Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь

ТЕМА 10.

ПАРЛАМЕНТ - НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Парламент в системе органов государственной власти Республики Беларусь

Структура и порядок формирования Национального собрания Республики Беларусь

Внутренняя организация и порядок деятельности палат белорусского Парламента

Компетенция палат белорусского Парламента

Акты палат белорусского Парламента

10.6. Правовой статус депутатов Палаты представителей, чле­нов Совета Республики

Законодательный процесс, его стадии

Аппарат палат Парламента

ПАРЛАМЕНТ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Согласно Конституции Республики Беларусь (ч.1 ст.90) Парламент Республики Беларусь — Национальное собрание является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Следует отметить, что согласно прежней редакции Конституции Республики Беларусь 1994 г. Парламент назывался Верховным Советом и характеризовался как «высший представительный постоянно действующий и единственный законодательный орган государственной власти Республики Беларусь».

Представительный характер Национального собрания означает, что:

— в отличие от органов исполнительной и судебной власти Парламент является непосредственным выразителем интересов и воли народа;

— в отличие от местных представительных органов государственной власти Парламент выражает интересы всего населения страны.

Другая конституционная характеристика Национального собрания состоит в том, что оно является законодательным органом, т.е. обладает правом принимать законы. В общем, Парламент — это общегосударственный законодательный орган, олицетворяющий в системе разделения властей одну из самостоятельных ветвей власти.

Принципами деятельности Национального собрания Республики Беларусь являются следующие принципы:

— демократичности;

— гласности;

— разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— верховенства права;

— приоритета общепризнанных принципов международного права;

— равенства граждан перед законом, уважения их прав и законных интересов;

— свободного обсуждения и принятия решений;

— многообразия мнений;

— участия граждан в решении и обсуждении вопросов государственной жизни.

 

СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальное собрание состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов.

Кандидатом в депутаты Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Проведение выборов производится в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и иными законами Республики Беларусь. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Кандидатом в члены Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.

Палата представителей и Совет Республики считаются правомочными при избрании не менее двух третей от полного состава каждой из палат.

Срок полномочий Национального собрания — четыре года.

Полномочия Национального собрания могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

Следует отметить, что до 1996 г. Парламент Республики Беларусь был однопалатным, состоял из 260 депутатов, избираемых на 5 лет.

Полномочия Палаты представителей могут быть прекращены досрочно в случаях:

— отказа в доверии Правительству Республики Беларусь;

— выражения вотума недоверия Правительству Республики Беларусь;

— двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь;

— систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

— прекращения полномочий Совета Республики. Полномочия Совета Республики могут быть прекращены досрочно в случаях:

— систематического или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

— прекращения полномочий Палаты представителей.

Решения по вопросам досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания принимает Президент Республики Беларусь не позднее, чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты Национального собрания не могут быть распущены:

— в период чрезвычайного или военного положения;

— в последние шесть месяцев полномочий Президента Республики Беларусь;

— в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента Республики Беларусь с должности;

— в течение года со дня первых заседаний палат.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: