Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности. При деловом общении важно помнить:
■ партнервделовомобщениивыступаеткакличность, значимаядляменеджера;
■ общающиесялюдидолжныдостичьвзаимопониманияввопросах дела;
■ основнаязадачаделовогообщения—продуктивноесотрудничество.
Деловое общение будет эффективным, если учесть основные его составляющие:
■ отсутствиекоммуникативныхбарьеров;
■ использованиевыигрышныхневербальныхсредствобщения;
* соблюдение делового этикета.
Существуют коммуникативные барьеры, затрудняющие общение:
■ социальныебарьерыпорождаютподозрение, недопонимание; объясняютсяразличиемвзглядовнаполитику, религию;
■ этнокультурныебарьеры, когдаповедениеколлегпоработес другими привычками, традициями кажется странным, а собственные поступки и действия — всегда уместными;
■ психологическиебарьерывозникаютврезультатенеприятияодниминекоторыхособенностейдругих, например, нерешительность, назойливость, вздорность.
|
|
Выделяют структурные элементы коммуникационного процесса.
1. Источник (организация, индивид, группа индивидов).
2. Сообщение (информация).
3. Канал (официальное письмо, совещание, доверительная беседа и др.).
4. Получатель (организация, индивид, группа индивидов, которым адресована информация).
5. Обратная связь (реакция получателя на сообщение). Именно обратная связь демонстрирует, насколько
верно было понято сообщение. Сообщение может быть передано в вербальной и невербальной форме.
К вербальным средствам общения относят устную, письменную, электронную информацию. Невербальные средства общения — это совокупность жестов, мимики, взглядов, интонации и даже движений тела. Если люди научились контролировать свою речь и эмоции, то своими жестами и мимикой далеко не всегда способны управлять. Только, зная язык жестов и сопоставляя речь с невербальными средствами общения, можно понять истинный смысл услышанного.
С помощью мимики можно продемонстрировать интерес к обсуждаемой теме или наоборот. Более того, применяя язык жестов, можно усилить свое воздействие на других людей:
■ следитьзаправильнойосанкой;
■ сохранятьтемпдвижений;
■ избегатьнелепыхпозиций;
■ использоватькраткоеикрепкоерукопожатие;
■ контактироватьглазами.
При деловом общении недопустимо:
1. Перебивать собеседника.
2. Делать поспешные выводы.
3. Допускать поспешные возражения.
4. Давать непрошеные советы.
Продуктивность общения будет зависеть и от того,как тебя воспринимает собеседник. Если человек неуверен в себе, своих словах, то его скованность, зажатость чувствуется собеседником, даже если тщательно скрывается от него. Поэтому необходимо развивать в себе чувство уверенности, применять на практике невербальные средства общения.
|
|
Важно знать некоторые психологические закономерности межличностного общения, под воздействием которых может искажаться мнение о человеке.
Под воздействием фактора привлекательности какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Сложность в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, грамотным, то есть переоценивать многие его личные качества.
В результате действия фактора отношения люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо.
Завышенная или заниженная самооценка также способствуют созданию искаженного представления о человеке. Заниженная самооценка внешне проявляется в неуверенности в собственных силах, излишней скромности. Естественно, что при первой встрече, не имея дополнительной информации, характеризующей человека, он может восприниматься как не очень компетентный работник. И наоборот, излишняя самоуверенность человека может ввести в заблуждение собеседника относительно его профессиональных навыков, знаний, возможностей.
Поэтому не следует судить о человеке по первому впечатлению о нем, оно может быть опрометчивым.
Деловой этикет отражает внешнюю сторону делового общения и предписывает определенные нормы поведения в деловой обстановке, особенности гардероба.
Ключевые термины
1. Канал— средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю.
2. Коммуникация — процесс обмена информацией в организации.
3. Коммуникационная сеть — соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков.
4. Этика — система норм нравственного поведения.
5. Этические нормы — система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.