием ребенка;
2. наблюдение за поведением;
3. наблюдение за игрой;
4. анализ сновидений;
5. анализ продуктов творчества;
6. рассказ самого ребенка;
7. анализ специальных психодиагностических материалов (тестов, опросники и пр.).
Проведение диагностических мероприятий направлено на решение двух задач:
1. выявление случая(ев) насилия в отношении ребенка;
2. диагностика последствий насилия для развития ребенка, то есть выявление нарушений в познавательном и эмоционально-личностном развитии.
|
|
При выявлении случаев насилия в отношении детей дошкольного и младшего школьного возрастов наиболее эффективным считается использование проективных методик. Они наиболее эффективны в плане установления контакта с маленькими детьми, которые обычно с интересом берутся за их выполнение. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность и неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия ребенка со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого ребенок проецирует на него особенности своего внутреннего мира, потребности, конфликты, тревогу, субъективные переживания и пр. Еще одна особенность проективных методик - относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных вариантов ответов. В связи с этим ребенку могут быть предложены для выполнения некоторые из упоминаемых ниже проективных методик:
«Свободный рисунок», тест М. Люшера, ЦТО (Цветовой тест отношений), «Неоконченные предложения», «Автопортрет», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», «Кинестетический рисунок семьи», «Нарисуй человека».