ТЕМА 10.
ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Парламент в системе органов государственной власти Республики Беларусь
Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь
Внутренняя организация и порядок деятельности палат белорусского Парламента
Компетенция палат белорусского Парламента
Акты палат белорусского Парламента
10.6. Правовой статус депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики
Законодательный процесс, его стадии
Аппарат палат Парламента
ПАРЛАМЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Согласно Конституции Республики Беларусь (ч.1 ст.90) Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Следует отметить, что согласно прежней редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. Парламент назывался Верховным Советом и характеризовался как «высший представительный постоянно действующий и единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь».
|
|
Представительный характер Национального собрания означает, что:
— в отличие от органов исполнительной и судебной власти Парламент является непосредственным выразителем интересов и воли народа;
— в отличие от местных представительных органов государственной власти Парламент выражает интересы всего населения страны.
Другая конституционная характеристика Национального собрания состоит в том, что оно является законодательным органом, т.е. обладает правом принимать законы. В общем, Парламент — это общегосударственный законодательный орган, олицетворяющий в системе разделения властей одну из самостоятельных ветвей власти.
Принципами деятельности Национального собрания Республики Беларусь являются следующие принципы:
— демократичности;
— гласности;
— разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
— верховенства права;
— приоритета общепризнанных принципов международного права;
— равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;
— свободного обсуждения и принятия решений;
— многообразия мнений;
— участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.
СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Национальное собрание состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.
Состав Палаты представителей — 110 депутатов.
Кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
|
|
Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.
Палата представителей и Совет Республики считаются правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат.
Срок полномочий Национального собрания — четыре года.
Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Следует отметить, что до 1996 г. Парламент Республики Беларусь был однопалатным, состоял из 260 депутатов, избираемых на 5 лет.
Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случаях:
— отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;
— выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;
— двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;
— систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;
— прекращения полномочий Совета Республики. Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случаях:
— систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;
— прекращения полномочий Палаты представителей.
Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее, чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Палаты Национального собрания не могут быть распущены:
— в период чрезвычайного или военного положения;
— в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь;
— в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента Республики Беларусь с должности;
— в течение года со дня первых заседаний палат.