Внутрипунктовая сортировка пораженных проводится с целью распределения их на группы для направления в определенные функциональные подразделения данного этапа медицинской эвакуации и определения очередности и характера оказания им медицинской помощи в зависимости от опасности для окружающих и нуждаемости в оказании медицинской помощи на данном этапе эвакуации.
Эвакуационно-транспортная сортировка проводится с целью распределения пораженных на группы в зависимости от очередности, вида транспорта и положения, в котором необходимо эвакуировать пораженного (сидя или лежа).
Медицинская сортировка осуществляется на основе диагноза и прогноза.
При массовом поступлении пораженных на этап эвакуации последовательно используются два метода медицинской сортировки: выборочный и конвеерный.
Вначале применяют выборочный метод, при котором путем беглого осмотра из общей массы пораженных выделяются лица, представляющие опасность для окружающих или нуждающиеся в неотложной медицинской помощи на данном этапе. После выборочного применяется конвеерный метод, в ходе которого носилки с пораженными размещают рядами или веером, и сортировочная бригада осуществляет последовательный осмотр и сортировку всех оставшихся пораженных.
|
|
Для фиксации результатов медицинской сортировки используются сортировочные марки, обозначающие, куда и в какой очередности должен быть направлен пораженный. Марки представляют собой металлические или картонные значки, имеющие различную форму и цвет, которые прикрепляются к одежде пораженного. Использование сортировочных марок значительно ускоряет и упрощает процесс медицинской сортировки.
Результаты медицинской сортировки на первом этапе медицинской эвакуации регистрируются с помощью первичных медицинских карточек, которые заполняются на пораженных в сортировочно-эвакуационном отделении отряда первой медицинской помощи.
Медицинская эвакуация (определение, цель, принципы организации, способы, требования). Подготовка пораженных к эвакуации, сроки нетранспортабельности пораженных в зависимости от вида транспорта. Определение понятий: путь медицинской эвакуации, лечебно-эвакуационное направление.
Медицинской эвакуацией называется система мероприятий по транспортировке пораженных из очагов санитарных потерь в медицинские формирования и учреждения для оказания им необходимой медицинской помощи и лечения.
Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса и вывоза пораженных с объектов поражений, из районов стихийных бедствий и крупных аварий, где обеспечивается оказание им первой медицинской помощи, и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи и объединении рассредоточенных на местности и во времени ЛЭМ в одно целое. Наряду с этим эвакуация содействует высвобождению медицинских формирований от пораженных, работающих в очаге. В то же время любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние пораженных и течение патологического процесса.
|
|
Планирование эвакуационных мероприятий основывается на расчете возможных санитарных потерь по лечебно-эвакуационным направлениям, данных о состоянии путей эвакуации, наличии транспортных средств и др. С учетом этого МС ГО представляет заявки в штабы ГО, а транспортная служба организует их эвакуацию.
В зависимости от условий обстановки для эвакуации пораженных используется специальный, приспособленный и неприспособленный автомобильный, железнодорожный, водный и авиационный транспорт, выделенный для этого начальниками ГО объектов, районов, городов, областей, краев, республик.
Автотранспорт является одним из основных средств эвакуации пораженных. Из-за недостатка специального автотранспорта МС ГО будет использовать неприспособленный транспорт с проведением простейших приспособительных мероприятий и в первую очередь для эвакуации тяжелопораженных (оборудование универсальным санитарным приспособлением для установки носилок – УСП-Г, добавление в кузов автомобиля балласта, смягчающего тряскость автомобиля, укрытие кузовов грузовых автомобилей тентами, обеспечение транспорта подстилочным материалом, одеялами и др.)
Наиболее удобными для эвакуации пораженных являются автобусы, оснащенные типовым санитарным оборудованием (ТСО) для установки носилок. На каждый автобус предусматривается одна санитарная дружинница.
Подготовка автомобилей для эвакуации пораженных и проведение работ по их обеззараживанию возложены на автотранспортную службу.
При эвакуации пораженных железнодорожным транспортом необходимо иметь постоянную и переменную часть состава из пассажирских и крытых грузовых вагонов со съемным оборудованием (пружины Кружилина, настилы). Емкость поездов определяется по конкретно складывающейся обстановке.
Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также и речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские и грузовые суда различного тоннажа).
Из воздушных средств, для эвакуации пораженных могут быть использованы самолеты гражданской авиации: АН-2, ЯК-40 и др.
Эвакуация пораженных на первый этап медицинской эвакуации осуществляется транспортом спасательных (сводных) отрядов(команд), выделенных начальником ГО района, города, а также транспортом ОПМ.
Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к объектам (участкам) СНАВР. Медицинские пункты спасательных отрядов выделяют медицинский состав, который организует работу звеньев санитарных дружинниц и носильщиков по уходу за пораженными, оказанию помощи, осуществляет эвакуационно-транспортную сортировку. В первую очередь эвакуации подлежат дети и беременные женщины. Вывоз пораженных в ОПМ производится по наиболее коротким безопасным путям эвакуации. Автомобили явятся основным транспортным средством для эвакуации пораженных на первый этап эвакуации МС ГО. После выгрузки пораженных в ОПМ, его подвергают дегазации (дезинфекции).
Начальник МС ГО района города обеспечивает общее руководство мероприятиями по оказанию медицинской помощи и эвакуации пораженных на первый этап эвакуации МС ГО, а также определяет рубежи (районы) для развертывания ОПМ, контролирует своевременность их развертывания, организацию работы и взаимодействия. Эвакуация из ОПМ (сохранившихся лечебных учреждений) осуществляется автосанитарными отрядами (автосанитарными колоннами); специально оборудованными для этой цели транспортной службой, автотранспортом общего назначения, железнодорожным и водным транспортом, выделенным начальником гражданской обороны района (города, области, республики без областного деления, края) по заявкам начальников МС ГО и в соответствии с планами гражданской обороны. Руководит эвакуацией пораженных в ББ начальник МС ГО района города (области, края, республики без областного деления).
|
|
Для эвакуации пораженных из ОПМ автотранспортом близ эвакоотделения организуется погрузочная площадка, позволяющая разместить под погрузку одновременно несколько автомобилей. Для погрузки пораженных в автомобили целесообразно иметь трапы сходни, заранее сделанные и используемые при перемещении ОПМ в качестве дополнительных бортов автомобиля, увеличивающих возможность размещения имущества. При массовой эвакуации пораженных из ОПМ железнодорожным (водным) транспортом на станции (пристани) погрузки (выгрузки) по планам гражданской обороны развертывают эвакоприемники и оборудуют грунтовые подъездные пути к ним и простейшие приспособления для обеспечения погрузки (выгрузки) пораженных (сходни, мостики и щетки). Для этих целей используют также платформы и трапы (рис.16). При необходимости до погрузки на транспорт пораженных временно размещают в пристанционных и других имеющихся поблизости от места погрузки зданиях, приспособленных для этой инженерной службой.
Пораженным проводится эвакуационно-транспортная сортировка с целью группировки их по характеру локализации и тяжести поражения. На медицинской карточке первичного учета (эвакопаспорте) каждого носилочного пораженного цветным карандашом указывают номер вагона. Больных в состоянии психического возбуждения перевозят в отдельных вагонах, оборудование которых исключают возможность самостоятельного выхода больного из вагона, получения травмы и др.
|
|
Для погрузки пораженных в вагоны выделяют команды носильщиков. Личный состав команды получает инструктаж по способам выноса пораженных из автотранспорта, переноски и погрузки их в вагоны. Команда обеспечивается санитарными носилками из расчета одни носилки на 4 носильщиков. Размещение носилочных пораженных осуществляется в определенной последовательности: сначала на удаленные от входа в вагон места и на верхние полки (в пассажирских вагонах эвакуационных санитарных поездов).
В составе эвакоприемника развертывают перевязочную для оказания медицинской помощи при возникших неотложных состояниях (кровотечение, асфиксия и др.)
Медицинская эвакуация осуществляется в основном по принципу «на себя». Но не исключается возможность при наличии транспорта осуществлять эвакуацию и «от себя» (транспортом спасательных отрядов на первый этап медицинской эвакуации и транспортом ОПМ в ББ), на соседние этапы медицинской эвакуации и даже за пределы области (края, республики без областного деления).
Эвакуация пораженных на первый этап медицинской эвакуации и далее до ГБ (СЭГ) ББ осуществляется в виде единого потока в одном направлении. Такая эвакуация получила название «эвакуация по направлению». Эвакуация пораженных от ГБ (СЭГ) осуществляется в строго определенную больницу в зависимости от локализации травмы или характера поражения. Они называются «эвакуация по назначению» и осуществляется при условии определения диагноза, ведущего поражения и знания места нахождения соответствующей больницы. Для создания более благоприятных условий при осуществлении эвакуации по назначению из ГБ (СЭГ) в больницы МС ГО необходимо стремиться к загрузке транспортных средств уже на первом этапе медицинской эвакуации по возможности однопрофильными пораженными как по локализации, так и по характеру и тяжести поражения. Это резко снизит необходимость проведения перегруппировки пораженных на транспортных средствах в ГБ (СЭГ), а в ряде случаев позволит направлять транспорт с МРП (ВРП) непосредственно в больницы в соответствии с профилем поражения.
Учитывая неблагоприятное влияние транспортировки на состояние пораженных, необходимо стремиться к её смягчению за счет использования наиболее щадящих видов транспорта (водный, железнодорожный, авиационный), временной госпитализации нетранспортабельных пораженных, развёртывания эвакуационных отделений для подготовки пораженных к эвакуации, а также эффективной работы органов управления эвакуацией (медицинские распределительные пункты, вспомогательные распределительные посты). Эвакуация должна находиться в теснейшей зависимости от состояния пораженного и его нуждаемости в лечебно-профилактических мероприятиях, а лечебно-профилактические мероприятия на первом этапе медицинской эвакуации и в ГБ (СЭГ) должны проводиться с учётом дальнейшей эвакуации пораженных и возможностей ОПМ, ГБ (СЭГ). При этом необходимо соблюдать последовательность в расширении и преемственность в выполнении лечебно-профилактических мероприятий в каждой больнице.
В условиях, когда для медицинской эвакуации приходится широко использовать разнообразные типы приспособленных и неприспособленных транспортных средств, особое значение приобретает эвакуационно-транспортная сортировка пораженных и оформление медицинских документов на эвакуируемых. При этом внимание уделяется не только установлению очередности эвакуации, но и виду транспорта, положению на транспорте, а также эвакуационному предназначению. Четкое и правильное заполнение форм медицинской документации, сопровождающей пораженного (медицинская карточка первичного учета пораженных, эвакопаспорт, повагонная ведомость, маршрутный лист), содействует более успешной эвакуации пораженных по направлению и назначению.
Наличие у пораженных медицинских документов в сочетании с быстрым осмотром пораженных на транспорте позволяет медицинскому составу в короткий срок на медицинском распределительном пункте и вспомогательном распределительном посту решить вопрос о дальнейшем направлении транспорта с пораженными в тот или другой БК. Задержка транспорта здесь недопустима.
При этом достигается равномерность и одномоментность загрузки всех БК пораженными с учетом тяжести и характера их поражения. Вот почему МРТ и ВРП справедливо относятся к органам управления эвакуацией пораженных с выполнением элементов медицинской сортировки в ББ.
В основном медицинская эвакуация осуществляется по принципу "на себя". Для этой цели в системе ГО используется санитарный транспорт, транспорт санитарно-транспортных формирований ГО (АСК, АСО, ЭСП, АСЭ), а также другие транспортные средства, выделенные соответствующими начальниками ГО.
В МС ГО различают два вида медицинской эвакуации:
§ по направлению;
§ по назначению.
По направлению эвакуация начинается в общем потоке с места оказания первой медицинской помощи и заканчивается в головной больнице больничной базы МС ГО, откуда пораженных направляют по назначению в больницы загородной зоны в соответствии с видом поражения. При медицинской эвакуации пораженных железнодорожным, водным или воздушным транспортом соответственно на вокзалах, в портах и на аэродромах развертываются эвакуационные приемники, предназначенные для временного размещения пораженных до прибытия транспортных средств.