Понятие, правовое регулирование и способы расчетов

РАСЧЕТЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В рамках предпринимательской деятельности расчетные право­отношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также во исполнение налоговой обязанности.

В настоящее время существуют различные точки зрения относи­тельно правовой природы расчетных правоотношений. В частности, по мнению Тосуняна Г. А., расчетные правоотношения являются особым видом правоотношений, основным критерием выделения которых является особый объект совершаемых сделок, в качестве которого выступает имущество в виде денежных прав требования к банку. При безналичных расчетах в качестве средства платежа ис­пользуется имущество в форме абстрактного, безусловного и неог­раниченного сроком права требования к банку о выдаче (выплате) по первому требованию денег (права на деньги), зафиксированного посредством бухгалтерских записей, ведущихся банком1. Л. Г. Ефи­мова выделяет понятие расчетной сделки как «любой граждан­ско-правовой сделки, осуществляемой участниками системы безна­личных расчетов (банками и их клиентами) в рамках определенной формы безналичных расчетов, направленной на перемещение (трансферт) безналичных активов с одного счета клиентов (раздела счета) на другой, принадлежащий как ему самому, так и третьему лицу»2. Наличие различных подходов к особенностям правового ре­жима расчетных правоотношений обусловливается высокой значи­мостью и широким применением расчетов в предпринимательской деятельности, с одной стороны, а также наличием противоречивого, порой устаревшего и коллизионного законодательства — с другой.

Основными нормативными правовыми актами в области расче­тов являются: глава 46 ГК РФ; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (Федеральный закон от 22 февраля 2009 г. N 218-ФЗ; (изменения вступают в силу с 24 сентября 2009 г.); Положение «О безналичных расче­тах в Российской Федерации», утвержденное Банком России 3 октября 2002 г. № 2-П (в ред. от 11 июня 2004 г.)1; Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на тер­ритории Российской Федерации», утвержденное Банком России 5 января 1998 г. №14-П (в ред. от 31 октября 2002 г.)2.

Основными способами расчетов являются безналичные расчеты и расчеты наличными деньгами.

Безналичные расчеты осуществляются в Российской Федерации посредством банковских счетов, открываемых хозяйствующими субъектами в кредитных организациях.

Наличные денежные расчеты — это произведенные с использо­ванием средств наличного платежа расчеты за приобретенные това­ры, выполненные работы, оказанные услуги3.

При этом в соответствии с Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. №1843-У (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2007 г. под №9757) расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Указание вступает в силу 22 июля 2007 г.

 

2. Расчеты с применением контрольно-кассовой техники

 

Наличные денежные расчеты с участием юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также расчеты с исполь­зованием платежных карт осуществляется в обязательном порядке с применением контрольно-кассовой техники (далее — КТТ). Статья 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ «О при­менении контрольно-кассовой техники при осуществлении на­личных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» относит к числу ККТ контрольно-кассовые ма­шины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычисли­тельные машины, в том числе персональные, программно-техни­ческие комплексы.

Фискальная память — это комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой инфор­мации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением ККТ, в целях правильного исчисления налогов.

Без применения ККТ осуществление наличных денежных расче­тов и (или) расчетов с использованием платежных карт хозяйствую­щими субъектами допускается только в следующих случаях:

1) оказания услуг населению при условии выдачи бланков стро­гой отчетности;

2) нахождения указанных субъектов предпринимательской дея­тельности в отдаленных или труднодоступных местностях (за ис­ключением городов, районных центров, поселков городского типа);

3) при осуществлении отдельных видов деятельности, в частно­сти:

— продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполни­тельной власти субъекта РФ;

— продажи ценных бумаг;

— продажи лотерейных билетов; проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

— обеспечения питанием учащихся и работников общеобразо­вательных школ и приравненных к ним учебных заведений во вре­мя учебных занятий;

— торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также других территориях, отведенных для осуществления торговли, за некоторыми исключениями, установленными федеральными за­конами;

— разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих опреде­ленных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;

— продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнитель­ной власти в области железнодорожного транспорта;

— продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в ап­течных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

— торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитка­ми в розлив;

— торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами и некоторых иных видов деятельности.

Использующие ККТ хозяйствующие субъекты обязаны:

— осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;

— применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную тех­нику, опломбированную в установленном порядке и обеспечиваю­щую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (т. е. фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

— выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении налич­ных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платеж­ных карт в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки;

— обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должно­стным лицам налоговых органов, осуществляющим проверку выда­чи организациями и индивидуальными предпринимателями кассо­вых чеков, беспрепятственный доступ к соответствующей технике, а также представлять им указанную документацию;

— производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память данной техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Используемая хозяйствующими субъектами контрольно-кассовая техника должна соответствовать определенным требованиям, в част­ности, быть включена в Государственный реестр контрольно-кассо­вых машин, используемых на территории Российской Федерации (далее — Реестр), который представляет собой совокупность сведе­ний о моделях контрольно-кассовых машин, допущенных к исполь­зованию на территории Российской Федерации, имеющих одну или несколько версий. В свою очередь, ведение данного Реестра означа­ет включение в него или исключение из него наименований моде­лей контрольно-кассовой машины, данных о ее версиях и иных сведениях и осуществляется в соответствии с Положением «О по­рядке ведения Государственного реестра контрольно-кассовых ма­шин, используемых на территории Российской Федерации», утверждено решением Государственной межведомст­венной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам, протокол от 22 октября 1993 г. № 3 (в ред. от 19.12.2002 N 7/72-2002 г.).

 

Решение о включении конкретной модели ККТ в Реестр прини­мается Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам с учетом следующих факторов:

'— соответствия представленной модели техническим требовани­ям к электронным контрольно-кассовым машинам (ККМ) для осу­ществления денежных расчетов с населением;

— соответствия степени оснащенности предприятий сферы тор­говли и услуг моделями ККМ аналогичного типа;

— возможности адаптации модели ККМ к изменяющимся тре­бованиям по учету денежной выручки и исчислению налогов;

— наличия технической документации на русском языке, вхо­дящей в комплект поставки ККМ, а также исполнения на русском языке обозначений на корпусе, клавиатуре и выводимой на печать и индикации информации;

— наличия технического обслуживания моделей ККМ конкрет­ного типа на территории Российской Федерации и других факторов.

Государственный реестр подлежит обязательному официальному опубликованию в установленном порядке.

 

на налоговые органы. Включая порядок и условия их применения и регистрации; за соблюдением правил использования ККМ; за полнотой учета денежных средств; за соблюдением условий работы с денежной наличностью.

Обязанности по осущест­влению государственной регистрации ККМ всеми организациями и другими юридическими лицами, их филиалами и обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, возложены на налоговые органы. При этом письмом МНС от 17 декабря 2003 г. №ШС-6-33/1321 (в ред. от 2 августа 2004 г.) «О применении контрольно-кассовой техники» подчеркнуто, что налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без ис­ключения контрольно-кассовой техники, включенной Государствен­ной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кас­совым машинам в Государственный реестр, контрольно-кассовых ма­шин, используемых на территории Российской Федерации.

Помимо собственно регистрации, налоговые органы осуществ­ляют контроль за применением ККТ хозяйствующими субъектами по следующим направлениям:

— контроль за соблюдением требований Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— контроль за полнотой учета выручки в организациях и у ин­дивидуальных предпринимателей;

— проведение проверок документов, связанных с применением хозяйствующими субъектами ККТ, получение необходимых объясне­ний, справок и сведений по вопросам, возникающим при проведе­нии проверок;

— проведение проверок выдачи хозяйствующими субъектами кассовых чеков;

— наложение штрафов на нарушителей порядка применения ККТ в случаях и порядке, установленных действующим законода­тельством.

При осуществлении вышеуказанных полномочий налоговые ор­ганы взаимодействуют с органами внутренних дел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: