Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Тема 10. Социальная и трудовая реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении

1. Общая характеристика детей и подростков, поступающих в стационары центров социальной реабилитации и приюты. Состояние психического здоровья детей. Психологические особенности дошкольников и младших школьни­ков, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях. Социально-психологические особенности детей подросткового возраста.

2. Особенности социально-психологической реабилитации детей дошколь­ного и младшего школьного возраста. Психологические последствия соци­ально-психологической депривации и жестокого обращения с детьми. Основ­ные психолого-педагогические приемы воспитательной работы с детьми.

3. Восстановление и компенсация семейных связей детей и подростков. Причины утраты семейных связей детьми в современных условиях. Орга­низация и формы работы по восстановлению связей, утраченных детьми.

4. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельнос­ти. Труд - эффективное средство воспитания и реабилитации социально-дезадаптивных детей и подростков. Включение в трудовую деятельность в условиях социального приюта. Рекомендации поорганизаций труда вос­питанников социальных приютов.

Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Поскольку социальная адаптация — это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков:

- наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);

- психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания);

- социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);

- социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения.

В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонений, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптации детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост числа несовершеннолетних, поведение которых является девиантным, не только не исчезли, а, наоборот, получили дальнейшее развитие. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Ранняя социальная дезадаптация приводит к формированию поколения, не умеющего трудиться, создавать семью. Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

- чрезмерная коммерциализация общества;

- распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство;

социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

- сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;

- криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;

- потеря престижа образования и честного заработка.

Эти и многие другие факторы привели к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала — так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростка возникает желание достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.

Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются на улице и становятся беспризорниками.

Однако социальнаядезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

В силу того, что сложившаяся система социально-профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней усложнившейся ситуации, актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Статистических данных о количестве и составе дезадаптированных подростков официально не существует, но различные пилотные исследования дают основание утверждать, что детская беспризорность и безнадзорность по-прежнему является одной из острейших и трудноразрешимых проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: