Первый полноценный федеральный закон «О внешней разведке» был принят в июле 1992 года.
В настоящее время деятельность СВР строится на базе федерального закона «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 года (с изменениями, внесенными федеральными законами № 135 от 07.11.2000, № 86 от 30.06.2003, № 122 от 22.08.2004 и № 20 от 14.02.2007[13][14].
В меньшей степени существование и деятельность СВР, её структур и персонала строится на базе:
- Федерального закона «Об обороне» № 61 от 31.05.1996 года[15]
- Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.1998 года (с изменениями, внесенными федеральными законами от 31.12.1999, 19.06.2000, 07.08.2000 et 21.12.2000)[16]
- Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.06.1993 года (с изменениями, внесенными федеральным законом № 133 от 06.10.1997)
- Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 от 12.08.1995 года
Место СВР в системе государственных органов России
Служба внешней разведки Российской Федерации является Федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого осуществляет не Председатель Правительства Российской Федерации, а непосредственно Президент Российской Федерации[17]
Данный статус СВР был установлен еще Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина.[12]
Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством.
Директор СВР несет персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР и докладываемой Президенту.
Цели и задачи СВР
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
- обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
- обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
- содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Для этого федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляются полномочия, включая конфиденциальное сотрудничество с лицами, давшими на это согласие.
В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Порядок использования этих методов и средств определяется законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК), в состав которого вошел Директор СВР России.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет Президент Российской Федерации.