Важнейшие вехи развития социального интеллекта

Тема 10. Знания как организационный ресурс

Существует только один бог – знания, и только один дьявол – невежество. Сократ

Основные положения

Интеллект как элемент системы управления организацией. Основой современного управления является интеллектуальный потенциал работников, и руководящего состава в частности. Интеллект – способность получать, хранить, преобразовывать и выдавать информацию, вырабатывать новые знания, принимать рационально обоснованные решения, формулировать цели и контролировать деятельность по их достижению, оценивать ситуацию, возникающую в окружающем мире.

Это определение раскрывает его управленческую значимость, т. е. сочетается с управленческими воззрениями, способность работать с информацией, принимать рациональные решения, адекватно оценивать внешний мир и достигать поставленные цели.

Интеллект как категория современной научной управленческой и всей общественной жизни достаточно сложная категория.

Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний Дж. Нейзбитт

 

Способен ли интеллект справиться с незнанием, способен ли он заполнить «знаниевые дыры», которые сопровождают человечество многие века? Достаточно условно человеческое незнание можно разделить на три больших блока (рис. 10.1).

Инженер, получая информацию о технико-технологических инновациях, на основе опыта переводит ее в статус знания, размещая ее в системе своих знаниевых координат (что? как? зачем? почему?). Знания невозможно адаптировать к среде, а информацию к своим возможностям и потребностям без интеллектуальных катализаторов. На поверхности поведенческих явлений инженер может тогда результативно развивать цепочку «информация – знания», когда сочетание опыта, предрасположенности и креативности точечно фокусируют информационно-знаниевые ресурсы для решения данной задачи. Поэтому интеллект это и селекция данных ресурсов по принципу «сегодня – на сегодня», взвешивание альтернатив через «pro et contra» (за и против) к «tertium non datur» (третьего не дано).

 

 

 


Рис. 10.1. Интеллект человека в координатах «знание-незнание»

 

В основе интеллекта – информация. Многие организации, как большие так и малые, имеют должности «старший информационный сотрудник» (СИС). Именно эти люди, чаще всего мужчины, владеют исчерпывающей информацией о делах компаний, их финансовых ресурсах, кадровом обеспечении, потенциале организации. Они определяют стратегию и тактику информационных войн, используя для этого самые изысканные инструменты – психотронное оружие, нейро-лингвистическое программирование, вербальные манипуляции.

Знания распределяются еще хуже, чем оружие и богатство. Поэтому перераспределить знания (в особенности знания о знаниях) важнее, чем другие средства власти Э.Тоффлер «Метаморфозы власти»

 

Известно, что Ф. Бэкон, английский философ, достигший при короле Якове I высокого положения в государстве, став лорд-канцлером, писал, что не деньги или должность, а знаниеэто сила. Именно оно является катализатором богатства во всех его измерениях и источником силы (влияния).

Факторы формирования социального интеллекта. Уровень индивидуального и социального интеллекта определяется не только и не столько физико-биологическими данными, а социальными факторами, которые еще можно назвать социальной средой. Такая среда достаточно дифференцирована, т. е. включает множество самых разных факторов, что схематично изображено на рис. 10.2. Именно эти группы факторов следует считать главными в социальном механизме формирования и развития интеллектуального потенциала.

1. Факторы функционирования, такие как, например, пища и организация ее производства, жилье и его строительство, биологическое воспроизводство, обеспечивают изначально физиологические основы для существования и развития интеллекта. Эти факторы должны быть органично встроены в системы «материальное – духовное», «биологическое –социальное», «интеллект – разум», «мускулы – интеллект». Очевидно, что факторы функционирования – это не только основа, но и органичная составляющая для развития внутри каждой из приведенных дуалистических систем.

2. Факторы защиты определяют интеллектуальное развитие и потенциал чрезвычайно сильно, ибо направляют мускульный и интеллектуальный потенциал на обеспечение безопасности функционирования человека как социально-биологического индивида. К ним относится максимизация информационного обеспечения всякой деятельности («семь раз отмерь, один раз отрежь»), создание специализированных на этом общественных структур (армия, полиция, разведка), территориальность организованного взаимодействия, стремление к групповой деятельности и др.

3. Факторы развития в механизме интеллектуализации личности играют роль прямого катализатора и одновременно являются критерием уровня интеллектуального содержания человеческой деятельности: в труде вообще, в управлении в частности, на бытовом уровне. Это образованность и уровень образования, общая и профессиональная культура, качество креатива и предрасположенность к нему, коммуникативность и коммуникации (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Важнейшие вехи развития социального интеллекта

№ п/п Результаты, достижения Период, год
     
1. «Вестовицкая кость с зарубками» (счеты) 30 тыс. л. до н. э.
2. Аграрная революция – оседлый образ жизни 6 – 2 тыс. л. до н. э.
3. Солнечные часы 5 тыс. л. до н. э.
4. Письменная культура, экономические тесты 4 тыс. л. до н. э.
5. Числовая символика 3 тыс. л. до н. э.
6. Культурно-образовательные центры, библиотеки (Египет) 3 тыс. л. до н. э.
7. Строительство пирамид, изобретение железа (Египет) 2,5 тыс. л. до н. э.
8. Расчет числа p = 3,14 нач. 2 тыс. л. до н. э.
9. Изобретение бумаги XII в. до н. э.
10. Появления утверждения, что мозг, а не сердце – центральный орган человека VI–V в. до н. э.
11. Введение Птолемеем I пожизненного обеспечения за исследовательскую деятельность нач. III в. до н. э.
12. Изобретение Юлианского календаря   46 г. до н. э.
     
13. Организация научных учреждений («Совет ученых», «астрологическое учреждение»). Сдача экзаменов при приеме на госслужбу (Китай) VII-X вв. (618–907 гг.)
14. Изобретение книгопечатания (Китай) VIII в.
15. Организация при дворе Карла I научного общества и светской школы. В Багдаде открыты библиотеки и школы, созданы объединения ученых Х в.
16. Открытие сети высших школ и сети образовательных школ (Кордова-Испания) Х в.
17. Основание старейшего университета в Европе (Салерно) XI в.
18. Основание Болонского университета классического типа (10 тыс. студентов из разных стран) 1119 г.
19. Основание Парижского университета (Сорбонна) 1160 г.
20. Основание Оксфордского университета 1167 г.
21. Основание Кембриджского университета 1209 г.
22. Формулировка методического принципа «бритва Оккама» (Уильям Оккама: сущности не следует умножать без необходимости) пер. пол. XIV в.
23. Изобретение Гуттенбергом подвижных металлических литер в типографском деле, наличие в Европе 250 типографий 1436 г.
24. Открытие Колумбом Америки 1492 г.
25. Открытие Индии – Васко да Гамо 1498 г.
26. Начало освоения Сибири 1581 г.
27. Григорианский календарь 1582 г.
28. Учреждена Академия наук в Париже 1666 г.
29. Перевод первой в России книги об истории науки и техники Полидора Вергилия 1720 г.
30. Создание Петербургской академии наук 1724 г.
31. Основание Московского университета 1755 г.
32. Томас Мальтус – «опыт закона народонаселения» 1798–1803 гг.
33. Завещание А. Нобеля об учреждении им международных премий 1895 г.  
34. Образование Международной ассоциации Академий 1900 г.
35. Первые Нобелевские премии: В. К. Рентген (физика), Я. Х. Вант-Гофф (химия), Э. Л. Беринг (физиология и медицина)   1901 г.
     
36. Основание Э. Карнеги в Вашингтоне Института Карнеги для «поддержки исследований, изобретательской деятельности и использования науки на благо человечества» 1902 г.
37. Учрежден Рокфеллеровский фонд в поддержку исследовательской деятельности 1913 г.
38. Э. Меллон основал Меллоновский институт промышленных исследований с годовым бюджетом 5 млн долл. 1915 г.
39. Создание Национального исследовательского совета для координации деятельности всех исследовательских учреждений (США) 1917 г.
40. Разработка специального математического аппарата для решения экономической «транспортной проблемы» (Л. В. Канторович) 1940 г.
41. Дж. Нейман и О. Моргенштерн издали «Теорию игр и экономического поведения», послужившую развитием идей искусственного интеллекта 1946 г.
42. Н. Винер создал основы кибернетики 1948 г.
43. Теория передачи информации (К. Шеннон, Г. Ф. Чильми, А. Я. Кинчин, А. Н. Колмогоров) 1948 г.
44. Испытана первая советская атомная бомба 1949 г.
45. Экспериментальный взрыв водородной бомбы в СССР 1953 г.
46. Л. В. Канторович выпустил книгу «Экономические расчеты наилучшего использования ресурсов» 1960 г.
47. Учреждение Нобелевской премии в области экономики 1968 г.
48. Нобелевская премия в области экономики (П. Канторович, Т. Купманс) 1975 г.

 


 

 

 


                           
 
мотивация
   
функцио-нирование
 
опыт (навыки)
 
инфор-мация
   
развитие
 
защита
         
 
 
 

 


Рис. 10.2. Механизм формирования и развития интеллекта

 


4. Факторы мотивации (внутренний и внешний) – это фактически система взаимосвязанных мотивов-побудителей, определяющих направленность и содержание интеллектуальной деятельности. Сюда следует отнести и воспроизводственную функцию, т. е. потребность в продолжении рода, конкуренцию, ориентацию на успех, индивидуализм, коллективистские формы взаимодействия, комплекс социально-биологических потребностей.

Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия и все прочее Сократ

 

Интенсивность их воздействия на формирование интеллекта зависит от развитости целей, системы существующих индивидуальных и воспринимаемых общественных ценностей, уровня и качества обязательств, статусности в социальной иерархии и других детерминант.

5. Факторы обслуживания влияют на уровень комфорта среды, формирования интеллекта, его защиты. Это информационные системы, транспорт, товарообменные операции, деньги, политика. По своей сути они соединяют носителя интеллекта – человека и множество других факторов влияния. Можно сказать, что данная группа факторов – логистика интеллекта.

6. Факторы культуры определяют внутренние установки человека на позиционирование интеллекта как реально или потенциально свойственного ему ресурса. Наиболее важными из них являются нормы и правила (формальные и неформальные), кодексы, традиции, качество социальных коммуникаций, уровень социотехнических технологий, комфортность проживания. Эти факторы фактически дают ответы на вопросы: что для меня интеллект? Я и другие? Могу ли я быть более совершенным?

7. Факторы инфраструктуры по определению имеют надстроечный характер и участвуют в формировании интеллектуального базиса. Сюда в первую очередь нужно отнести социальные коммуникации и системы сопровождения, в числе которых медицина, физическая культура и спорт, рекреационные системы и объекты, информационные хранилища (библиотеки, архивы, виртуальные ресурсы). Они не только формируют, обеспечивают, поддерживают базис интеллектуального потенциала, но, как многие другие, развивают его.

8. Факторы доминирования (физическое и информационное превосходство, желаемые правила игры, возведенные в статус закона ресурсы) являются интеллектуально формирующими элементами по векторам функционирования, создания удобного жизненного пространства и поддержания доминантных преимуществ. Они имеют смешанную природу, т. е. социально-биологический характер. На низших стадиях интеллекта преобладают биологические начала человеческого поведения, на высших – социальные, определяющие уровень его интеллекта.

9. Факторы результата – это фактически те целевые установки, которые определяют деятельность каждого отдельно индивида, индивида в группе или группы в целом. Данная группа факторов имеет системообразующий характер для поведения. Их взаимосвязь с интеллектом диалектическая. По факторам результата (поставленным или достигнутым целям) можно судить об уровне интеллекта, но в то же время и интеллект определяет количество и качество результата. Эти звенья характеризуют как продукт интеллектуального исторического развития, его результаты, так и организационные формы функционирования социального интеллекта.

Знания. Выделяют два наиболее распространенных определения знаний. Одно из них довольно специфично и практично, другое – общего характера.

 

Знания представляют собой практическую информацию, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений. Управлять знаниями– значит систематически формировать, обновлять и применять знания с целью максимизации эффективности предприятия и прибыли от активов, основанных на знаниях  
Знания – это результаты познания, научные данные, совокупность сведений в какой-либо области. Такая характеристика – критерий и показатель интеллектуальных возможностей человека. В то же время они основа для интеллектуального развития, увеличения интеллектуального потенциала. Знания – это информация, некоторые сведения, прошедшие через многочисленные фильтры и остающиеся у человека

Таким образом, знания можно назвать виртуальной пищей для интеллектуального развития, генерации новых идей, переходящих в знания как более высокое их качество, служащее основой для интеллектуальных решений (рис. 10.3).

 

Знания представляют собой слова, факты, примеры, события, правила, гипотезы или модели, которые расширяют понимание процессов и явлений и возможности их практического использования в определенной области деятельности. Применительно к этому управление знаниями означает формализацию и доступ к практическому опыту, знаниям и экспертным данным, которые создают новые возможности, способствующие совершенствованию деятельности, стимулирующие инновации и увеличивающие потребительную стоимость товаров и услуг
Именно знания и никакой другой ресурс, облеченный в информацию, являются основой интеллектуального решения, которое отличается от других решений наличием многочисленных фильтров, определяющих, в конечном итоге, качество такого решения

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: