Многомерность факторов индивидуального здоровья

Тема 3. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье человека.

Вопросы:

1. Многомерность факторов индивидуального здоровья.

2. Общая характеристика факторов, определяющих здоровье человека.

3. Факторы, разрушающие здоровье человека.

Многомерность факторов индивидуального здоровья

Здоровье – это основа полноценной жизнедеятельности человека. Оно определяет следующие способности человека:

- способность выполнять определённую физическую нагрузку (возраст, пол);

- способность к познавательной деятельности; познание – стимул к жизни, возможность продлить её;

- способность к адекватной эмоциональной оценке событий внешнего мира и своего положения в нём;

- возможность рождения здоровых детей.

Многомерность факторов индивидуального здоровья определяется различными системами, участвующими в поддержании его конкретного состояния, которые сами по себе являются ценностями, интегрально отражающими какую-либо сторону здоровья. Они связаны между собой, подчинены и могут быть выражены количественно и качественно.

По мнению А.Г. Щедриной, целесообразно выделять пять таких качеств:

1) уровень и гармоничность физического развития;

2) резервные возможности основных физиологических систем (связанных с возрастными и фенотипическими особенностями организма);

3) уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма;

4) наличие (или отсутствие) хронического заболевания, дефекта развития;

5) уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Каждый из названых признаков может позитивно или негативно влиять на здоровье как целостное состояние организма. Например: при гармоничном физическом развитии и хороших резервах сердечно-сосудистой системы у человека может быть низкий уровень иммунитета, закаленности и в результате – частых простудные заболевания, склонность к обострению имеющегося хронического заболевания.

Физическое развитие человека тесно связано со следующими свойствами организма:

- Функциональное состояние организма – определяется наличием резервов его основных систем. Эти резервы позволяют органам и системам организма полностью выполнять свои функции и адаптироваться к факторам, приносящим вред здоровью. Увеличение резервных возможностей организма связано с физическим развитием, закаливанием, иммунизацией и другими формами укрепления здоровья человека.

- Состояние механизмов регуляции, их совершенство – значимый фактор в процессах преодоления болезней, адаптации к бытовым, экологическим и производственным условиям.

- Способность мобилизации физиологических резервов организма. Это –реакция высокой биологической значимости. Согласно биологической теории стресса (Г. Селье), различные факторы (стрессоры) запускают одинаковую биологическую реакцию, назначение которой состоит в актуализации приспособительных способностей организма.

С позиции медико-физиологической науки понятие «здоровье» трактуется как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а «болезнь» как – как результат срыва адаптации. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нормальных пределах.

Болезнь или дефицит физического развития – это один из показателей, характеризующих здоровье человека в целом, несомненно, относящихся к факторам риска и требующих внимания и контроля. Болезнь препятствует и нередко значительно ограничивает приспособительные возможности организма при действии различных средовых факторов.

Здоровье человека меняется с возрастом: оно максимально в 20–25 лет, а затем снижается, особенно интенсивно в 40-45 лет. Отсюда вкладываемые в понятие здоровье системы и концепции здоровье взрослого и ребенка близки, но неидентичны. Детство – период интенсивного развития. Организм ребенка несет в себе врожденные задатки здорового долголетия, которые необходимо развить и сохранить с помощью различных методов педагогического воздействия.

Организм детей и стариков для поддержания своего здоровья требуют затрат в десятки раз больше, чем в среднем возрасте. Поэтому риск потери количества здоровья в эти периоды возрастает.

При теоретической разработке понятие «здоровье» следует учитывать такой биологический феномен, как индивидуальная изменчивость, которая относится к типологическим свойствам организма и отдельных систем (конституция человека).

Невозможно объяснить понижение уровня здоровья, исчерпание ресурсов организма на основании изучения только физиологических механизмов.

Главными составляющими здоровья человека являются его физическое и духовное состояние. Физическое и духовное здоровье должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это неотъемлемые части индивидуального здоровья человека.

Принципиальную значимость имеет также социальное благополучие. Социальное благополучие связано не только с уровнем жизни и экономическим благополучием человека. Это понятие также отражает социальные связи и межличностные контакты человека в социуме.

Опираясь на фундаментальные и практические исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Н.П. Бехтеревой, Г.И. Косицкого, М.Н. Ливановой, Е.Н. Соколова, К.В. Судакова и их учеников, можно утверждать, что «физиологические механизмы управляются психическими и социальными факторами и функционируют под их сильным воздействием».

Адаптационная модель здоровья основана на поиске показателей адаптированности, служащих критериями оценки психического, соматического и социального здоровья и благополучия индивида в медицинской и педагогической практике.

В настоящее время актуален также валеологический подход к пониманию здоровья, рассматривающий здоровье с междисциплинарной точки зрения, в основе которой лежит представление о динамических резервах системы организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социально-культурного развития и сохранения здоровья человека в условиях на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: