ТЕМА 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Принципы спортивной тренировки
Как всякий процесс обучения, спортивная тренировка должна в первую очередь подчиняться общим дидактическим принципам. К ним относятся: принцип сознательности, реализуемый через систему обратных связей от тренера, идеомоторных актов и др.; принцип активности, реализуемый путем поддержания устойчивой мотивации, высокой эмоциональности, сохранения потребности в движениях; принцип систематичности, то есть регулярности тренировок; принцип постепенности, то есть оптимальной трудности заданий и постепенного увеличения величины нагрузок (основывается на физиологических законах силы, оптимума и пессимума); принцип индивидуализации, то есть учет исходной физической подготовленности, типологических особенностей личности, темперамента.
Кроме того, спортивная тренировка должна базироваться и на особых физиологических принципах. К таковым относятся:
- принцип максимального раздражителя, суть которого заключается в том, что периодически должны использоваться максимальные, предельные для данного спортсмена нагрузки, которые вызывают в организме самые значительные биохимические и морфофункциональные перестройки и последующую суперкомпенсацию;
|
|
- принцип вариативности, заключающийся в том, что большие нагрузки оставляют после себя значительные следовые явления (последействие);
поэтому нагрузки должны волнообразно меняться;
принцип единства общей и специальной физической подготовки должен сопровождать весь многолетний период подготовки спортсмена, однако удельный вес СФП будет при этом увеличиваться, а ОФП уменьшаться;
принцип срочной информации заключается в том, что спортсмен должен получать как можно больше информации о различных параметрах результатов действия и личного состояния (это уже биологическая обратная связь - БОС), что позволит быстрее и эффективнее сформировать специфическую функциональную систему соревновательного упражнения и управлять тренировочным процессом;
принцип учета фаз восстановительного процесса заключается в том, что такие физические качества, как быстрота и сила, требуют начала последующих упражнений (тренировки) в фазе суперкомпенсации, а выносливость - в фазе недовосстановления для суммации ряда последующих воздействий.
Общие механизмы развития физических качеств
В физическом воспитании выделяют две стороны процесса: обучение движениям (техническая подготовка); развитие двигательных (физических) качеств, совершенствование отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека, т.е. физическая подготовка.
|
|
В физиологии выделяют следующие физические качества (ФК): силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Для оценки одних имеются метрические измерители в системе СИ. Сила измеряется в килограммах, ньютонах (Н) и динах (Д), быстрота - в метрах в секунду; выносливость - в секундах, минутах, часах (при определенной дистанции). Физические качества ловкость и гибкость не имеют четких метрических измерителей.
Общим механизмом развития физических качеств в процессе индивидуальной жизни является механизм временной связи (условного рефлекса). Так, в частности, увеличение силы (С), быстроты (Б) и выносливости (В) происходит уже после однократной тренировки, когда еще не происходят морфофункциональные перестройки; увеличение С и Б происходит на симметричных, но не тренируемых конечностях; показатели С, Б и В четко коррелируют с динамикой циркадных ритмов (зависящих от состояния ЦНС).
Развитие физических качеств обусловлено совокупностью биохимических, структурных и функциональных изменений в организме, характеризующих мобилизацию резервных возможностей различных систем при тренировке. В качестве примеров можно привести развитие мышечной силы, при которой происходит гипертрофия мышц, накопление в них АТФ, Крф, гликогена. При развитии выносливости происходит повышение МПК, мобилизация резервов дыхательной и сердечно-сосудистой систем и др. При развитии быстроты наблюдаются изменения в ЦНС: повышение лабильности и возбудимости двигательных центров. На различных этапах адаптации осваиваются все новые резервы, характеризующие новый уровень интеграции работы различных систем организма.
Следующий механизм развития физических качеств - это экономизация, характеризующая повышение КПД работы различных систем. Например, при развитии мышечной силы проявляется синхронизация работы двигательных единиц, при развитии выносливости - повышение процента утилизации О;, при развитии быстроты - повышение лабильности и укорочение времени двигательной реакции.
Механизм повышения резистентности (сопротивляемости) тканей и клеток к изменениям гомеостаза и параметров внешней среды проявляется в увеличении устойчивости систем организма к накоплению лактата в циклических видах двигательной деятельности субмаксимальной мощности, в повышении гипоксической устойчивости в среднегорье в видах спорта на выносливость и в других проявлениях.
Механизм суперкомпенсации наблюдается при развитии силы (накопление АТФ, КрФ сверх исходного уровня, гипертрофия мышечных волокон) и выносливости (накопление гликогена, свободных жирных кислот, повышение МПК и т.д.).
Взаимосвязь в развитии физических качеств. На начальных этапах любые двигательные действия способствуют приросту всех физических качеств. Вскоре этот процесс приостанавливается, а затем - прекращается на заключительных этапах адаптации к специфической мышечной деятельности. В этот период могут возникать взаимоотрицательные влияния развития одних физических качеств на другие (общая и скоростная выносливость, выносливость и быстрота, сила и ловкость и др.). Вероятно, наивысшие показатели в развитии одного физического качества могут быть достигнуты только при определенном уровне развития других.
Взаимодействие физических качеств (ФК). Перенос ФК - явление большего или меньшего проявления данного ФК в другом движении. Например, перенос выносливости связан с механизмом формирования так называемой вегетативной выносливости, интегральный показатель которой - величина МПК; перенос силы связан с особенностями участия мышц в различных движениях и композиции мышц.
|
|
Утрата ФК - возвращение их к исходному уровню в результате обратного развития морфологических и функциональных резервов организма. Скорость утраты Б, С, В находится в отношении примерно 1:3:6 к продолжительности тренировки, принятой за единицу времени (год, месяц).
Специфичность ФК. Понятно, что проявления быстроты спринтера, боксера, фехтовальщика - различны, и различные проявления ФК не коррелируют друг с другом. Например, статическая и динамическая сила в различных движениях не имеет взаимосвязи, что объясняется специфическими особенностями проявлений ФК.