Специфические методы исследования СУ

Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем правления и отражают специфику управленческой деятельности.

Методы активизации технологии творчества.

Интенсивность (производительность) любого процесса (в том числе твор­ческого) обусловлена взаимным действием трех основных причин:

· движущих сил процесса — внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;

· факторов ускорения — внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;

· факторов торможения — внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.

Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь опре­деляется продуктивностью творческого мышления при отсутствии инфор­мации о технологии поиска. Но продуктивность в свою очередь зависит от искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.

Ф. Бэкон указывает на четыре вида препятствий — призраки познания.

Первые два коренятся непосредственно в человеческой природе, будучи врожденными. Два других порождены особенностями социальной жизни и психологии.

Первый вид заблуждений — это "призраки рода ". Они свойственны всем людям, поскольку результаты мыслительной деятельности базируются на искаженной информации органов чувств. К этому же виду заблуждений относится стремление человека при разрешении проблемных ситуаций пользоваться готовыми решениями, привычными штампами, освоенными стандартами (психологическая инерция мышления).

Второй вид заблуждений — это "призраки пещеры", к которым отно­сятся разнообразные индивидуальные вариации и отклонения в проявле­нии "призраков рода": неодинаковые интересы людей ориентируют раз­личным образом их познавательные усилия и оценки.

Третий вид заблуждений — это "призраки рынка", проистекающие из особенностей социальной жизни человека. Эти "призраки" состоят в под­верженности общераспространенным взглядам, предрассудкам и умствен­ным заблуждениям.

Четвертый вид заблуждения — это "призраки театра ", которые производны от "призраков рынка". Здесь речь идет об искажающем влиянии лож­ных теорий и философских учений.

Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания:

· первое правило — принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно;

· второе правило — каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, частях;

· третье правило — в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более слож­ным и соответственно трудным для понимания;

· четвертое правило — осуществлять полные описания предмета исследо­вания, не упуская ничего из внимания.

 

Ассоциативные методы

К ассоциативным методам (во многом аналогичным) относятся: метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций и д.р.

Эти методы основываются на применении в творческом процессе се­мантических свойств понятий путем использования аналогии их вторич­ных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования но­вых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия. Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно исполь­зовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для на­хождения идеи. С целью расширения пространства поиска идей и повыше­ния степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциа­ций). Чаще всего применяют две их разновидности: концентрированные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое поня­тие; гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования пос­ледующей.

Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, слу­чайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вари­антов решения. Эта идея явилась основой метода каталога и усовершенство­ванного метода фокальных объектов.

Метод синектики

Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При ис­пользовании синектики формируются постоянные группы людей (5—7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим при­емам. Полный курс обучения методике рассчитан на год.

Теоретической основой синектики стали утверждения, что творчес­кий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творчес­кие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находит­ся очень много творческих способностей, которые можно выявлять и сти­мулировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: