Обязанности водопользователей

Статья 92. Права и обязанности водопользователей прииспользовании водных объектов

Водопользователи при использовании водных объектов имеютправо:

• осуществлять водопользование в соответствии с воднымзаконодательством Российской Федерации;

• получать в установленном порядке информацию о состоянииводных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

• осуществлять другие права, предусмотренные воднымзаконодательством Российской Федерации.

Водопользователи обязаны:

• рационально использовать водные объекты, соблюдатьусловия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договорепользования водным объектом;

• не допускать нарушения прав других водопользователей, атакже нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

• не допускать ухудшения качества поверхностных и подземныхвод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесенияущерба хозяйственным и иным объектам;

• содержать в исправном состоянии очистные,гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и техническиеустройства;

• информировать в установленном порядке соответствующиеорганы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях,влияющих на состояние водных объектов;

• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению иустранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояниеводных объектов;

• выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

• вести в установленном порядке учет забираемых,используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а такжесистематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами ипредставлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки вспециально уполномоченный государственный орган управления использованием иохраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и вгосударственный орган управления использованием и охраной недр;

• своевременно вносить платежи, связанные с пользованиемводными объектами;

• соблюдать установленный режим использования водоохранныхзон;

• осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;

• выполнять другие обязанности, предусмотренные воднымзаконодательством Российской Федерации.

 

2? Особенности государственного управления в области использования и охраны вод (принципы, функции водного управления; наблюдение за водными объектами; контроль и экспертиза; планирование рационального использования водных объектов).

Понятие и содержание государственного управления в области использования и охраны вод. Особенности содержания государственного управления в области использования и охраны вод обусловлены спецификой вод как объекта природы. Отличительной чертой государственного управления в этой области является принцип бассейнового управления использованием и охраной вод.

Благоприятное состояние водного объекта зависит от того, как осуществляется хозяйственная деятельность, используются природные ресурсы на его водосборной площади, т.е. в бассейне водного объекта. Водосборная площадь — территория, сток с которой формирует водный объект. Это обстоятельство обусловливает не только содержание государственного управления, функций управления в области использования и охраны вод, но и систему государственных органов и их компетенцию.

Государственное управление в рассматриваемой области основано на закрепленных в законе принципах.

К их числу относятся:

· устойчивое развитие;

· сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ;

· разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Функциями государственного управления в области использования и охраны вод являются:

· планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования;

· ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и государственного учета поверхностных и подземных вод;

· проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

· государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

· лицензирование в области использования и охраны водных объектов;

· подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования. Эта функция управления осуществляется на основе водохозяйственных балансов. Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Составляются водохозяйственные балансы специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Сведения, содержащиеся в водных балансах, имеют большое практическое значение, поэтому данные по водным балансам большинства основных озер и водохранилищ страны публикуются в бюллетенях оперативных водных балансов, которые составляются ежемесячно по 50 водоемам. Кроме того, в изданиях Государственного водного кадастра ежегодно публикуются данные по водным балансам 70 водоемов.

На основании водохозяйственных балансов устанавливаются лимиты водопользования. Лимиты водопользования представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

Лимиты водопользования субъектам РФ на основании водохозяйственных балансов и заявленных ими потребностей в водных ресурсах по поверхностным водным объектам устанавливаются Минприроды РФ по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, а по подземным водным объектам — и с государственным органом управления использованием и охраной недр.

По водным объектам, находящимся в собственности субъектов РФ, лимиты водопользования устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению Минприроды РФ, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ.

Лимиты водопользования могут пересматриваться в связи с изменением состояния водных объектов. Изменение лимитов требует внесения в надлежащем порядке изменений в лицензию на водопользование. Порядок пересмотра лимитов водопользования устанавливается Правительством РФ.

Важнейшей составной частью планирования использования и охраны водных ресурсов являются схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Эти схемы содержат систематизированные материалы исследований и проектных разработок о состоянии водных ресурсов и перспективном использовании и охране водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются органами Минприроды России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: