Тема 3. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека.
Вопросы:
1. Многомерность факторов индивидуального здоровья.
2. Общая характеристика факторов, определяющих здоровье человека.
3. Факторы, разрушающие здоровье человека.
Многомерность факторов индивидуального здоровья
Здоровье – это основа полноценной жизнедеятельности человека. Оно определяет следующие способности человека:
- способность выполнять определённую физическую нагрузку (возраст, пол);
- способность к познавательной деятельности; познание – стимул к жизни, возможность продлить её;
- способность к адекватной эмоциональной оценке событий внешнего мира и своего положения в нём;
- возможность рождения здоровых детей.
Многомерность факторов индивидуального здоровья определяется различными системами, участвующими в поддержании его конкретного состояния, которые сами по себе являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья. Они связаны между собой, подчинены и могут быть выражены количественно и качественно.
|
|
По мнению А.Г. Щедриной, целесообразно выделять пять таких качеств:
1) уровень и гармоничность физического развития;
2) резервные возможности основных физиологических систем (связанных с возрастными и фенотипическими особенностями организма);
3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;
4) наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;
5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Каждый из названых признаков может позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма. Например: при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закаленности и в результате – частых простудные заболевания, склонность к обострению имеющегося хронического заболевания.
Физическое развитие человека тесно связано со следующими свойствами организма:
- Функциональное состояние организма – определяется наличием резервов его основных систем. Эти резервы позволяют органам и системам организма полностью выполнять свои функции и адаптироваться к факторам, приносящим вред здоровью. Увеличение резервных возможностей организма связано с физическим развитием, закаливанием, иммунизацией и другими формами укрепления здоровья человека.
- Состояние механизмов регуляции, их совершенство – значимый фактор в процессах преодоления болезней, адаптации к бытовым, экологическим и производственным условиям.
- Способность мобилизации физиологических резервов организма. Это –реакция высокой биологической значимости. Согласно биологической теории стресса (Г. Селье), различные факторы (стрессоры) запускают одинаковую биологическую реакцию, назначение которой состоит в актуализации приспособительных способностей организма.
|
|
С позиции медико-физиологической науки понятие «здоровье» трактуется как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а «болезнь» как – как результат срыва адаптации. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нормальных пределах.
Болезнь или дефицит физического развития – это один из показателей, характеризующих здоровье человека в целом, несомненно, относящихся к факторам риска и требующих внимания и контроля. Болезнь препятствует и нередко значительно ограничивает приспособительные возможности организма при действии различных средовых факторов.
Здоровье человека меняется с возрастом: оно максимально в 20–25 лет, а затем снижается, особенно интенсивно в 40-45 лет. Отсюда вкладываемые в понятие здоровье системы и концепции здоровье взрослого и ребенка близки, но неидентичны. Детство – период интенсивного развития. Организм ребенка несет в себе врожденные задатки здорового долголетия, которые необходимо развить и сохранить с помощью различных методов педагогического воздействия.
Организм детей и стариков для поддержания своего здоровья требуют затрат в десятки раз больше, чем в среднем возрасте. Поэтому риск потери количества здоровья в эти периоды возрастает.
При теоретической разработке понятие «здоровье» следует учитывать такой биологический феномен, как индивидуальная изменчивость, которая относится к типологическим свойствам организма и отдельных систем (конституция человека).
Невозможно объяснить понижение уровня здоровья, исчерпание ресурсов организма на основании изучения только физиологических механизмов.
Главными составляющими здоровья человека являются его физическое и духовное состояние. Физическое и духовное здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека.
Принципиальную значимость имеет также социальное благополучие. Социальное благополучие связано не только с уровнем жизни и экономическим благополучием человека. Это понятие также отражает социальные связи и межличностные контакты человека в социуме.
Опираясь на фундаментальные и практические исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Н.П. Бехтеревой, Г.И. Косицкого, М.Н. Ливановой, Е.Н. Соколова, К.В. Судакова и их учеников, можно утверждать, что «физиологические механизмы управляются психическими и социальными факторами и функционируют под их сильным воздействием».
Адаптационная модель здоровья основана на поиске показателей адаптированности, служащих критериями оценки психического, соматического и социального здоровья и благополучия индивида в медицинской и педагогической практике.
В настоящее время актуален также валеологический подход к пониманию здоровья, рассматривающий здоровье с междисциплинарной точки зрения, в основе которой лежит представление о динамических резервах системы организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социально-культурного развития и сохранения здоровья человека в условиях на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.