ЖУРНАЛИСТСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ТИП ТЕКСТА
Литература
1. Н.И. Клушина. Стилистика публицистического текста. М., 2008.
2. О.В.Трофимова, Н.В. Кузнецова. Публицистический текст. М., 2010.
3. Е.С. Щелкунова. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. Воронеж, 2004.
Лекция 3. ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
План
1. Основные признаки текста
2. Специфика журналистского текста
3. Понятие темы журналистского текста
4. Понятие идеи журналистского текста
Основные признаки текста
Текст в переводе с латыни означает «ткань, сплетение, соединение».
Текст является одним из ключевых понятий в гуманитарных науках. Существует более 300 определений текста, который изучается в 17 науках. Во второй половине ХХ в. сформировались такие направления, как лингвистика текста, грамматика текста, стилистика текста, теория текста, формируется теория медиатекста.
В лингвистике текстом называют осмысленную последовательность вербальных (словесных) знаков, основными свойствами которого являются связность и цельность.
|
|
В классическом определении И.Р. Гальперина текст – это произведение, обладающее завершенностью, существующее в виде письменного документа, состоящее из заголовка и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку.
Однако эти признаки оказываются недостаточными при объяснении текстов массовой коммуникации (медиатекстов). Оспариваются такие критерии, как
ü форма существования текста (письменный / устный),
ü вербальный характер текста (тексты СМИ представляют собой последовательность не только вербальных, но и невербальных знаков),
ü обязательное наличие заголовка (например, в информационных подборках в газете),
ü законченность отдельных произведений (например, открытый финал или «информационный текст» в массовой коммуникации как звено передачи информации),
ü авторство и др.
Однако следует говорить не столько о недостатках лингвистической теории, сколько о том, что появились новые типы текстов – гипертексты, мультимедиатексты, которые требуют новых объяснений.
При объяснении текста журналистика берет на вооружение семиотику – науку о знаковых системах (под знаком понимается материальный заместитель другого объекта. Ср.: звонок телефона, флаг над зданием, билет на поезд, сигнальные огни).
С точки зрения семиотики текст – осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации. С этих позиций текстом признается не только словесное произведение, но музыкальное, графическое, обряд, танец, ритуал и т.п. И этот подход ближе к объяснению текстов массовой коммуникации.
|
|
Семиотика состоит из трех частей: семантики, прагматики и синтактики. Семантика отражает отношение знаков к действительности; прагматика – отношение знаков к человеку, синтактика – отношение знаков друг к другу.
В семантических отношениях отражается действительность, создается смысловая основа текста. Эти отношения фокусируются в понятии тема (круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях).
Прагматические отношения проявляют коммуникативные намерения автора, определяют нужность, полезность текста для адресата. Фокус этих отношений – идея (главная мысль произведения).
Синтаксические отношения отражаются в структуре и организации произведения. Здесь важно как воплощается идейно-тематический замысел произведения.
Журналист при создании текста решает задачи что? зачем? и каким образом? творить. Иными словами, это тема, идея и структурно-композиционное решение. По этим параметрам составляются и анализируются все тексты социальной информации, производимые разными видами деятельности.
Основные признаки текста – целостность, связность,информативность, литературная обработанность, закрепленность на каком-либо материальном носителе информации.
Целостность –содержательное единство текста, его смысловая законченность.
Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, так как в тексте выделяются основные и второстепенные темы и подтемы. Сложность смысловой структуры зависит от темы, жанра, объема текста, при этом общий смысл текста всегда больше суммы его частей.
Целостность зависит также от информации, связанной с ситуацией общения. Правильность восприятия текста обеспечивается пресуппозицией – общим фондом знаний говорящего и слушающего. Пресуппозиция – это компонент текста, который не выражен словесно, это предварительное знание, дающее возможность адекватного восприятия текста.
Связность – это синтаксическое свойство текста, линейная последовательность предложений, которая проявляется через внешние показатели (вводные слова, союзы, местоимения, повторы, порядок слов, видовременные формы глаголов, вводные слова: итак, во-первых, кстати, кроме того, по-видимому).
Информативность – способность текста передавать информацию. Информативность характеризует количество и качество содержащейся в нем информации, ее важность и новизну.
Выделяют несколько видов информации.
Фактуальная информация отражает явления действительности и их взаимосвязи, это осмысленная автором картина мира (реального или воображаемого), переданная средствами языка. Эта информация чаще всего отражается вербально с помощью слов, употребленных в своих прямых значениях. С этой информацией связано понятие факта.
Концептуальная информация отражает авторскую оценку, интерпретацию темы, явления. Она может быть выражена и вербально, т.е. в речевом высказывании, и подразумеваться в контексте. Такая информация извлекается из текста в целом и обусловлена осмыслением отраженных в них фактов и их отношений. Особая разновидность концептуальной информации – информация о самом авторе, его позиции в описываемой ситуации.
Разделение информации на два вида условно, поскольку любое высказывание отражает авторскую позицию. Даже абсолютно нейтральные и безоценочные высказывания о действительности передают авторскую целеустановку и оценку (ср. наименования одного и того же: сепаратисты, террористы и защитники свободы, оппозиционеры). Отбор фактов и их компоновка отнюдь не безразличны для выражения концептуальной информации.
|
|
Подтекстовая информация – это прямо не выраженная, скрытая информация, которая извлекается из фактуальной и концептуальной (ирония, намеки, ассоциации).
Литературная обработанность – обязательное качество текстов СМИ. Любой текст массовой коммуникации, даже если он имитирует спонтанную, неподготовленную устную речь, всегда должен быть литературно обработан. Это свойство касается как формы высказывания, так и его содержания.
Закрепленность на материальном носителе – тип и характер канала влияет на особенности восприятия текста. Например, в письменном тексте важные фрагменты выделяются в помощью цвета, шрифтов, верстки, врезок, графической игры, повторов, знаков препинания. На радио необходимо обеспечить усвоение важных фрагментов информации, поэтому предъявляются особые требования к звучащей речи. Так, номер телефона рекламодателя рифмуется и становится куплетом песенки (105-55-55 Пора полы менять). На телевидении важно соотношение речи и изображения (ср. стилистически нейтральный текст на фоне мусора и беспорядка после демонстрации).
Одним из первых системно представил сложную природу текста русский философ, культуролог, литературовед М.М. Бахтин (1895 – 1975). Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман (1922 – 1993) рассматривает каждый объект как текст, выделяя, например, тексты живописи и скульптуры. В качестве текста может рассматриваться не только отдельная публикация, новся газета как целостный текст («газетный роман», по словам Ю.М. Лотмана).