Содержание и порядок составления важнейших форм отчётности

Баланс предприятия, как основная форма отчётности, предоставляется на бланках типовой формы № 1, ежегодно утверждаемых Министерством финансов Республики Беларусь. В заглавной части формы указывается дата, на которую составляется баланс, полное наименование предприятия, его отрасли или вида деятельности и почтовый адрес.

Таблица баланса предприятия состоит из актива и пассива. В активе приведены наименования отдельных видов средств предприятия, в пассиве – их источники. На каждое наименование вида средств или источника отведена одна строка – статья баланса. Названия статей соответствуют названию счетов действующего плана счетов. Напротив каждой статьи в скобках приводится код соответствующего счёта из типового плана счетов. Статьи актива и пассива подразделяются в разделы и подразделы. Актив баланса представлен двумя разделами:

1. Долгосрочные активы;

2. Краткосрочные активы;

В пассиве баланса статьи также сгруппированы в три раздела:

3. Собственный капитал;

4. Долгосрочные обязательства;

5. Краткосрочные обязатльства.

Баланс заполняют на основе остатков (сальдо) по всем счетам, которые открыты в основном регистре – Главной Книге, Книге учёта хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости. Обязательное ведение одного из этих трех регистров предусмотрено и определяется выбранной формой бухгалтерского учёта – журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной или автоматизированной.

Перед заполнением баланса необходимо сбалансировать остатки по Главной Книге (Книге учёта хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости): итог дебетовых сальдо на конец года по всем синтетическим счетам должен равняться итогу кредитовых сальдо. Обязательна также сверка сальдо синтетических счетов с сальдо аналитических счетов, открытых к конкретному синтетическому счёту (или субсчёту).

Общее правило заполнения баланса сводится к следующему: счета, имеющее дебетовое сальдо, показывают в активе, а счета с кредитовым сальдо – в пассиве баланса.

Форма отчетного баланса предприятий заполняется в миллионах рублей, поэтому при переносе из Главной книги и других регистров сумму сальдо необходимо правильно округлить.

Для повышения аналитичности баланса в нем приводят остатки по счетам не только на конец, но и на начало года.

Так как в балансе получают отражение только начальное и конечное сальдо по счетам, то сама деятельность (процесс работы) предприятия в балансе не находит отражения, поэтому в дополнение к балансу предусмотрено обязательное представление еще нескольких типовых форм - отчета о прибылях и убытках (форма № 2), отчета об изменении капитала (форма № 3), отчета о движении денежных средств (форма № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6) и пояснительной записки.

Отчет о прибылях и убытках содержит все доходы и расходы и данные о конечных финансовых результатах деятельности предприятия.

Отчет об изменении капитала содержит информацию о величине начальных и конечных остатков, увеличении или уменьшении (движении) всех составных частей собственного капитала предприятия за отчетный период.

Отчет о движении денежных средств содержит показатели об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, их поступлений из различных источников и расход по определенным направлениям.

Приложение к бухгалтерскому балансу – в нем дается информация о:

1) остатках заемных средств, кредитов и займов на начало и конец года;

2) остатках на начало и конец года различных видов дебиторской и кредиторской задолженностей;

3) движении амортизированного имущества;

4) движении средств финансирования долгосрочных инвестиций и т.д.

Отчет о целевом использовании полученных средств - в этом отчете отражаются данные о средствах, поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, их расходовании и остатках.

Пояснительная записка представляется вместе с годовым бухгалтерским отчетом – в ней раскрывается учётная политика предприятия и содержится информация, которую нецелесообразно включать в другие формы годовой отчётности, но которая необходима для объективной и глубокой оценки результатов деятельности предприятия.

Название и содержание отдельных статей и разделов баланса, показателей и разделов других форм отчётности могут уточняться и изменяться по мере изменений самих экономических отношений в работе предприятия. Однако сущность этих форм отчётности является неизменной: баланс предприятия отражает состояние его средств и источников на начало и конец отчетного периода, другие формы отчётности отражают (объясняют) движение (переход, изменение) этих средств и источников из начального их состояния конечное, что характеризует объем деятельности предприятия за этот период.

Отчётность предприятий может храниться как на бумажных, так и на машинных носителях информации, пригодных для ее хранения и чтения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: