В системе с пилот-тоном также формируется КСС. Его спектр (рис. 5.8,а) тоже содержит две части: низкочастотную, представляющую собой сумму Л+П сигналов стереопары, и надтональную - AM колебание с полностью подавленной f пн. Поднесущая в данном случае имеет частоту 38 кГц, модуляция ее по амплитуде также осуществляется разностным сигналом S=Л-П. Чтобы иметь возможность синхронно восстанавливать частоту поднесущей на приемной стороне системы, в спектр КСС дополнительно введен пилот-тон с частотой f пт=19 кГц. Как и в системе с полярной модуляцией, сигналы Л и П подвергаются частотным предыскажениям на стороне передачи при помощи RC-цепи (см. рис. 5.7,в) с постоянной времени 50 (страны Европы) и 75 (страны Америки) мкс. С учетом всех этих отличий выражение для КСС в системе с пилот-тоном можно представить в виде:
(5.5)
где kU0 — амплитуда пилот-тона, все остальные обозначения здесь имеют тот же смысл, что в (5.3), (5.4).
Рис. 5.8. Спектр КСС в системах с пилот-тоном (а) и ЧМ-ЧМ (б)
В системе с пилот-тоном девиация несущей комплексным стереофоническим сигналом составляет ±75 кГц.
|
|
В. Система ЧМ-ЧМ
В системе ЧМ-ЧМ спектр КСС (рис. 5.8,б) также содержит тональную (М = Л + П) и надтональную части. Отличие от рассмотренных систем заключается в следующем: поднесущая, частота которой f пн= 33,5 кГц, модулируется сигналом S=Л-П не по амплитуде, а по частоте. Сигнал S при этом предварительно подвергается компандированию для повышения его помехозащищенности (канал S стереокодера содержит сжиматель Сж, а стереодекодер — расширитель Р). Эта система нашла применение в скандинавских странах и Японии.
Система ЧМ-ЧМ отличается большей помехозащищенностью, обеспечивает более высокое переходное затухание между низкочастотной и надтональной частями КСС. Последнее позволяет использовать ее также для передачи двух раздельных монофонических сигналов. Недостатками этой системы являются большая сложность и более высокая стоимость радиоприемного устройства.