Конституционно-правовой статус судей


Все судьи обладают единым статусом. Определенными осо­бенностями отмечено правовое положение судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявля­ются определенные требования. Самые общие из них сформули­рованы в ст. 119 Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридиче­ской профессии не менее пяти лет. При этом под «юридической профессией» понимается работа в судебных органах, прокурату­ре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

Су­дьи обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и дру­гие законы, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или достоинство судьи, запрещается быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и дви­жениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачивае­мой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Для выражения интересов судей как носителей судебной вла­сти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся:

· Всероссийский съезд судей;

· конференции судей субъектов РФ;

· Совет судей РФ;

· советы судей субъектов РФ;

· общие собрания судей судов;

· Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

· квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает(ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Су­да РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбит­ражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в поряд­ке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, не­обходимо представление соответственно Председателей Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда выте­кает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лише­ны права своей властью назначать судей федеральных судов. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается свыше 20 тыс. судей) назначается властью главы государства.

Отбор осуществляется на конкурсной основе, и любой гражда­нин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом. Претен­дент на должность судьи проходит медицинское освидетельство­вание.

Высшая квалификационная коллегия судей формируется в со­ответствии с Федеральным законом «Об органах судейского со­общества в Российской Федерации» (в редакции от 2 февраля 2006 г.). В коллегии 29 членов, они избираются по нормам пред­ставительства от судей Верховного, Высшего Арбитражного и других судов, 10 членов — представители общественности — на­значаются Советом Федерации, а один — Президентом РФ.

Независимость. Соединяя независимость судей с их подчи­нением Конституции РФ и законам, Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость правосудия нуж­на как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализа­цию конституционных и законодательных норм.

Обеспечивается

· предусмотренной законом процедурой осуществления пра­восудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосу­дия;

· установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

· правом судьи на отставку;

· неприкосновенностью судьи;

· системой органов судейского сообщества;

· предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому ста­тусу.

Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекраще­ны или приостановлены не иначе как в порядке и по основани­ям, установленным федеральным законом. Он не подлежит пере­воду на другую должность или в другой суд без его заявления, да­же если речь идет о переводе в вышестоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систе­му, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбра­ние, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.

Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удале­ние судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.

Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не мо­жет быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в по­рядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конститу­ции РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транс­порт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.

Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выра­женное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приго­вором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных при­говора, решения или иного судебного акта.

Все это вовсе не превращает судей в некую секту «неприка­саемых». Как и другие граждане, они несут уголовную и граж­данскую ответственность за правонарушения. Но специфика су­дейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав этой категории государственных служа­щих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: